Поиск по сайту

Технология проблемного обучения в работе с дошкольниками. Современный взгляд на образование подрастающего поколения


Авторcтво: Потешина Елена Николаевна, воспитатель ГБДОУ № 64 Санкт-Петербурга


       В период системных преобразований в образовании актуальными стали требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности. Сегодня ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и деятельностный подход к процессу обучения, в результате которого происходит становление самоценности дошкольного детства и сохранение самой природы дошкольника. Согласно данным требованиям у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие социальные и психологические характеристики личности ребенка, как:

·         проявление любознательности;

·         наличие вопросов, касающихся близких и далеких предметов и явлений,

·         наличие причинно-следственных связей (как? почему? зачем?),

·         активные попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей,

·         склонность к наблюдательности и экспериментированию,

·         овладение начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он находится.

      Работая и общаясь с детьми в детском саду, я задумалась, как же сделать так, чтобы ребенок сам почувствовал потребность в получении новых знаний, начал думать и находить пути решения поставленных перед ним задач?

      При изучении разных современных технологий в работе с дошкольниками меня увлекла идея основателя проблемного обучения Дж. Дьюи, американского философа, психолога и педагога (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно, в отличие от традиционного, доставляет воспитанникам радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

      Суть проблемного обучения заключается в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения для того, чтобы ребенок сам добывал знания. Мне стало интересно, как можно в непрерывной образовательной деятельности создать проблемные ситуации и развить активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении знания и способы деятельности не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал задается как предмет поиска. Весь смысл обучения заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

      Мне стало понятно, что технология проблемного обучения предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в процессе разрешения проблемной ситуации и направлено на личностно-ориентированный подход в обучении. Для того, чтобы деятельность детей носила поисковый, самостоятельный характер, воспитатель должен так организовать процесс, чтобы решать возникающие задачи вместе с ними, осуществлять совместный поиск для выхода из проблемной ситуации. Воспитатель перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске знаний. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер, и как руководитель обучения.

      «Только немногие дети могут видеть проблемные ситуации» (И.Я. Лернер). Для того, чтобы большинство детей могло видеть и решать проблемы, нужна, на мой взгляд, система проблемных ситуаций, включенных в образовательный процесс. Воспитателю необходимы умения управлять процессом разрешения проблемных ситуаций: предвидеть возможные трудности на пути достижения цели в проблемной ситуации; мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли ребенка, решающего задачу; умение непредвзято оценить варианты решений детей даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя. Я выстраиваю определенный маршрутный лист для детей: постановка проблемы, актуализация знаний, выдвижение предположений, проверка решений. Процесс обучения организуется таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.

     Наиболее важными функциями, характерными для проблемного образования, являются, во-первых, развитие творческих способностей воспитанников, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому, поэтому я считаю, что использование проблемного обучения дает новые перспективы для развития в детях лидерских качеств и способности мыслить вне шаблонов, тем самым, растить новое поколение, которое будет жить не в прошлом, а в будущем.

     На своей практике я успела столкнуться со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Технология проблемного обучения дает возможность детям мыслить не по готовым схемам, а искать собственные пути решения задач.

      «Жизнь ребенка - один огромный эксперимент» (Альфред Адлер). Я считаю, что детям не нужно давать шаблон для экспериментирования, ведь к выводу они должны прийти самостоятельно, не боясь совершить ошибку. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания, но если перед ними нет готового алгоритма действий, то страх ошибиться пропадает, и мы получаем «полет мысли» (творческое мышление), которому нужно лишь задать правильный вектор.

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Творческое осмысление действительности является одним из способов активного познания мира и именно оно делает возможным прогресс человека в целом, и вследствие этого - развитие общества.                Творческое мышление – вид мышления, связанный с созданием и открытием чего-либо нового. Это и есть путь к развитию способных, талантливых, одаренных детей. Одаренные дети — достояние нации, с этим высказыванием тяжело не согласиться, действительно, дети — наше будущее.

      Современный педагог должен обладать новым педагогическим мышлением, так как современное общество движется вперед. Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач является развитие у воспитанников интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе являются мощными инструментами, побуждающим воспитанников к более глубокому познанию и развитию их способностей.

     Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность воспитанников. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии. Нам нужны новые знания, постоянное наращивание профессиональной компетентности для удачной социализации и преемственности школьного обучения.

      Я считаю, что работа в этом направлении актуальна, так как проблемное обучение   вносит большой вклад в формирование готовности к творческой деятельности, способствует развитию познавательной активности, дает осознанность знаний. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение материала, а также предупреждает появление формализма, бездумности и делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

 

 




Поделиться: