Авторcтво: Григорьева Инна Алексеевна, учитель французского и английского языков ГБОУ №124 Санкт-Петербурга |
Долгое время у нас в стране принято было считать, что советское образование лучшее в мире. Но мир менялся, появлялись тенденции к стремлению жить за границей. В средствах массовой информации все чаще начинали говорить о том, что в других странах лучше все: жизнь, питание, образование, лечение. И при первой появившейся возможности многие из нас ехали за границу. Тем, кто еще нигде не побывал, друзья обязательно рассказывали, как прекрасно жить и работать в другой стране. Постепенно люди переставали ценить свою родину, культуру и ехали попробовать таинственное, неизведанное и сказочное, неподвластное нашему уму и сердцу, то, что покоряло все их мысли. Многие, пытаясь обосноваться в другой стране, отдавали детей в школу и шли на любую предложенную им работу. Но так ли легко человеку с нашей славянской культурой жить, например, в Европе или Америке? Легко ли воспринимать чужой менталитет, другие правила поведения в обществе, иное объяснение учебного материала в школе? В такие моменты начинаешь понимать истинный смысл пословицы: «Там хорошо, где нас нет». В чем же разница систем образования в России и Франции? Где же лучше учиться нашим детям? А французы довольны обучением в государственной школе?
Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.
Школы в России дают детям общее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия иногда приобретаются.
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех.
Получение образования имеет ограничение учебного времени учащегося, согласно Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы». Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:
I ступень(начальное общее образование) — 4 года (1-4 класс);
II ступень (основное общее образование) — 5 лет (5-9 класс);
III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года (10-11 класс).
Особенностью французской системы образования является преобладание государственных учебных заведений и бесплатное обучение для всех, включая иностранцев.
Принятая во Франции система школьного образования разделена на три блока: начальная школа (5 лет обучения), колледж (4 года), лицей (2-3 года). Обязательными являются первые два.
Лицей - завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Главных отличий французского лицея от российской средней школы два. Во-первых, на этом этапе начинается специализация, а во-вторых, аттестат о среднем образовании (baccalauréat, или сокращенно ВАС) получают далеко не все учащиеся лицеев, а только в среднем 80%. Остальные 20% остаются на повторное обучение, либо бросают лицей.
Пообщавшись с французами, я поняла, что они в массе своей недовольны государственными учебными заведениями. Во-первых, таких преданных своей профессии учителей, любящих детей и готовых работать на энтузиазме, как у нас, там очень мало. Чаще всего за границей учителя государственных учебных заведений – это люди недовольные своей жизнью, не нашедшие себя в другой профессии, ставшие педагогами не по призванию, а по вынужденным обстоятельствам. Одна моя знакомая с возмущением рассказывала, как учительница на уроке говорила о том, что не любит свой предмет, и никогда не пошла бы преподавать, если бы ее зарплаты переводчика полностью хватало ей на жизнь. Другие же знакомые французы рьяно ругались на учителя, который полгода проболел, замену ему не ставили, дети предмет не учили, а когда вышел, поработав месяц, вновь ушел на больничный. (Государство Франции явно заботится о своих гражданах, и они прекрасно умеют этим пользоваться ). Только детям по этому предмету в конце года нужно было сдавать экзамен, и никого не волновало, как они освоят весь материал. Вот так. Во-вторых, программа не особо сложная, домашних заданий для закрепления учебного материала задают очень мало и ребенок обычно справляется с ними за 30 мин. Многие родители этим также недовольны. Но что поразило меня больше всего, так это бурные высказывания детей о некоторых учителях школы в Мериньяке (западный пригород города Бордо). Как оказалось учителя позволяли себе грубые высказывания о детях, о том, какие они глупые, что ничего не могут и ничему не научатся… А если ребенок подходил и просил помочь или дать дополнительное задание для повышения оценки, то в ответ получал грубый отказ типа: «Ничего страшного, если по этому предмету будет не высокая оценка, ведь есть еще много других предметов и можно поработать над остальными!» Как же потом ученик захочет учить этот предмет! По словам родителей и детей, многие учителя обычных государственных французских школ не прививали желание получать знания, а наоборот убивали его на корню.
По этой причине родители вынуждены отдавать детей в платные учебные заведения, которых во Франции становится все больше и больше. И для сравнения: если в государственной школе расходы за год составят примерно 1 тыс. евро. Обучение в частной школе обойдется не в пример дороже - порядка 15,2 тыс. евро. А если в семье несколько детей? Считайте сами…
Исходя из вышесказанного, хотелось бы выразить благодарность нашим учителям, которые любят свою профессию, стараются дать прочные знания учащимся, с уважениям относятся к ученикам! Хотелось бы заметить, что если человек планирует всю жизнь прожить в России, то зарубежный диплом ему не нужен. Все-таки образование ориентировано на политические, экономические, социально-культурные традиции страны, а просто учиться, потому что это модно, престижно, не имеет смысла. По моему мнению, лучше выбрать школу в соответствии с развитием и наклонностями ребенка, а затем и ВУЗ в своей стране.
Поделиться: