Поиск по сайту

Зооуголок как средство развития исследовательских умений обучающихся


Авторcтво: Ткачук Дарья Васильевна, педагог дополнительного образования, Ткачук Александр Владимирович, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга


Развитие исследовательских умений - одна из важнейших задач современного образования. Она неразрывно связана с необходимостью повышения интереса детей к учебной деятельности, формирования у них положительной учебной мотивации,  познавательное и личностное развитие ребенка.

В исследовании педагога Семеновой Н. А. исследовательские умения детей младшего школьного возраста определены как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования [1].

В эколого-биологическом отделе ДДЮТ Выборгского района реализуется ряд образовательных программ: «Начальная экология», «Занимательная зоология», «Экологическая игротека», для обучающихся младшего школьного возраста. Занятия в данных объединений проходят в зооуголке, что дает возможность организации учебного процесса, направленного на развитие исследовательских, а также интеллектуальных умений обучающихся. Доступность объектов исследования - животных, играет важную роль в решении данной задачи, а общение обучающихся с обитателями зооуголка и возможность выбирать объект наблюдения, исследования позволяет поддерживать их устойчивый интерес к исследовательской работе.

Таким образом, занятия в объединениях эколого-биологической направленности, организованные в зооуголке способны положительно влиять на развитие познавательного интереса обучающихся, активизировать их творческие способности и развивать исследовательские умения, формировать умение учиться.

Основной целью нашего проекта «Удивительное рядом!» является развитие исследовательских умений обучающихся на занятиях в уголке живой природы. С её реализацией связано решение ряда учебных и развивающих задач.  На первом этапе дети осваивают информацию о животных зооуголка, учатся планировать наблюдения, проводить опыты, исследования, работать с литературой и другими источниками, на втором этапе - осуществляют наблюдения за живыми объектами и пользуются измерительными приборами, на третьем этапе: оформляют и представляют полученные результаты. Для оформления результатов они применяют интеллектуальные умения  анализа, классификации, обобщения и коммуникативные умения.

В воспитательных задачах проекта первостепенным является формировании у детей гуманного, бережного отношения к животным, а также научного мировоззрения.

Развитие исследовательских умений обучающихся на занятиях включает ряд мероприятий.

Для знакомства с животными - обитателями зооуголка разработана экскурсия, проведение которой возможно, как в устной форме, так и дистанционно - на сайте «Уголок живой природы».

В ходе освоения образовательных программ дети выполняют групповые и индивидуальные наблюдения за животными и особенностями их поведения. Для этого нами были разработаны различные задания, в том числе карточки «Наблюдение за животным».

На карточках обучающимся предложено записать название животного, отметить группу, к которой оно относится, указать видимые признаки: части тела, характер кожных покровов (сухие, влажные), наличие панциря, раковины, перьев или шерсти, окраску.  Далее следуют наблюдения за движениями животного, направление которых (прямо, волной, зигзагами) дети оформляют схемами.  Если наблюдение проводится за сухопутным животным, то ребята взвешивают его и  измеряют длину тела. Записывают в таблицу.  В конце работы, дети рисуют карандашом наблюдаемое  животное.

В качестве учебных пособий для развития у учащихся умений работы с биологической литературой и классификации объектов подготовлены «Определители пород декоративных крыс и морских свинок». Они на простом примере наличия или отсутствия у животных шерсти, её окраски и длины и других хорошо заметных признаков помогут научить ребят определять принадлежность животного к той или иной группе и породе.

Каждое выполненное задание должно заканчиваться устным рассказом  о том, что им удалось пронаблюдать или определить.

По мере закрепления навыка наблюдения обучающимся предлагаем выполнить групповое, а затем индивидуальное исследование. В его ходе ребята получают навыки  планирования, учатся составлять таблицы для записи результатов, анализировать, делать выводы.

На последнем этапе обучающиеся делают доклад по результатам проведенного им исследования. Для этого нами разработан «План доклада», отражающий основные этапы исследования.

Контроль процесса формирования исследовательских умений обучающихся проводится на всех этапах реализации проекта по следующим критериям:

1.    Практическая готовность обучающегося к осуществлению исследовательской деятельности (самостоятельный выбор ребенком значимой для него темы и объекта наблюдения, использование разных методов исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформление и представление обучающимся результата (продукта) своей работы.

2.    Мотивированность исследовательской деятельности обучающихся, то есть стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Ученик проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы.

3.    Проявление обучающимся креативности в учебно-исследовательской деятельности, выражающейся в выборе темы, определении задач исследования, оформлении и представлении результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4.    Степень проявления самостоятельности при выполнении исследования. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием самостоятельно. Но по мере овладения обучающимся умениями исследовательской деятельности роль педагога изменяется. Из позиции руководителя она превращается в роль консультанта и помощника [1].

Каждый критерий имеет три уровня сформированности: низкий, средний и высокий соответственно. Использование данной системы контроля позволяет объективно оценить уровень сформированности исследовательских умений каждого обучающегося в объединении ребенка и корректировать согласно полученным данным дальнейшие задания.

Из всего сказанного следует, что в ДДЮТ разработан и реализуется проект «Удивительное рядом!» для детей младшего школьного возраста, результатом которого станет развитие исследовательских умений обучающихся в зооуголке на практике в объединениях естественнонаучной направленности, что соответствует современным требованиям ФГОС. Полученные умения дети смогут применять в различных областях, где необходимо получить собственный результат наблюдений за процессом и явлением.  Исследовательские работы будут представлены на конференции УНО, в районных и городских этапах олимпиады юных зоологов.

Список литературы:

1.      Семенова М. А. Формирование исследовательских умений младших школьников/Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Томск, 2007. - 23 с.

2.      Развитие исследовательских умений младших школьников /под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.


Поделиться: