Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Создание среды взаимного обучения и развития «СОДРУЖЕСТВО» в ГБОУ гимназия № 272 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Недавно стала свидетелем разговора двух коллег. Один другому говорил, что не выспался вчера ночью, и виной тому было письмо по электронной почте со словами «Спасибо» за вовремя оправленные материалы по работе. Оказалось, что у педагога электронная почта приходит на смартфон в режиме реального времени, сопровождая получение письма соответствующим сигналом. Вот из-за этого-то сигнала и была вся проблема. Тот, кто отправлял письмо с благодарностью, такой возможностью еще не обзавелся, и ему даже в голову не могло прийти, что он потревожит кого-то, написав безобидный текст. Так ведь проблема в том, что в последнее время не «высыпаемся» уже все мы! Как хорошо, что, почувствовав надвигающиеся лавинообразные изменения, мы в своей образовательной организации стали думать, как быть. И решением для нас стало создание в гимназии среды взаимного обучения и развития «Содружество». А изменений и на самом деле множество. Так, несомненно, произошло изменение акцентов человеческого действия в информационную эру: от трудовой формы организации действия к игровой, от индивидуального действия к координации группового взаимодействия, изменились отношения между субъектами образовательной деятельности (идет уверенный переход от дисциплинарности к сценированию продуктивности), от вертикальной организации к сетевой соорганизации и, соответственно, к новым формам принятия властных решений, от личного общения к виртуальному, от линейного пути совершенствования (к примеру, карьеры) к проектному и «многовекторному» пути, который открывает неограниченный пул возможностей, от вертикальной организации культуры и власти к горизонтальному «продвижению возможностей» (одних педагогов интересует, как обучающиеся «должны и ответственны», а других – как они «могут и инициативны»), от развернутых форм письменной речи к синкретическому слиянию устной и письменной со своей грамматикой и синтаксисом. Эти изменения называют еще «антропологическим сдвигом». Если бы только это! Произошел также «поколенческий сдвиг»: наметились новые «акупунктурные» точки современной подростковости. Исследования психологов показывают увеличение периода становления взрослости, так как объективно возникает необходимость освоения «цифровыми детьми» более сложных форм социального действия и ответственности. Теперь интернет (то есть доступ к информации и виртуальной коммуникации) не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря смартфонам, планшетам и иным устройствам. Это первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма. Базовые ценности людей нового поколения - любимая работа, счастливая семья, друзья, справедливое устройство жизни. Дети не любят долго делать одно и то же. Они стремятся выходить из иерархических систем. Их ценностями являются свобода, оптимизм, уверенность в себе, получение радости от жизни; результат, получаемый «здесь и теперь»; ответственность за дело, которое выбираешь или которое интересно самому. Это означает, что в системе организации деятельности с современными подростками необходимо реализовывать такие методические принципы как геймификация, разнообразие проб и гибкость графиков, продуктовость как результат деятельности и др. Именно они могут быть предвестниками действий, задающими особенности социализации поколения детей начала 21 века. Произошел также «трансляционный сдвиг», и это дает возможность и подталкивает к возможной в случае необходимости смене позиций Учитель-Ученик. В обществах, где происходит динамичная смена технологий и знаний, их обеспечивающих, наиболее молодые члены сообщества становятся учителями тех, кто взрослее их. «Точка уязвимости» современных образовательных организаций в том, что, как бы мы ни организовывали курсы повышения квалификации, закупки и поставки различного оборудования, программного обеспечения и прочих технических гаджетов, вектор наращивания компетенций по использованию этого оборудования всегда будет «догоняющим». И не в пользу педагогов! Потому что во внешней среде будет уже таких информационных и инфраструктурных возможностей больше. И ученики будут их осваивать быстрее и становиться более продвинутыми в способах получения и передачи информации, чем педагоги. Поколенческий диалог, который возникает при постоянной смене позиций обучающегося и обучаемого в подростково-взрослой среде, обладает потенциалом для формирования новых форматов образовательного взаимодействия. «Компетентностный сдвиг» заключается в переходе от институтов профессий к институтам креативной деятельности. Активное развитие экономики информационного типа постоянно создает новые формы трудовой занятости, основой которых является не профессия, описанная стандартным набором ЗУНов, а уникальный пул компетенций, который может быть обеспечен только предельно персонифицированным экспертным набором знаний, опыта, навыков работника. Условием компетентностной конкуренции на современных рынках труда является развитие навыков поисковой, креативной активности. Именно оно обусловливает конкурентоспособность человека в новой экономике. Таким образом, для образования возникает задача формирования способности человека создавать новое знание, решать задачи нового уровня сложности. Данные социокультурные «симптомы» и «вынудили» проектировать новый формат детско-взрослого и ученически-педагогического взаимодействия в нашей гимназии – среды взаимного обучения и развития «Содружество». Как отмечает А.А. Кочетова, сотрудник кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук, «образовательная среда — это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями, социальными партнерами образовательного учреждения и т. д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования» [1;7]. Взаимное обучение базируется на идее сотрудничества педагогов и обучающихся, идеологии открытых образовательных ресурсов и технологий. Идея «горизонтальной» (т.е. децентрализованной) учебной деятельности является основополагающей в построении такого обучения. Взаимное обучение представляет собой модель «равный к равному». В дидактике и андрагогике обязательным условием такой формы взаимодействия учителей и обучающихся является наличие педагога, действия которого направлены на создание учебного контекста, оптимальных условий для учения и самообучения детей (среды). Участники взаимного обучения осуществляют «непрерывное совместное производство общей учебной среды» и «создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования» [3]. Поэтому третий год в гимназии реализуется опытно-экспериментальная работа по теме «Развивающая среда школы как пространство самореализации личности обучающегося». Мы совместно с детьми проектируем развивающую среду. Актуальность исследования определяется в первую очередь потребностью в создании организационно-педагогических условий и средств, способствующих самореализации личности как ученика, так и педагога. Такая среда способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех участников образовательного процесса. Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности, во-первых, для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях; во-вторых, для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. Данный эксперимент очень помогает нам продвинуться в процессе создания среды взаимного обучения и развития. Какие же культурные модели лежат в основе идеи создания среды взаимного обучения и развития. Во-первых, это идеи самообучающихся организаций, что позволяет решать проблему «догоняющих компетенций» в ситуации постоянно устаревающих знаний и технологий. Во-вторых, это практики эдьютейнмента как синтетического сочетания двух базовых процессов: развлечения и обучения. Существенным качественным признаком эдьютейнмента является удовольствие от процесса обучения-развлечения самого обучающегося. Ключевыми методологическими принципами организации в условиях внедрения данного феномена являются: создание системы свободного выбора, действие в сообществе, ориентация на персональный интерес как основу процесса развития. Данные принципы могут быть положены в качестве индикаторов оценки эффективности созданной среды взаимного обучения в нашей образовательной организации. Перед нами несомненно стоит сложная задача: обнаружить современные продуктивные формы совместной деятельности подростков и взрослых, совмещающие форматы обучающих, развивающих и досуговых действий. Мы нашли такие формы совместной работы: это долговременная организационно-деятельностная игра «Страна Гимназия – Страна Добра», ежегодная психологическая конференция «Ровесник – ровеснику», которая имеет в настоящее время городской статус. И будем искать еще! В гимназии ежегодно совместно с Академией постдипломного педагогического образования проводится Городская психологическая конференция «Ровесник – ровеснику» по развитию личностной и социальной зрелости. Конференция привлекает большое число участников из города и области. Она проводится не сама по себе, а является гала-представлением имеющихся интересных форм взаимодействия, в том числе детей и педагогов. Нам она помогает создавать и развивать среду взаимного обучения и развития «Содружество». В 2015-2016 учебном году на конференции будут работать следующие секции: дискуссионные клубы «Литература рождается из глубины народной души» на русском и английском языках, Презентация книги, Тренинг – встреча, Ученический социальный проект, Мир глазами юности в следующих номинациях «Видео», «Фотография», «Прикладное творчество», Мир моих увлечений в номинациях «Поэзия», «Музыка», «Танцы и спорт», Исследовательские номинации «Психология общения», «Многообразие восприятия жизни», «Психология успеха», «Молодёжь в современном мире». В декабре 2015 года пройдет первый этап конференции для 5-8 классов, в апреле 2016 года – для 9-11 классов. Готовится к реализации проект по созданию городской ассоциации «Ровесник – ровеснику» на базе гимназии. Нами проводится большая работа по диагностике и проектированию среды взаимного обучения и развития. Систематически проводятся кретивно-технологические семинары с педагогами по проектированию современных форм эдьютейнмента, сочетающих развитие ученических компетенций и развивающе-развлекательную деятельность, а также возможности образовательной и воспитательной среды гимназии и технологии реализации совместных форм обучения и развития. Организуется работа фокус-групп педагогов, родителей и обучающихся. Готовится к реализации проект «Планета увлечений» в рамках реализуемой более десяти лет в гимназии долговременной организационно-деятельностной игры «Страна Гимназия», которая по инициативе детей и педагогов получила второе имя «Страна Добра». Готовятся к реализации также проекты «Увлекательные среды» (среда как день недели и как пространство взаимного культурного и технологического обогащения обучающихся и педагогов), (создание нового поколения образовательных продуктов, мастерские взаимного обучения и развития педагогов и детей). Да мало ли чего еще придумать совместными творческими усилиями обучающихся, учителей и родителей! Таким образом, нас интересуют два фокуса исследования и экспериментирования: фокус продуктивной совместной деятельности подростков и взрослых в процессе обучения и фокус развивающего действия. Нам предстоит организовать систему исследования интересов, ожиданий и представлений сообщества педагогов и обучающихся об актуальных зонах персонального развития и действенных инструментах его организации, а также систему мониторинга изменения этих ожиданий и представлений. Нам предстоит разработать и апробировать модель «взаимного обучения и развития» во всех сферах гимназической жизни (методологические, методические и организационные принципы), а также разработать «инфраструктуру образовательных ресурсов», обеспечивающих реализацию модели взаимного обучения и развития: программы, методики, технологии и др. Формальное обучение может быть достаточно эффективным, когда вещи не меняются и предсказуемы, но сегодняшний мир кардинально меняется во всех направлениях. Все меняется удивительно быстро, и так много надо успеть. Современная работа - это нестандартная работа в нестандартных ситуациях. Мы должны быть в русле происходящих изменений, возглавить процесс этих изменений в подвластных нам сферах, сделать жизнь педагогов и детей, а также процесс обучения увлекательнее и результативнее. Мы должны уметь высыпаться и не просыпать! Мы будем учиться быть добрее друг к другу с помощью владения технологиями взаимного обучения и развития «бок о бок». Список литературы: 1. Кочетова А. А. Модульное проектирование культурно-образовательной среды как совместная инновационная деятельность субъектов образования: Монография / Под ред. З. И. Васильевой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. 2. Соколова А.С. Сетевое (взаимное) обучение: особенности, принципы // Наука-RASTUDENT.RU. – 2014. – No. 7 (07-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/7/1941/ 3. Травкин И. Парагогика: синергия самостоятельной и организованной учебной деятельности. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.esstilblg.ru/ Поделиться: |