Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Организация проектной деятельности для детей раннего возраста по экологическому воспитанию «Птицы - наши друзья!»
Медленно, медленно падает снег. Тихо по снегу идет человек. В шапке и в шубке своей меховой, Красные санки везет за собой. В санках желтеет кормушка для птиц: Для воробьев, голубей и синиц. Падает, падает, падает снег, Доброй дороги тебе, человек!
Очевидно, что важно не только сформировать у детей первичные представления об окружающем мире, но и воспитать ценностное отношение к живому, заложить понимание необходимости заботы о птицах и, прежде всего, зимой. Самое благоприятное время для подобной деятельности – раннее детство. Именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы и эмпатичны. Цель проекта: формирование у детей устойчивых представлений о птицах, воспитание ценностного отношения к природе и всему живому. Задачи: - знакомство детей с птицами (воробей, синица, снегирь, сорока, ворона и др.); - воспитание заботливого отношения к птицам; - развитие у детей умения внимательно слушать, способностей к диалогической речи; - упражнение в звукоподражании; - развитие речи, обогащение и активизация словарного запаса по тематике; - развитие мелкой моторики. Участники проекта: дети 2-3 лет, педагоги, родители. Типология проекта: игровой, информационно-творческий, краткосрочный.
МЕРОПРИЯТИЯ ПРОЕКТА Познавательное развитие: тематические беседы Проведение бесед, нацеленных на расширение представлений детей о зимующих птицах, основных видах подкормки и т.д.: - «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»; - «Зачем птице клюв»; - «Покормим птичек», - «Зимние гости» и др. Беседы направлены на формирование привычки замечать (рассматривать) птиц в ближайшем окружении; повышение интереса к наблюдению за живой природой; воспитание желания оберегать птиц и ухаживать за ними. Серия заданий «Наблюдение за птицами»: Во время прогулки (или в процессе наблюдения из окна) ребятам предлагается выполнять ряд заданий: - "Птичьи следы на снегу": дети описывают птичьи следы на снегу, пробуют угадать, кому они принадлежат, - "Кто прилетает к кормушке?": дошкольники наблюдают за птицами, сопоставляют их характеристики, - "Воробушки пляшут, крылышками машут": воспитанники называют действия птиц, - "Чирик ": дети прислушиваются к птицам, после чего повторяют звуки, которые они издают. Упражнения нацелены на развитие навыков наблюдения, произвольного внимания, логического мышления, звукоподражания, а также закрепление полученных знаний и воспитание заботливого отношения к птицам. Конструирование «Построим домик для птичек» Детям предлагается разработать и соорудить кормушку для птиц. Усложнением задания является создание проекта кормушки из предоставленных плоских (вырезанных) геометрических фигур. Упражнение нацелено на совершенствование навыков конструирования, а также воспитание желания заботиться о птицах.
§ Формирование интереса к чтению, расширение представлений о птицах; воспитание любви к пернатым друзьям посредством чтения тематической художественной литературы: «Сорока-белобока», Чирик-чик-чик», С. Есенин «Поет зима-аукает», А. Барто «Села птичка», Н. Рубцов «Воробей», Е. Кохан «Снегири», Г. Снегирев «Про птиц», В. Жуковский «Птичка», «Мышь и воробей», «Синица и журавель», «Воробей и лиса» и др. § Во 2-ой половине занятия - рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях, составление рассказов, отгадывание тематических загадок, нацеленное на обогащение и активизацию словарного запаса, отработку умения составлять предложения, состоящие из 3-4 слов, развитие навыков узнавания определенных видов птиц по внешнему виду и повадкам, совершенствование звукоподражания.
Художественное – эстетическое развитие Рисование: «Перышки для воробушка», «Ягодки для птичек», нацеленное на углубление знаний о воробьях и их образе жизни; закрепление бережного отношения к птицам. Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, предложить детям нарисовать ягодки рябины для снегиря. Воспитатель: - Снегирь говорит, что прилетел за помощью. Ночью был очень сильный ветер и сорвал все ягоды с рябины. Зимой птицам тяжело приходится, и рябина поддерживает их силы, помогает пережить долгую, суровую зиму. Ребята поможем снегирю? - А помочь мы можем, если нарисуем рябину при помощи красок? Нет, не поможем, что надо сделать? Коллективное рисование «Птички, прилетайте, зернышки клюйте», направленное на совершенствование умения детей коллективно рисовать ладошкой и пальцем. Ребята сегодня мы с вами будем рисовать пальчиками. Воспитатель опускает только кончик пальца и прикладывает его к кисти рябины. Ребята, а теперь вы набирайте на палец краску побольше, чтобы ягоды были большие. Ягодок рисуйте много, чтобы всем птичкам достались ягодки. Создание зимнего пейзажа из природного материала (рябина и т.д.), изготовление фигурок птиц по разным технологиям. Ребята, сегодня к нам прилетела птичка. Пи-пи-пи! Найдите птичку. (Дети ищут, показывают её на окне). Маленькая птичка прилетела к нам. Ей скучно одной. Давайте слепим много птичек и покормим их зёрнышками. Лепка: «Ягодки для снегиря», «Птички-невелички», позволяющих отработать навыки лепки образа птички из 2-х комочков разной величины, используя дополнительный материал. Вызвать желание лепить птиц и корм для них. Ребятки, посмотрите на нашей картинке веточка рябины, а ягодок на веточке нет. Давайте сделаем ягодки рябины для снегирей, ягодки мы будем делать из пластилина красного цвета. СНЕГИРИ Выбегай поскорей посмотреть снегирей! Прилетели! Прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный нос им рябинки принес. Хорошо угостил, хорошо подсластил! Зимним вечером поздним ярко-алые грозди. А. Прокофьев
Физическое развитие
Гимнастика «Маленькие птички». Ходьба стайкой за воспитателем. Ходьба на носках, легкий бег врассыпную. Ах, красавец – петушок! (клевательные движения головой) На макушке – гребешок, А под клювом-то бородка, (то же влево-вправо) Очень гордая походка: (ходьба с высокоподнятой головой) Лапы кверху поднимает, Важно головой кивает. (взмахи руками) Раньше всех петух встает, (наклоны головы вправо-влево) Громко на заре поет: «Кукареку!» хватит спать! (помахать руками, как крыльями, поднимая Всем давно пора вставать! и опуская голову)
Сюжетно-ролевая игра «Птички-невелички». Целеполагание: развитие умения передавать образ птички; совершенствование в перешагивание через разные предметы и в умении прыгать в высоту. Воспитатель сообщает детям о том, что у Птички сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Для этого нужно купить торт в магазине, где один из детей становится продавцом. Гости едут на такси, водитель один из мальчиков. Птичка живет у одной из девочек, которая приготовила салаты и сервировала стол, помогала ей подруга. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя распределяют роли.
Пальчиковая гимнастика: «Кормушка, Голубь, Дятел, Снегири». Совершенствовать умение действовать в соответствие с текстом. «У кормушки». Сколько птиц в кормушку нашу прилетело? (Ритмично сжимать и разжимать кулачки). Мы расскажем. Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибать по пальчику). Шесть ворон и голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. (сжимать и разжимать кулачки). Снегири За углом для птиц новинка («шагают» пальцами по столу). Там столовая «Рябинка». Погляди-ка, детвора, (сжимаем и разжимаем кулачки). Взошла красная заря. Снегири, скорей проснитесь (открываем клювики). И рябинкой угоститесь («клюют» пальцы в щепотке). Физкультминутки: «Ой, летели птички, Воробьиха и воробушки, Деревья и птички». Птички в гнездышке сидят, (приседают) И на улицу глядят (ладонь прикладывают ко лбу) Погулять они хотят, (машут руками как птички и летают И тихонько все летят. (по группе) Подвижные игры: «Птички летают, Птички в гнездышка, Воробушек и автомобиль, Воробушки и кот, Собачка и воробьи. Целеполагание: отработка умения действовать по сигналу, развитие внимания.
Ребята давайте поиграем вы будете птичками, а стульчики будут гнездышки. Мы свами полетаем, как только скажу быстро все в гнездышки, все летят на стульчики. Птички в гнёздышках сидят и на улицу глядят. Погулять они хотят и тихонько все летят. (дети «разлетаются», машут руками, как крыльями).
Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры: - Кто как устроен; На прогулке обратить внимание детей на птиц: сравнить воробья и голубя. Рассмотреть внешний вид птиц (тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют). - Кто улетел? Воспитатель: у меня 5 птичек – невеличек: снегирь, синичка, воробей и пара сизых голубей. Каких еще вы знаете птиц (Дети перечисляют) У меня много разных птиц. (Показывает картинки с птицами). А сейчас одна птичка улетела, кто остался? -Угадай, кто голос подает. Смешная песенка. Слушание аудиозаписи «Голоса птиц». -Кто где сидит? Показать детям картинки, где сидят птички. Перевернуть картинки и спросить, кто где сидит. - Накормим птичек. Вызвать желание кормить птиц зимой. Ребята, легко ли птицам зимой в лесу? Почему? Им холодно и голодно. (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы? Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц: пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало). Вот мы будем подкармливать птиц, наше угощение положим им в кормушку. И поиграем в игру «Угадайка». Воспитатель бросает мяч и называет корм, а дети должны сказать, какая птичка это любит клевать. Сало – синичка, ягоды – снегирь, огрызок яблока – ворона, зерна – голуби, хлебные крошки и пшено – воробей, семечки – сорока. - Назови ласково. Ребята, а как можно назвать птичку ласково. Воробей-воробушек, голубь-голубка. Маленький - большой. Ребята, давайте посмотрим это маленькая птичка, а это большая и т.д. - Один – много. Воспитатель раздает детям картинки. Дети отвечают: - У меня птичка -У меня птички. Затем составляют пары картинок по принципу : один-много. -Что делают птички? Закреплять знания детей о птицах, развивать память, речь, воспитывать любовь к птицам. Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: Что у них разное? (окраска, размер, что у них общего нам поможет картинка. Внимательно на неё посмотрите и скажите, что есть у всех птиц? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.) - Что птица делает клювом? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Загадки. Верещунья - белобока, А зовут ее? (Сорока) Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением) Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь) - Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
Сюжетно - ролевые игры: «Пригласи синичку в гости, Больница птиц». Целеполагание: формирование навыков узнавания птиц по описанию, и по картинке, отработка умений находить нужную птицу, повышение эффективности запоминания названий птиц. Ребята, смотрите, кто к нам прилетел? (Птичка) Ой, ребята, она плачет, у ней перебинтовано крыло. Что же случилось? В меня мальчишки попали из рогатки. Вот перебили мне крылышко. Оно у меня очень болит, и я не могу летать. Нашлись добрые люди и забинтовали мне его. Я, надеюсь, что скоро выздоровею и буду играть со своими друзьями и подружками в голубом небе. Конечно, ты скоро будешь здорова. Ребята, можно ли стрелять из рогаток в птиц? (рассуждения детей). Работа с родителями -Анкетирование «Экологическое воспитание у детей». Провести опрос родителей по экологическому воспитанию, призывать подкармливать птиц зимой вместе с детьми. -Консультации, индивидуальные беседы «Покормите птиц зимой». -Памятка с рекомендациями для выполнения дома. -Акция добрых дел «с каждого по зернышку». Принести в группу разнообразный корм для птиц: пшено, семечки, сало, хлебные крошки. Изготовление кормушек. - Инициация совместных прогулок наблюдение за птицами на улице, из окна. Целеполагание: знакомство родителей с проектом «Поможем птицам пережить зиму», вовлечение в мероприятия проекта, повышение экологической культуры семьи.
Итоговые мероприятие: - Выставка детских работ; -Альбом все о птицах. Совместно с родителями оформить альбом с изображением птиц. - Досуг «Экологическая тропа «Встреча с Каркушей»; - Совместное сочинение рассказа «Как мы птичек кормили».
Результаты проекта: 1. Систематизация знаний и представлений детей о птицах и их жизни, развитие умения узнавать пернатых по внешнему виду. 2. Повышение познавательного интереса детей, расширение кругозора. 3. Активизация творческих способностей, развитие коммуникативных навыков. 4. Формирование ценностного отношения к птицам, привычки заботиться о зимующих птицах, воспитание милосердия и трепетного отношения к природе. 5. Содействие укреплению детско-родительских отношений, повышение экологической культуры семьи.
Литература - «Комплексные занятия в 1 младшей группе» под редакцией Н. Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т. С. Комаровой; «Занятия с детьми 2-3 лет. - «Социальное развитие, окружающий мир», Винникова Г.И.; Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада»; - Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши», Издательство «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2001 г.
Приложение: Презентация "Организация игровой деятельности родителей с детьми" Поделиться: |