Поиск по сайту

Практические аспекты освоения лингвострановедения в рамках изучения иностранного языка (на примере китайского языка)


Авторcтво: Подтакуй Варвара Михайловна, учитель китайского языка, кандидат психологических наук, ГБОУ гимназии №652 Выборгского района Санкт-Петербурга


Всем известно, что невозможно изучать иностранный язык в отрыве от культуры страны изучаемого языка. Знание страноведческих основ помогает изучающему иностранный язык понять национально-исторические особенности, свойственные иной социокультуре. Рубрики страноведческого и лингвострановедческого характера ставят целью расширить знания учащихся о странах изучаемого языка, их культуре, истории, реалиях и традициях, особенностях национального характера и быта.

Материал уроков по учебнику «Практический курс китайского языка» под ред. А.Ф. Кондрашевского дополнен интересными, увлекательными рубриками «Знаешь ли ты?», в которых даются страноведческие справки о разных областях культуры Китая. Это информация и о происхождении китайских иероглифов, и о самоназваниях Китая, китайцев и китайского языка, степенях родства в Китае, известных достопримечательностях, национальных меньшинствах, диалектах, рассказ о системе образования, национальных праздниках, знаменитых писателях и многое другое.

Рубрика «Знаешь ли ты?» в учебнике А.Ф. Кондрашевского – это отдельные ёмкие статьи на определенные темы. Вопросы к рубрике «Знаешь ли ты?» имеют несистемный, скорее спонтанный характер, что тоже является положительным моментом, так как они направлены на повторение материала разных уроков. Появление вопросов в случайном порядке позволяет уяснить, какую тему ученик усвоил хорошо, а какая – требует еще дополнительной проработки.

Методические материалы, которые я представляю в данной статье, тоже написаны в виде вопросов к каждой рубрике «Знаешь ли ты?». Однако в отличие от вопросов, данных в учебнике в стиле рэндом, наши материалы представлены в виде системных блоков вопросов к каждой без исключения рубрики «Знаешь ли ты?» (1 том). Составленные вопросы могут быть в помощь, как учителю, так и ученику: учитель, ориентируясь на данные вопросы, может более подробно спрашивать учеников о прочитанном или устроить письменную самостоятельную работу, а ученик может использовать список вопросов как материал для самопроверки.

При изучении иностранного языка учащийся иногда сталкивается с фактами, относящимися не к области фонетики, лексики или грамматики, а к сферам социальной, бытовой, культурологической или исторической. Правильное употребление или понимание некоторых слов или фраз предполагает знание их происхождения, ситуаций, в которых их можно использовать, или элементарных сведений из истории, литературы, политической реальности страны изучаемого языка. Одновременно с изучением языка надо изучать культуру его народа, знакомиться с историей, литературой, географией, экономикой, политикой страны, бытом, традициями, психологией народа. Наряду с овладением иностранным языком происходит усвоение культурологических знаний и формирование способности понимать ментальность носителей другого языка. Надеюсь, что представленный вниманию читателей (учащихся и преподавателей) список вопросов к каждой рубрике «Знаешь ли ты?» поможет лучше освоить такую комплексную учебную дисциплину, как страноведение, охватывающую разные реалии страны изучаемого языка.


Приложение: методические разработки к рубрике «Знаешь ли ты?» для учебника А.Ф. Кондрашевского «Практический курс китайского языка» (I том)

 


Источники и литература:

1.  Практический курс китайского языка, Т.1 / под ред. А.Ф. Кондрашевского – 11-е изд., испр. М.: Восточная книга, 2010 г.

2.  Семенова Е.В. Введение в страноведение и лингвострановедение. Ресурс Интернета: http://lpi.sfu-kras.ru/images/stories/library/KIY3.pdf

3. Особенности развития интереса к изучению иностранного языка посредством лингвострановедения и страноведения. Ресурс Интернета: http://studbooks.net/1193591/literatura/osobennosti_razvitiya_interesa_izucheniyu_inostrannogo_yazyka_posredstvom_lingvostranovedeniya_stranovedeniya

4. Бурова В.Г. Место страноведения в преподавании иностранного языка в школе. 2013 г. Ресурс Интернета: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/01/21/mesto-stranovedeniya-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka


Поделиться: