Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Сетевой проект «Ключ к успеху» как эффективный ресурс развития
Аннотация В статье описываются возможности сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и дошкольного образования в процессе реализации договора о сетевом сотрудничестве. Ключевые слова: сетевое взаимодействие, дополнительное образование, дошкольное образование.
Особенностью системы дополнительного образования детей является ее интеграционный и межведомственный характер: дополнительные общеразвивающие программы реализуются как в организациях дополнительного образования, так и на базе общеобразовательных и дошкольных организаций. Однако, несмотря на «дополняющую» суть, дополнительное образование сталкивается с теми же проблемами в образовании и воспитании детей и подростков, что и общее образование. Помимо внутренних противоречий, связанных с тем, что изначально дополнительное образование обращалось к опыту практиков, имеющих узкую специализацию, но зачастую не имеющих педагогического образования и, конечно, опыта написания программ, со временем стали обостряться и внешние противоречия. Одно из них связано с тем, что в системе дошкольного образования рабочие программы приводятся к единым образцам и стандартам (ФГОС, ФОП), тогда как в дополнительном образовании этого не происходит. Однако педагоги часто реализуют дополнительные общеразвивающие программы на базе дошкольных учреждений. Сегодня перед педагогами-практиками ставятся качественно новые задачи - создание единого образовательного и воспитательного пространства как основы для раскрытия творческих способностей и личностного роста каждого ребенка. Эта идея была подтверждается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Моделируемое единое воспитательное пространство рассматривается как необходимый и эффективный механизм духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков. Другая важная идея полноты и целостности образования заложена в Федеральном государственном образовательном стандарте, что становится ключевым моментом для выстраивания новой системы отношений между дошкольным и дополнительным образованием. Сетевое взаимодействие является высокоэффективным ресурсом динамичного развития образовательных организаций. Сам факт выхода за рамки своей организации и приобщение к опыту коллег – это уже шаг к развитию. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. По инициативе ГБУ ДО ДДТ «Современник» начале 2023-2024 учебного года было принято решение о заключении договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве на безвозмездной основе сразу с целым рядом дошкольных организаций Выборгского района Санкт-Петербурга. В рамках данного договора реализованы следующие направления: · создание единого образовательно-методического пространства; · совершенствование профессиональных компетенций воспитателя и педагога дополнительного образования; · развитие современных технологий и методик дошкольного и дополнительного образования; · повышение профессионального мастерства педагогов и воспитателей посредством совместной разработки и реализации сетевого проекта «Ключ к успеху».
Задачи, которые решались при этом: - - налаживание внутренних связей; - - осуществление взаимодействия между педагогами разных образовательных учреждений; - - интегрированные уроки (подключение материала по одному предмету к изучению другого предмета).
Сегодня мы рассмотрим два направления в аспекте уже достигнутого: с точки зрения повышения профессионального мастерства педагогов и влияния мероприятий проекта на развитие образовательного учреждения (ДДТ «Современник»). С начала учебного года был проведен целый ряд мероприятий. Из них на рост профессионального мастерства педагогов-воспитателей и педагогов дополнительного образования были направлены следующие: 1. В сентябре 2023 был организован семинар-практикум по проектированию дополнительных общеразвивающих программ для дошкольников. Педагоги узнали о специфике проектирования программ, адресатом которых являются дети дошкольного возраста, конкретизировали понятия и термины, содержащиеся в них. Кроме того, перед педагогами «Современника» была поставлена задача актуализировать формы контроля и критериальный аппарат реализуемых программ с учетом специфики дошкольного возраста. Чтобы адаптировать полученную информацию непосредственно к проектируемым программам, педагоги в ходе практической части семинара, работая в группах, должны были определить формы контроля для конкретных планируемых результатов программ художественной, спортивной и социально-гуманитарной направленности, а также предложить систему критериев по каждому показателю. Надо отметить, что групповая работа помогла педагогам закрепить теоретические знания на практике, сориентироваться в специфике требований, предъявляемых к дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым в ДОУ, а также учесть рекомендации, закрепленные во ФГОС и ФОП дошкольного образования, и отразить их в своих программах. 2. Для развития компетенций педагогов дополнительного образования, реализующих программы в дошкольных учреждениях, был организован цикл обучающих семинаров «Учет психологических особенностей дошкольников в работе педагога дополнительного образования». В ходе семинаров педагоги узнали, на какие особенности детского развития необходимо обращать внимание в процессе реализации программ, обсудили примеры из собственной педагогической практики. Семинары, проведенные методистом ИМЦ Выборгского района Еленой Викторовной Лиозновой в 1 полугодии 2023-2024 учебного года, стали для педагогов «Современника» дополнительной возможностью актуализировать особенности психического и физиологического развития детей дошкольного возраста, обсудить возможные формы и методы работы с ними с учетом данной специфики. 3. В декабре 2023 г. в «Современнике» прошло масштабное мероприятие в рамках проекта – «Марафон эффективных практик». Педагоги дополнительного образования провели 14 мастер-классов для более чем 80-ти воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций Выборгского района. По многочисленным отзывам, участники получили позитивный опыт профессионального общения и новые умения, которые планируют применять в своей педагогической деятельности. 4. С января 2024 г педагогами ДДТ «Современник» трижды был проведен так называемый творческий десант – выездные мастер-классы для педагогов-воспитателей на базе ДОУ: «Техники рисования как средство развития изобразительного творчества дошкольников» (педагог дополнительного образования Леонтьев В.В.), «Лучевое ткачество» (педагог дополнительного образования Смирнова М.А.), «Музыкальный фольклор» (педагог дополнительного образования Удалова Т.Г.). 5. В марте-апреле 2024 г состоялись открытые совместные занятия и мероприятия педагогов дополнительного образования и педагогов-воспитателей. Следующий блок мероприятий был нацелен на развитие учреждений, задействованных в сетевом проекте, и улучшение их позитивного имиджа у основной целевой аудитории – родителей дошкольников. 1. С начала учебного года на базе Дома детского творчества «Современник» Выборгского района прошли восемь рабочих встреч участников проекта. Ежемесячные встречи рабочей группы – это площадка для обсуждения разных вопросов, корректировки планов совместной деятельности, поиска новых интересных форм взаимодействия. 2. В октябре 2023 г. в процессе такого обсуждения и взаимодействия были разработаны документы: «Положение о сетевом проекте «Ключ к успеху», утвержденное в ИМЦ Выборгского района, и Паспорт сетевого проекта «Ключ к успеху». Кроме того, обсуждены и приняты к исполнению основные пункты Дорожной карты совместных мероприятий в рамках реализации проекта. 3. В ноябре для организации единого информационно-методического пространства был создан Банк совместных методических разработок, выполненный в формате документа для совместного редактирования в сети интернет. Так, в разделе «Совместные разработки» педагоги могут разместить: - ссылки на технологические карты занятия педагога дополнительного образования и занятия педагога-воспитателя с элементами из ДОП; - технологические карты открытых занятий; - диагностические материалы; - совместные авторские парциальные программы и многое другое. Во вкладке «Полезные материалы» размещаются краткие описания и ссылки на материалы, которые могут быть полезны как педагогам дополнительного образования, так и педагогам дошкольных организаций. 4. В декабре 2023 г. в ДДТ «Современник» прошло первое мероприятие в рамках сетевого проекта «Ключ к успеху» – «Марафон эффективных практик». Педагоги «Современника» провели 14 мастер-классов для 80-ти воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций Выборгского района Санкт-Петербурга. Представители дошкольных организаций Выборгского района в ходе мастер-классов научились некоторым приемам нейрогимнастики; попробовали свои силы в создании бумажных головоломок, в лучевом ткачестве и в изготовлении аппликаций по мотивам гжельской росписи; создали собственный бумажный «Зоопарк» и «Зимнюю сказку» в разных техниках декоративно-прикладного искусства. Кроме того, педагоги разучили запевки и потешки для детей дошкольного возраста, познакомились с увлекательными народными играми и молодецкими забавами, научились новым приемам и упражнениям для распевания голоса с применением игровых технологий, а также пальчиковым играм для малышей. Все присутствовавшие получили позитивный опыт профессионального общения, который можно будет применять в их дальнейшей педагогической деятельности. 5. В январе 2024 г прошло ещё одно большое мероприятие – «День открытых дверей в ДДТ» (экскурсия дошкольников и их родителей в ДДТ «Современник»). В этот день гостями ДДТ стали более 100 детей и родителей из 13 детских садов, ставших участниками разных активностей, организованных педагогами «Современника». 6. В марте опыт реализации проекта был освещён на двух площадках Петербургского международного образовательного форума. 7. В апреле в ДДТ «Современник» прошел районный семинар «Интеграция дополнительного и дошкольного образования», на котором педагоги и воспитатели представляли опыт своего взаимодействия, говорили о трудностях, которые приходилось преодолевать, и об успешном применении новых практик в своей профессиональной деятельности. Подводя итоги сетевого взаимодействия в рамках проекта «Ключ к успеху», можно отметить несколько положительных моментов: • для выявления и поддержки творческих способностей дошкольников используются ресурсы (кадровые, методические, материально-технические) как дополнительного, так и дошкольного образования; • происходит постоянное совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования и воспитателей. • в конкретных дошкольных организациях – участниках сетевого проекта – расширяется спектр эффективных образовательных практик для достижения планируемых результатов ФГОС и ФОП дошкольного образования; • расширяется область обмена и распространения педагогического опыта воспитателей ДОУ и педагогов дополнительного образования. Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования педагогов. 28 воспитателей из 9 детских садов ответили на вопросы анкеты, приуроченной к подведению итогов реализации районного сетевого проекта «Ключ к успеху» в 2023-2024 учебном году. Результаты анкетирования говорят о следующем. В ходе проекта дошкольники познакомились с новыми видами деятельности, получили новые знания о различных проявлениях русской народной культуры, углубили знания о детском русском фольклоре, логических играх (шахматах), освоили новые танцевальные движения, научились работать в таких техниках, как скрапбукинг, пластилинография, обрывная и объемная аппликация и др. Большинство педагогов отметили, что дошкольники, прошедшие обучение по дополнительным общеразвивающим программам в рамках проекта, стали больше внимания уделять выполнению творческих заданий, проявляют интерес к народному творчеству, играм, традициям русского народа, в целом к народной культуре. На вопросы, касающиеся развития психических процессов, лидерских качеств, коммуникативных способностей у дошкольников, многие ответили, что наблюдают улучшение речи, мыслительных операций, памяти, концентрации внимания и внимательности, усидчивости, активизацию познавательных процессов, в частности, любознательности. Ярче стали проявляться лидерские качества и стремление к самостоятельности. Воспитатели также акцентировали внимание на улучшении атмосферы в детском коллективе, а также усилении навыков взаимодействия на уровнях «ребенок–ребенок» и «ребенок–взрослый». Также нас интересовал вопрос о том, какие профессиональные компетенции развились у педагогов в процессе реализации проекта «Ключ к успеху». В течение учебного года наблюдалось явное приращение компетенций как у воспитателей, так и педагогов дополнительного образования, расширение спектра используемых педагогических технологий и методик, что особенно ярко проявилось при проведении совместных открытых занятий. Кроме того, педагоги-воспитатели отметили расширение собственных знаний и представлений о русской народной культуре, усиление мотивации к овладению новыми навыками в области декоративно-прикладного творчества. Отрадно, что 75% опрошенных высказали желание стать активными участниками проекта в следующем учебном году, то есть организовывать и проводить совместные занятия, мероприятия и праздники. Как было отмечено в одной из анкет, любое взаимодействие в рамках проекта было направлено «на создание условий для полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала ребенка в системе дошкольного образования». Поэтому большинство воспитателей подготовительных групп (порядка 80%) порекомендуют своим выпускникам продолжить заниматься по дополнительным общеразвивающим программам и в дальнейшем, но уже на базе ДДТ «Современник». К положительным эффектам сотрудничества можно отнести и то, что за счет реализации дополнительных общеразвивающих программ на базе ДОУ и ДДТ «Современник» привлекаются родители (соответственно, увеличивается контингент дошкольников). На вопросы аналогичной анкеты ответили 86 родителей дошкольников. Они отметили следующие изменения в собственных детях, связанные с занятиями по дополнительным общеразвивающим программам: - ребенок стал более самостоятельным, раскованным, инициативным и уверенным в себе; - ребенок стал более общительным (коммуникабельным) и активным; - исчез страх и стеснение перед выступлениями, ребенок охотно исполняет частушки, песни и запевки, танцует, рассказывает о народных приметах; - расширился кругозор ребенка, его речь, фантазия и воображение; - появился больший интерес к познанию нового, любознательность; - дети с восторгом делятся с родными и близкими новыми познаниями в разных областях (народной культуре, играх, декоративно-прикладном творчестве, танцах); - дети с удовольствием готовят подарки своими руками для родных и близких, используя знания, полученные на занятиях; - многие родители отметили развитие мелкой моторики, координации движений, ребенок стал более выносливым, сильным, ловким, пластичным. 100% родителей дошкольников, посещавших занятия и мероприятия в рамках проекта «Ключ к успеху», утвердительно ответили на вопрос о продолжении занятий по дополнительным общеразвивающим программам в следующем учебном году. 85% родителей выпускников из числа опрошенных выразили сожаление о том, что проект распространяется только на дошкольное образование, и планируют приобщать будущих первоклассников к занятиям в разных сферах дополнительного образования уже на базе школы или в стенах ДДТ «Современник». Без сомнения, можно сделать вывод, что сетевой проект «Ключ к успеху» способствует развитию как педагогов, так и учреждений в целом. Список литературы
1. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 «О Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года» (с изменениями на 21 декабря 2022 года). [Электронный ресурс]: URL: https://www.gov.spb.ru/law/ (дата обращения: 10.09.2023). 2. Кокуева, Л. В., Терещук, М. Н. Развитие дошкольного образовательного учреждения за счет использования потенциала дополнительного образования [Текст] : // Педагогика. 2008. № 3(56). С. 80-83. 3. Пустуева, Д. В. Опыт и проблемы сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования с общеобразовательными организациями Тюмени / Д. В. Пустуева. – [Текст] : // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (306). – С. 270-273. – URL: https://moluch.ru/archive/306/68896/ (дата обращения: 05.12.2023
Поделиться: |