Авторcтво: Фурманова Ирина Борисовна, методист ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга |
История Выборгского района. Интерес к малой родине, своей улице, характеризует культурного человека, знающего и любящего свой район, его историю и культуру.
В ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района традиционно каждый год проходят олимпиады для младших и старших школьников района по краеведению. Для проведения конкурсных испытаний я, как методист по краеведению, составляю вопросы, подбираю иллюстративный материал, готовлю презентации, аннотации к историческим материалам, готовлю схемы краеведческих маршрутов-путешествий по району, разрабатываю игры и конкурсы. При подготовке к олимпиадам школьники изучают историю города и района в игровой форме, что предоставляет широкий спектр возможностей для духовно-нравственного становления личности и социальной адаптации.
Санкт-Петербург – сокровищница мировой культуры, однако, Выборгский район, где мы живем и учимся, не богат на шедевры архитектуры. Дети много времени проводят на площадках района, редко бывая в центре города, не часто посещают музеи.
Из своего двадцатилетнего опыта общения с детьми, вывела кредо учеников:
Туристы пусть спешат в музеи,
А у меня маршрут во двор,
В музеи я всегда успею
Я ж Петербуржец коренной!
На сегодняшний день перед педагогами стоит задача развивать не только интеллектуальные и физические способности подростков, но и их эмоциональную отзывчивость, чуткость и нравственность, способность учиться и развивать личностные качества.
Приобщение к истории родного города и своего района способствуют решению задач становления личности, развитию патриотических чувств наших школьников. Обычно в предыдущие годы районные олимпиады по краеведению проходили в виде тестов по истории города и выполнения заданий на карте, что, несомненно, развивало познавательные интересы детей, творческое воображение, умение замечать необычное, интересное. В подборе разнообразных заданий и тестов мы, как организаторы, старались показать историю города интересной, удивительной для детей. Но меняется время, меняются дети, появилась насущная необходимость изменить формы и методы проведения олимпиад на более динамичные, интерактивные. Так появились «прогулки с творческими заданиями» по паркам района, сейчас все чаще организуемые в формате квестов. Педагогическая целесообразность таких эколого-краеведческих квестов по паркам района заключается в развитии устойчивого интереса к истории района и погружение в культурную среду и учит бережно относиться к тому, что окружает детей, включает в непосредственное общение с природой. Применение новой технологии привлекло к участию много новых участников олимпиад. Результатом таких образовательных прогулок стало заинтересованное отношение обучающихся к изучению прошлого и современной жизни района и получило название эколого-краеведческое ориентирование исторических и зелёных зонах Выборгского района.
Таким образом, идея приобщения школьников к изучению культурно-исторического и природного наследия своего района, города, экологическое и нравственное воспитание учащихся приобретает новое актуальное звучание.
В квестах участвуют команды школьников трех возрастных групп: 4-5 классы, 6-7 классы, 8-10 классы. В состав команды входит до 10 человек и один руководитель.
На первом этапе все команды получают карты местности и маршрутные листы с заданием, а на втором – команды проходят маршрут и выполняют задания, в соответствии с возрастом учащихся, указанные в маршрутном листе: найти объект, обозначенный на карте местности, осмотреть его и ответить на вопросы в форме теста, загадок и других заданий. Максимальная продолжительность прохождения маршрута 1 час.30 мин.
Творческие задания игры выстроены так, что без осмотра объекта на местности, ответить на вопросы достаточно сложно или невозможно. Для успешного прохождения маршрутов игры рекомендуется при подготовке посетить местность, провести экскурсии или тренировки.
За последние пять лет были составлены и проведены для школьников района эколого-краеведческие олимпиады «Вдоль Суздальских озер», «Шуваловский парк», «Парк ЛТА» и в апреле 2015 года парк Политехнического университета, посвященный 70-летию Победы.
Такие игры и конкурсы, олимпиады развивают и обогащают эмоциональный опыт школьников, развивают интерес к малой родине, своей улице, формируют культурного человека, знающего и любящего свой район, его историю и культуру.
Поделиться: