Поиск по сайту

«ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА». Методика обучения спуска на лыжах


Авторcтво: Курочкина Елена Александровна, учитель физкультуры гимназии №105


Из практики реализации обучающих программ по разделу «Лыжная подготовка»

(начальная школа 1-3 классы)


I. Одновременный бесшажный ход

1. Описание техники.

Техника хода состоит из одновременного толчка руками, скольжения на двух лыжах в согнутом положении, голова слегка приподнята. Продолжая скользить, нужно медленно выпрямляться и плавным, маятникообразным движением вынести палки вперед. Палки ставятся чуть впереди креплений, начинается толчок. Толчок заканчивается полным выпрямлением рук.


2. Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) одновременный бесшажный ход применяется на пологих склонах (спусках), при плохом скольжении – на спусках средней крутизны и на раскатанной жесткой лыжне;

б) нужно выполнять законченный толчок палками;

в) во время толчка руками принимает участие в работе и туловище, которое должно «провисать» между палками;

г) нельзя широко ставить палки на снег;

д) нельзя приседать при толчке;

е) нельзя резко выпрямлять туловище после толчка.

Учащиеся должны уметь:

а) имитировать лыжный ход на месте без палок и с палками.

Серия учебных заданий

Действия

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Маховые движения руками, стоя в посадке (имитация).

И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками, руки слегка согнуты в локтевых суставах, кисти рук идут вперед до уровня глаз, локти опущены вниз, руки отводятся назад (одновременно), туловище наклоняется вперед, кисти рук проходят около коленей и уходят назад за туловище (3-5 р. по 15-20 сек.).

Уметь выполнять законченные маховые движения руками как при передвижении на лыжах.

Вторая

Имитация хода на месте с палками.

И.п. – стоя на полусогнутых ногах. Выполнять маховые движения одновременно двумя руками с палками, не ставя их на землю (4 р. по 10 сек.).

Уметь выполнять законченные маховые движения палками.

Третья

Передвижение на лыжах по учебному кругу.

1. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в медленном темпе с небольшим прокатом одновременными толчками палками (3-5 р. по 15-25 м).

2. Передвижение на лыжах под небольшой уклон. Выполнять в быстром темпе одновременные толчки палками (3-4 р. по 10-20м).

3. Передвижение по ровной лыжне при хорошем скольжении. Выполнять одновременные толчки палками (3-5 р. по 10-15 м).

Уметь выполнять законченный толчок руками с наклоном туловища.


Уметь быстро выполнять одновременные толчки палками.

Уметь продвигаться, не делая остановок, за счет усилия нажима на палки.

Четвертая

Передвижение на лыжах по учебной лыжне.

Передвижение по учебной лыжне. На отлогом склоне (10-20 м) выполнить одновременный бесшажный ход.

Соблюдать правильное выполнение техники хода. Выполнить на оценку.

Пятая

Передвижение на лыжах по дистанции.

Передвижение по слабопересеченной местности. На отлогих склонах выполнять одновременный бесшажный ход.

Уметь правильно применять ход с учетом рельефа.

3. Игровые задания.

1) На отрезке 10-20 м выполнить наименьшее количество отталкиваний палками (лучшее отталкивание, законченное движение руками и больший прокат на лыжах).

2) На скорость «Кто быстрее?» Быстрое отталкивание палками на отрезке 20 м. Кто первым придет к финишу.



СПУСКИ НА ЛЫЖАХ

1. Описание техники спусков.

Существует три разновидности стоек: основная, высокая и низкая.





2. Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) нужно при спуске сгибать ноги в коленных суставах;

б) нельзя сильно наклонять туловище вперед;

в) нельзя руки с палками широко расставлять в стороны и держать перед собой кольцами вперед или волочить их по снегу;

г) нужно вес тела равномерно распределять на обе лыжи и слегка вывести одну лыжу вперед.


Учащиеся должны уметь:

а) принимать позу стойки при спусках в зависимости от крутизны;

б) правильно распределять вес тела на обе лыжи;

в) проходить весь спуск без особого напряжения.

Серия учебных заданий

Действия

(информационный кадр)

Упражнения

(операционный кадр)

Контрольное упражнение

(контрольный кадр)

Первая

Имитация посадки лыжника при различных стойках на месте без лыжных палок.

Выполнить посадку лыжника в основной, низкой и высокой стойках (5-7 раз).

Уметь правильно выполнять названную стойку по команде.

Вторая

Выполнение на открытых ровных и некрутых склонах спусков в различных стойках без лыжных палок.

1. Спуск с некрутых склонов в основной стойке (5-7 раз).




2. Спуск со склона крутизной до 15 ° в низкой стойке, длина склона 15-20 м (5-7 раз).



3. Спуск со склона крутизной до 25 ° в высокой стойке (длина склона 15-20 м) (5-7 раз).

Уметь правильно применять положение основной стойки. Выполнить на оценку.

Уметь правильно применять положение низкой стойки. Выполнить на оценку.

Уметь правильно применять положение высокой стойки. Выполнить на оценку.

Третья

Выполнение на ровных и некрутых склонах упражнений без лыжных палок.

1. Во время спуска выполнять переход из низкой стойки в высокую и обратно (4-6 раз).


2. Спуск с узким и широким ведением лыж (4-6 раз).



3. Во время спуска по очереди выдвигать вперед левую и правую лыжу (3-5 раз).



4. Выполнять спуск в положении шага (выпада) (3-5 раз).

5. «Ходьба» на спуске с высоким подниманием колена (скольжение на одной лыже) (3-5 раз).




6. Выполнить одновременный спуск шеренгой (4-6 чел.), держась за руки (3-4 раза).

7. То же самое – переходя из высокой стойки в низкую и обратно под команду (3-4 раза).

8. Выполнить прямой спуск в низкой стойке через ворота из лыжных палок (4-6 раз).

То же самое, но между воротами подниматься в высокую стойку (3-5 раз).

9. Во время спуска выполнять различные движения руками (махи, круги и т.д.).

Уметь удержать равновесие. Выполнить задание на оценку.

Уметь удержать равновесие (при спуске с узким ведением лыж).

Уметь удерживать равновесие и правильно распределять вес тела на лыжи.

Уметь удержать равновесие.

Уметь удерживать равновесие. Правильно переносить вес тела с одной лыжи на другую.

Уметь удержать равновесие в составе группы.

Уметь согласованно действовать в группе.

Уметь удерживать равновесие.





Уметь удерживать равновесие.

Четвертая

Выполнение на склонах заданий с использованием предметов.

1. Во время спуска зажать между коленями рукавицу (3-4 раза).

2. Спускаясь, проносить лыжу над флажком (рукавицей), положенным на лыжню (3-4 раза).

3. Во время спуска обносить рукавицу (флажок) вокруг туловища и бедра (3-4 раза).

4. Спускаясь со склона в парах, перебрасывать друг другу рукавицу (3-5 раз).


5. При спуске положить возле лыжни какой-нибудь предмет (рукавицу). Партнеру нужно поднять его (3-4 раза).

6. Во время спуска бросать снежки в цель.

Уметь удерживать равновесие.

Уметь удерживать равновесие.


Уметь удерживать равновесие.


Уметь удерживать равновесие, контролировать направление движения.




Уметь удерживать равновесие и попасть в цель.

Пятая

Выполнение на месте различных положений стоек с лыжными палками.

Выполнить посадку в основной, низкой, высокой стойках (5-7 раз).

Уметь правильно выполнять названную стойку по команде.

Шестая

Выполнение при спусках различных стоек с лыжными палками.

1. Выполнить спуск в основной стойке (6-8 раз).

2. Выполнить спуск в низкой стойке (6-8 раз).

3. Выполнить спуск в высокой стойке (6-8 раз).

4. Ознакомить учащихся 5 кл. со стойкой «отдыха».

Выполнить упражнение на оценку.


ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДЪЕМОВ НА ЛЫЖАХ

Описание техники



Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) нельзя делать слишком большой наклон туловища вперед;

б) нельзя ставить лыжные палки в снег под слишком тупым углом далеко от туловища;

в) нельзя делать высокий вынос рук (выше головы).

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Подъем ступающим и скользящим шагом. Выполнение упражнений на ровной площадке.

1. Передвигаясь в медленном темпе по лыжне (шеренгой), выполнить упражнение ступающим шагом (ходьба) (3-4 раза) (20-25 м).

2. Передвигаясь в медленном темпе по целине (глубокому снегу), выполнить упражнения ступающим шагом (3-4 раза) (10-15 м).

3. Передвигаясь вперед по мягкой лыжне, быстрыми шагами, поднимая лыжи.


Вторая

Передвижение на лыжах – подъем по отлогому склону.

1. Передвижение «в подъем» «ступающим шагом» (3-5 раз) (15-20 м).


2. Выполнить подъем «ступающим шагом» в виде бега короткими шагами до 10-15 м (3-5 раз).



3. Опробовать подъем (крутизна 5 °, длина 10-15 м) скользящим шагом (3-5 раз).

Выполнить упражнение на оценку.

Выполнить упражнение как соревнование. Игра «Кто быстрее добежит до флажка?»

Ученикам 3 кл. выполнить упражнение на оценку.





Проверка готовности учащихся к обучению подъемом «елочкой» и «полуелочкой».

Учащиеся должны знать, что:

а) нужно лыжи ставить на внутреннюю часть;

б) должна быть достаточная опора на палки;

в) при подъёме «ёлочкой» носки лыж нужно достаточно широко разводить в стороны;

г) нельзя низко наклонять туловище.



Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Подъем «елочкой» и «полуелочкой». Выполнение упражнений на ровной площадке.

1. Стоя на месте, по команде принять положение «полуелочки», «елочки» (3-5 раз).

2. Передвигаясь в медленном темпе (разомкнутой шеренгой), выполнить «елочку», «полуелочку» (3-5 раз по 10-15 м).




Уметь правильно разводить носки лыж, палки ставить сзади.

Вторая

Выполнение упражнений на склоне крутизной до 10 ° протяженностью до 15-20 м.

1. Выполнить подъем «елочкой» и «полуелочкой» в медленном темпе (3-5 раз каждый).

2. Выполнить подъем в виде медленного бега короткими шагами (3-5 раз).

Выполнить на оценку.


Учащимся за правильно (техника) выполненный подъем поставить оценку.



ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ТОРМОЖЕНИЯ ЛЫЖАМИ



Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) торможение «плугом» применяется для уменьшения скорости на спусках или полной остановки;

б) во время торможения носки лыж должны быть вместе, пятки лыж разведены в стороны;

в) лыжи необходимо поставить на внутренние ребра, вес тела распределить равномерно на обе лыжи;

г) положение туловища и рук с палками должно быть, как при спуске в основной стойке.


Учащиеся должны уметь:

а) принимать положение «плуга» на месте и при спуске со склона;

б) снижать скорость при спуске;

в) делать полную остановку после спуска.

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Разучивание подводящих упражнений на месте, на укатанной ровной площадке.

Из основной стойки принять положение «плуга» (8-10 раз).

Уметь правильно поставить лыжи и равномерно распределить вес тела.

Вторая

Разучивание торможения «плугом» при спуске по пологому склону.

1. Во время спуска сохраняется принятое положение, как и на равнине (5-7 раз).


2. Во время спуска несколько раз изменить ширину «плуга», из узкого перейти в широкий и наоборот (5-7 раз).

3. Начав спуск в основной стойке (лыжи параллельно) и проехав в таком положении 3-5 м до ориентира (флажок или палка) перейти в «плуг». После этого снова принять основную стойку до следующего ориентира, затем опять плуг (5-7 раз).

4. При спуске по команде «Быстрее!», «Медленнее!» регулировать скорость движения (3-4 раза).

5. Соревнования на быстроту торможения (при определенной длине разгона).

Уметь ставить лыжи на ребро и правильно выполнять стойку при спуске.

Не допускать перекрещивания носков лыж.


Научиться регулировать движения за счет сведения и разведения лыж.







Выполнить упражнение на оценку.

Третья

Разучивание торможения «плугом» на выкате после спуска.

1. После спуска на выкате принять положение «плуга» до полной остановки (4-6 раз).



2. После спуска на выкате до установленного ориентира выполнить полную остановку «плугом» (3-5 раз).

Уметь достаточно широко разводить пятки лыж и выполнять равномерное давление на обе лыжи.

Выполнить упражнение на оценку.


Проверка готовности учащихся к обучению.

Учащиеся должны знать, что:

а) при торможении нельзя выводить нижнюю лыжу далеко вперед, создавая перекрещивающиеся лыжи.

б) нельзя выпрямлять ногу с верхней лыжей, на которой происходит скольжение, и, наоборот, нельзя сгибать отведенную в сторону (в упор) ногу с нижней (упоровой) лыжей.


Учащиеся должны уметь:

а) принимать положение «полуплуга» на месте и при спуске правой и левой лыжей;

б) уменьшать или увеличивать величину упора в движении на спуске, регулируя тем самым скорость передвижения.

Серия учебных заданий

Действие

Упражнения

Контрольное упражнение

Первая

Разучивание подводящих упражнений на месте, на укатанной ровной площадке.

Из основной стойки принять положение упора («полуплуга») (5-7 раз).

Уметь правильно поставить лыжи и распределить вес тела.

Вторая

Разучивание стойки упора на пологом ровном склоне.

1. Учащиеся стоят боком к склону. При движении перейти к положению торможения упором, правой и левой ногами (5-7 раз).

2. При медленном, на середине спуска, спуске перейти на торможение упором, затем снова принять положение основной стойки и продолжить спуск (5-7 раз).


3. Начав медленно спускаться по склону и проехав до ориентира (лыжная палка), перейти в упор «полуплуг», затем снова продолжить спуск в основной стойке до следующего ориентира и т.д. (5-7 раз).

Уметь выполнять торможение правой и левой лыжей.


Уметь регулировать движение в зависимости от величины угла сведения упоровой лыжи.

Прочувствовать, как меняется скорость в зависимости от упора лыжей. Выполнить упражнение на оценку.



Поделиться: