Поиск по сайту

Технологии сопровождения учителя в условиях ФГОС ООО


Авторcтво: Поликарпова Валентина Вячеславовна, канд. пед. наук, зам. директора по УВР; Зорина Инна Евгеньевна, зам. директора по УВР; Медведь Павел Александрович, заведующий экспериментальной площадкой ГБОУ гимназии № 498 Невского района Санкт-Петербурга


Успешность введения каких бы то ни было изменений в систему образования прежде всего связана с вопросами профессиональной компетентности педагогических кадров. От профессионализма учителя, его психологической, методологической и методической готовности зависит и результат введения новых стандартов.

Вопрос внедрения стандартов второго поколения в основной школе стоит перед нами уже третий год. Гимназия с сентября 2013 г. является региональной инновационной площадкой по внедрению ФГОС ООО.

И, конечно, мы при реализации стандарта столкнулись с рядом проблем, одна из которых была связана с неготовностью учителей к переменам.

Решать эту проблему мы начали, используя известный прием «Зеркало позитивных преобразований». Нам удалось выделить как минимум четыре причины, объясняющие трудности внедрения стандарта. Это и размытость понятий, и недостаточная профессио­нальная подготовка, и боязнь перемен. Осознание причин позволило нам сформулировать задачи, направленные на достижение цели.

Необходимо отметить, что согласно ст. 47 закона РФ «Об образо­вании в РФ» педагогические работники имеют право на дополни­тельное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, при этом ст. 48 того же закона говорит, что педагогические работники обязаны системати­чески повышать свой профессиональный уровень (п. 5 ст. 47 закона РФ «Об образовании в РФ»).

Таким образом, право педагогических работников на повышение квалификации и профессиональную становится и обязанностью педагога.

Однако не для кого ни секрет, что большинство существующих курсов, имеющих в своем названии аббревиатуру ФГОС ООО, носят в основном теоретический характер. И на практике учителя сталки­ваются с реальной проблемой: «Как изменить свой урок, чтобы он стал «фгосовским»? Как сформулировать задания, чтобы они работали на достижения результатов новых стандартов?» А главное, как работать с детьми, которые уже в начальной школе обучались по-другому? 1 сентября 2015 г. в 5 класс пришли дети, которые уже привыкли к другой системе обучения. Они научились самостоятельно добывать знания, у этих ребят развиты навыки исследовательской и проектной деятель­ности, эти дети умеют высказывать свою точку зрения. Поэтому перед учителями основной школы встает еще и вопрос моральной ответ­ственности к введению новых стандартов, так как ведущие принципы ФГОС – принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир – портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, – это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

В самом начале работы можно предложить учителям, внедряющим стандарт основного общего образования, заполнить таблицу затруд­нений, которая включает в себя 33 позиции. Здесь и умение работать с документами (рабочей программой, технологической картой урока), и умения, связанные с созданием условий на уроке для достижения разных групп результатов (личностных, метапредметных, предметных) и универсальных учебных действий, и умения организовывать как урочную, так и внеурочную деятельность и многие другие.

Исходя из затруднений, названных учителями, становится очевидно, что для успешного внедрения стандарта в практику школы необходимо модифицировать систему внутришкольного обучения учителей. Внутришкольное обучение учителей должно быть органи­зовано с учетом потребностей школы, с опорой на внутренние ресурсы (например, на учителей-лидеров, МТБ школы и т. д.) и иметь практи­ческую направленность.

Во время такого обучения учитель, повышающий свою квалифи­кацию, проходит стадии и «учащегося», и «учащего». Таким образом, форма взаимообучения – модель «от учителя к учителю» является одной из самых эффективных.

В основе внутришкольного обучения учителей в гимназии лежит неформальное обучение, так как, к сожалению, внутришкольное обучение не учитывается, например, при аттестации.

Есть всего три кратких принципа неформального обучения:

• обучение с учетом потребностей;

• связь с практикой;

• гибкие программы, расписание и выбор места проведения.

Но при этом очевидны преимущества неформального обучения:

• Полная добровольность и опора на внутреннюю мотивацию.

• Осуществление в семинарах принципов педагогического дизайна. Особая роль «учителя», которая состоит не в том «чтобы, учить», а в том, чтобы организовать, создать условия для обучения.

• Возможность учиться всем у всех, как следствие, отсутствие страха показаться некомпетентным.

В результате трехлетней работы по внедрению стандарта в гимназии № 498 сложилась модель повышения квалификации учителей «на рабочем месте».

1.jpg

Рис. 1. Модель повышения квалификации учителей «на рабочем месте»

Таким образом, в гимназии удалось формализовать нефор­мальное обучение, разработав нормативные локальные акты, регла­ментирующие работу по представленной модели, а также разработав программы коучинга для учителей гимназии.

Работа по повышению квалификации учителей для внедрения стандарта основывается на психологической подготовке учителя к введению ФГОС. Мы убеждены, что для успешного внедрения стандарта необходимо, чтобы учитель был готов к переменам, принял позиции, заложенные стандартом, имел положительное отношение к требованиям стандарта.

Эффективность реализации ФГОС зависит не столько от совер­шенства инновационных образовательных программ и технического оснащения процесса обучения, сколько от готовности самих препо­давателей преодолеть собственные стереотипы профессиональной деятельности, обусловленные механизмами психологического сопро­тивления изменениям. Психологическое сопротивление (ПС) – обычная и совершенно нормальная реакция, свойственная человеку. Важным является определение сфер, в которых возникает ПС. Это – Сознание, Отношения, Деятельность.

Система профессиональных знаний – это не просто сумма отдельно взятых информационных модулей, а взаимосвязанная система, максимально стремящаяся к нахождению в состоянии внутренней согласованности и непротиворечивости. Когда человек получает информацию, которая противоречит имеющимся у него представлениям и опыту, возникает когнитивный диссонанс (КД). КД – это нарушение внутренней согласованности когнитивной системы человека, переживаемое как состояние дискомфорта, от которого человек немедленно хочет избавиться. В этом случае человек хочет сохранить прежнюю систему представлений, так как она устойчива к внешним воздействиям и для нее характерно как для маятника возвра­щение к исходному состоянию после любых внешних стимулов, воздействий.

Чтобы нивелировать ПС в сфере знаний мы применяем принцип опосредованного воздействия, «непрямая передача информации» (новое понимание формулируется самими участниками в процессе повышения квалификации в результате метода групповой дискуссии, при столкно­вении разных опыта, точек зрения и обязательном обмене ими).

В основе ПС изменению структуры умений лежит феномен вложенного труда. Когда человек затратил свои силы на что-то, он начинает это ценить, ему сложно отказаться (в данном случае от традиционных методов преподавания), даже если сознает необходи­мость отказа.

Возвращаясь к представленной модели повышения квалификации учителей, мы выделяем три составляющих модели: корпоративное обучение, коучинг (или «на рабочем месте») и научно-методической тьюторство. Каждая форма внтуришкольной системы повышения квалификации решает определенные задачи, имеет свои особенности.

Так, корпоративное обучение направлено на решение стратеги­ческих проблем образовательного учреждения, проводится пригла­шенными специалистами из высших учебных заведений города (СПб ГУ, РГПУ, СПб ГПМА и других), проводится через серию семинаров для учителей.

Коучинг или обучение «на рабочем месте» решает проблемы учителей, встречающиеся в повседневной практической деятельности, проводится администрацией гимназии, методистами, председателями методических объединений. Особенность коучинга заключается в его модульном построении, которое позволяет учителю заниматься по индивидуальному плану. Характерной особенностью коучинга является его практическая ориентация. При построении коучинга необходимо учитывать ряд андрагогических принципов, использование совре­менных технологий, включение учителей во все этапы разработки и реализации коучинга, ярко выраженная практическая направленность, ориентация на достижения учителей. При таком построении коучинг способен вовлечь учителей образовательного учреждения в проектную и исследовательскую работу, стимулирующую размышления над своим опытом и опытом коллег. В результате коучинга происходит развитие профессионально-педагогической деятельности учителя.

Научно-методическое тьюторство – это индивидуальная работа с каждым учителем, направленная на его подготовку к обновлению содержания образовательного процесса и овладению новыми видами деятельности В ходе научно-методического тьюторства необходимы регулярные консультации учителя со своим тьютором, в связи с этим наиболее перспективным становится дистанционный способ его организации.

В гимназии была разработана программа обучения учителей «на рабочем месте», которая предназначена для содействия развитию у учителей с различным опытом, различными установками, интересами заинтересованного отношения к новым подходам в общем образо­вании; к обновлению собственной педагогической деятельности как современной профессиональной задачи, которая связана с исполь­зованием современных форм и методов, с изменением характера отношений учителя.

Для обучения учителей технологиям, в гимназии активно приме­няется взаимообучение. Представим схему организации взаимобу­чения учителей.

Алгоритм освоения технологий, методов, приемов:

1. Выбор педагогом аспекта обучения.

2. Изучение теоретических основ технологии.

3. Внедрение технологии на своих уроках.

4. Составление памятки по данной технологии с учетом собственного опыта.

Трансляция знаний:

1. Проведение ознакомительного занятия с коллегами в данной технологии.

2. Аналитическая обратная связь.

3. Ознакомление с памяткой, обсуждение вопросов.

4. Совместное построение урока.

Внедрение:

1. Представление элементов урока в данной технологии в форме занятия для педагогов в роли учеников.

2. Введение элементов технологии в урок.

3. Построение урока в соответствии с технологией в целом.

4. Открытый урок для ведущего учителя, совместный анализ урока.

Рефлексия:

Итоговый семинар по освоению технологии.

Обсуждение результатов внедрения.

Анализ трудностей и путей их преодоления.

Рекомендация к использованию технологии всеми учителями.

В заключение хотим отметить, что систематическая, целенаправ­ленная работа по сопровождению учителя в условиях ФГОС ООО является эффективной, что прежде всего отражается в положительном отношении учителей к требованиям стандарта, а также в повышении качества образования в образовательном учреждении в целом.


Поделиться: