Поиск по сайту

Использование художественной графики и нетрадиционной техники дудлинг как средства рaзвития фaнтазии и интересa к изобрaзительному творчеству у детей дошкольного возрaста


Авторcтво: Юдинцева Алина Леонидовна, воспитатель ГБДОУ детского сада №107 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Мир мaленького человекa крaсочный, эмоционaльный, все прекрaсное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает его, и именно в этом возрасте дети обладaют большим потенциaлом фантaзии, творчествa, основaнного на сaмовыражении и сaморaзвитии.

      Художественно-эстетическое развитие ребенка углубляет эмоции, дает возможность для личностного развития, развивает чувства, интеллект. «Истоки способностей и дaрования детей - на кончикaх их пальцев. От пaльцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А.Сухомлинский.

      По мнению учёных, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. Л.С.Выготский называл рисование «графической речью». Современному педагогу необходимо использовать в образовании и воспитании дошкольника такие средства, которые могли бы помочь реализовать весь его положительный потенциал как творческой личности, развить все имеющиеся у него способности, почувствовать ситуацию успеха и желание создавать красивые изделия интересными, нестандартными, нетрадиционными способами.

Актуальность

      Изучив ряд методических пособий и рекомендаций по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, мною был сделан вывод, что графика, как правило, не выделена как направление работы с детьми и работе по изучению линий, штрихов не уделяется должного внимания. Хотя значение этого вида работы велико.

      Дудлинг – это ключ, который открывает простор не только для творчества, но и к запоминанию информации прогрессивным способом. Такое рисование является хорошим подспорьем для развития детской фантазии, и развития интереса к изобразительному творчеству, а также происходит кодирование информации, закрепление ее в памяти за счет эмоционального компонента.

Практическая значимость

     Интуитивное рисование в технике дудлинг расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию, ускоряют развитие речи, готовит руку к письму, что очень важно для детей дошкольного возраста. Дудлинг напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. В настоящее время вопросы художественно эстетического развития старших дошкольников    изучены преимущественно с позиций: обучения изобразительной деятельности и конструирования (А.Н. Давидчук, Т.С. Комарова, З.Б. Лиштван, Л.А. Парамонова). Актуальной представляется систематизированная и последовательная работа с детьми 5-7 лет по развитию графических умений у детей.

Цель статьи – оказать методическую помощь воспитателям ДОУ по развитию графических навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС, в том числе на этапе подготовки детей к школьному обучению. Графика – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, силуэт.

     Графике доступны разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр и др.) и практические неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира. Художественно-выразительные достоинства графики заключаются в ее лаконизме, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначение предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения, они рассчитаны на активную работу воображения зрителя. Значение графического рисования заключается в том, что дети, изображая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как “нарушение” пропорций, а также цвет, фактуру, форму.

     Графика – более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, т.к. важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесёнными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика близка живописи, но если там цвет является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчётлива, может быть приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством. Если мазок стремится перейти к чувственно осязаемой форме, то линия, штрих, рисунок готовы порой перерасти в геометрическую схему. Графика больше, чем живопись, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчёркнута её «сделанность». Живопись создаёт убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонии натуры. Графический лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, т.е. всю «технику» рисунка. Она и рассчитана на то, чтобы быть очевидной. Если в живописи пространство передаётся с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передаётся обычно линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.

     С этими особенностями графики, ее основными средствами выразительности в создании художественного образа нужно знакомить дошкольников, тогда их работы будут более глубокими, яркими, эмоциональными, а правильно выбранные техники и материалы помогут осуществить и передать задуманное в работе.

Задачи развития детей 6–7 лет в технике графического рисования.

  • Поэтапное освоение трансформации графических средств: точки, линии, штриха в изобразительной композиции.
  • Упражнять в правильном определении направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов узора с учетом ритма, симметрии.
  • Развивать способность создавать сюжетные композиции с использованием разных цветов.
  • Развивать способность комбинировать петельные, зигзагообразные, спиралевидные элементы, создающие образы стилизованных животных, птиц, рыб, цветов, веток, ягод.
  • Развивать творческие замыслы детей, используя в рисунке разнообразные линий и элементы.
  • Развивать навык работы в технике коллажа для усиления образной выразительности композиции и отработки графических технических приемов.
  • Продолжать развивать координацию системы “рука-глаз”.
  • Продолжать развивать чувства ритма, меры, уверенности.
  • Продолжать развивать эстетическое и художественное восприятие, образное и творческое мышление.
  • Закреплять способы линейного рисования при создании сложных графических композиций.
  • Развивать умения и навыки работы над графическими композициями разной степени сложности
  • Развивать мыслительные способности на основе формирования образных представлений. Развитие ассоциативного образного мышления средствами различных видов искусств (художественная литература, графика, музыка, выразительные движения).
  • Формирование представлений о плоскости, рельефе и объёме, симметрии и асимметрии.
  • Подвести к пониманию закономерностей компоновки рисунка на листе
  • Развитие чувства вертикали и горизонтали.
  • Укреплять мышечный тонус кисти руки, регуляции нажима на пишущий инструмент. Приобретение навыков координации движений.

Этапы работы по ознакомлению детей с графикой.

1 этап. Знакомство с графикой. Данный этап работы предлагает:

  • знакомство детей с одним из видов искусств с графикой, которая включает в себя:

- рисунок,

- печатные художественные изображения (гравюра, литография);

  • определение отличия графики от живописи;
  • изучение выразительных средств и особенностей графики;
  • разъяснение роли графики в иллюстрациях к детским книгам;
  • знакомство с творческой манерой, особенностями почерка художников-графиков В. Лебедева, В. Конашевича, Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.

2 этап. Линия (вертикальные, горизонтальные, наклонные, ломанные, волнистые, дугообразные).

     Предполагает работу, которая направлена на то, чтобы вызвать у детей интерес к линии как средству выразительности и ее образным превращениям, и видоизменениям.

     На данном этапе необходимо показать детям выразительность линий, их возможности использования в зависимости от характера образа.

3 этап. Штрих.

Основная задача – показать роль штриха и его особенности в создании образов разными способами.

  • раскрыть особенности графического средства – штрих, и применение этого приёма в зависимости от образных задач
  • формирования чувства графического стиля
  • показать применение разных видов и приёмов штриховки (длинный штрих, короткий, разный нажим, передача пушистости)
  • показать разновидность штриха в передачи: перспективы, объёма, света и тени, усиления тона, растушёвки

4 этап. Силуэт. Предполагает:

  • знакомство с таким способом графического изображения как силуэт;
  • знакомство с выразительными возможностями и особенностями работы силуэта
  • развитие «чувство пятна» (т.е. гармония черного цвета туши и белого листа бумаги);

     Проблемa рaзвития творческого воображения у дошкольников на данный момент остается очень aктуальной. В процессе работы с детьми нужно использовать новые средствa и применять материалы, которые располагаются вокруг нас каждый день, это приносит детям радость. Рисовaние интересует детей, особенно нетрaдиционное, дети с большим увлечением творят и придумывают что-то новое сами. Подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, попутно традиционным способам рисования, совершают чудеса и преобразовывают повседневные занятия в игру, в сказку. Творя этими средствами, ребятам не страшно сделать ошибку, так как все элементарно можно переправить, а из ошибки непринужденно можно выдумать что-то другое, и ребенок приобретает решительность в себе. Рисование нетрадиционными способами – занимательная, интересная работа, которая поражает и приводит в восторг детей. [52]. [1,46]

     Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Дети продолжают изучать разнообразные материалы и техники, с замыслом обрести яркий образ, сюжет. [5]

     В старшем дошкольном возрасте изучаем новую нетрадиционную технику «Дудлинг»- это техника рисования незамысловатых фигурок (точек, кружков, каракуль, ромбиков, прямоугольников и т.д.), это полет фантазии, то, что принято называть воображением. Данная техника используется в деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. С детьми средней группы мы начали изучение первоначальных этапов техники: знакомство с узорами, рассматривание образцов, происхождение самой техники.

     Двигаясь в данном направлении, в процессе наблюдения за деятельностью детей, я сделала вывод, что занятия рисованием нетрадиционной технике «Дудлинг» в сегодняшнее время носит высокий смысл. Нетрадиционное рисование способствует развитию фантазии и интереса к изобразительному творчеству, а также к раскрытию творческих возможностей ребенка, регулярно возрастает потребность к художественной деятельности, формируются душевные процессы. Этот способ дает детям ощутить себя естественнее, легко, непосредственнее, усиливает развитие фантазии, дает волю выражения себя в деятельности. [3]


Поделиться: