Поиск по сайту

Методические рекомендации к использованию электронного образовательного ресурса (анимационный сериал «Смешарики». Мир без насилия)


Авторcтво: Никиткина Инна Витальевна, методист ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


В современном мире практически бесконтрольно транслируются через средства массовой информации идеи агрессии и насилия, обретая воплощение в продуктах массового производства. В первую очередь это касается сферы кино и телевидения, поскольку именно они транслируют наиболее распространенный и очевидный вид агрессии – экранное насилие.

Наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ подвергаются дети. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Агрессивные действия главного героя блекнут на фоне его побед и признания окружающих. В результате грань между добром и злом стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке сложившееся представление.

Что может противопоставить влиянию СМИ? Воспитание ребенка в русле гуманизма, эмпатии и миролюбия по отношению к другим людям. Для этого необходимо создать новый ряд детской продукции, которая будет ненавязчиво знакомить ребенка с такими понятиями как дружба, уважение, взаимопонимание и взаимопомощь. Знакомство с цельной многокрасочной картиной мира, позволит ребенку выработать устойчивую жизненную позицию и принимать осознанные и разумные решения. В результате ребенок получит право выбора, а значит и новые возможности для решения жизненных ситуаций.

В рамках Федеральной целевой программы «Формирования установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в обществе создан первый крупномасштабный российский проект «МИР БЕЗ НАСИЛИЯ», охватывающий основные информационные направления: телевизионное, издательское и Интернет. Цель программы -воспитание современного ребенка в русле идей гуманизма и миролюбия.

Так же, данная программа- это широкомасштабный план мероприятий, направленных на воспитание толерантного сознания у современных детей.

Особенно актуально это сейчас в 2000-е годы, которые провозглашены Организацией Объединенных Наций «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах всех детей планеты».

Характеристика электронного образовательного ресурса.

1. Название электронного образовательного ресурса:

Анимационный сериал «Смешарики». Мир без насилия.

2. Системные требования:

1. DVD

2. язык русский

3. форма 16:9

4. регион -5

5. звук-2.0 stereo

6. продолжительность 7.5 мин.

3. Разработчик:

· Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Правительства Санкт-Петербурга

· ООО Студия компьютерной анимации « Петербург», 2012

· Смешарики, Персонажи, 2012

4. Характеристика электронного образовательного ресурса

А). Целевая аудитория: дети от 4-х до 9-ти лет (дошкольники и младшие школьники).

Б). Жанр: детский комедийный сериал.

В). Тип электронного образовательного ресурса: анимационный мультсериал.

5. Описание электронного ресурса.

А). Общий вид сериала.


смешарики.jpg

Б). Особенности сериала.

Российского анимационного сериала «Смешарики» (Мир Без Насилия) включает 5 серий:

1. Такой разный Бараш.

2. Чего пожелаешь?

3. До лампочки.

4. Он меня назвал.

5. Новые горизонты.

Главными героями познавательных историй стали любимые детьми смешарики, которые живут в вымышленном мире, где все события основаны на реальных ситуациях, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, которые на своем примере помогают найти грань между добром и злом. Эти ситуации знакомы и понятны и взрослым, и детям.

Смешарики познают, что такое истинная дружба, поддержка и понимание. Они с иронией относятся к происходящему, их открытость и юмор ценят и дети, и взрослые.

Каждая серия – отдельная оригинальная история, рассказанная просто, понятно, с юмором. Каждый персонаж – уникальное существо, с собственным мировоззрением, характером, увлечениями и привычками. В сериале отсутствует традиционный «отрицательный» герой, и весь сюжет строится на неожиданных ситуациях, возникающих в процессе общения персонажей. Это позволяет ребенку освоить многообразие моделей взаимодействия и общения.

Поведение персонажей основано на доброжелательном и открытом отношении к миру. Они проявляют самый непосредственный и искренний интерес к любому происходящему.

Сериал выполняет несколько функций: развлекательную, развивающую и воспитательную, а оригинальные методы постижения персонажами окружающего мира позволяют решать и другие образовательные задачи, создавая в процессе обучения необходимую мотивацию и излагая знания в доступной игровой форме.

Использование сериала в образовательном процессе дошкольного учреждения дает возможность осуществить интеграцию направлений развития ребенка (социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое).Сериал возможно использовать в качестве отдельной формы совместной деятельности детей и взрослых, но и как часть, или иллюстрация содержания мероприятия при организации таких видов совместной деятельности взрослых и детей как: тематические досуги и праздники; драматизация произведений; виртуальные экскурсии; музыкальные занятия и развлечения; подготовка к сюжетно-ролевым, театрализованным играм; созданиепедагогическихситуацийморального выбора; беседы социально-нравственного содержания.

6. Рекомендации по использованию электронного ресурса

В рамках программы «Толерантность» сериал рекомендован:

1. для семейного просмотра;

2. для всех образовательных учреждениях Санкт-Петербурга ;

3. для дошкольников и учеников начальной школы;

4. для практических работников образования: воспитателей, педагогов, методистов;

5. для проведения специальных уроков толерантности;

6. Для участия в различных образовательных программах: каждый из Смешариков имеет определенное увлечение, они могут участвовать в качестве проводников той или иной области знаний.

Примерные сферы знаний.

Крош – активные физические упражнения

Нюша – чтение, этика, вежливость

Ежик – коммуникабельность, разнообразные хобби (коллекционирование)

Совунья – ОБЖ

Бараш – литература и русский язык

Пин – математика

Кар-Карыч – окружающий мир

Лосяш – философия, география, астрономия

Копатыч – биология, ботаник.

Организация работы с данным анимационном ресурсом – это дело новое, требующее нестандартных, инновационных педагогических решений.

Инновационность в использовании мультимедийного ресурса в формировании толерантного сознания личности ребенка:

· Возможность сделать урок или внеурочное мероприятие максимально актуальным, «привязав» к теме «Толерантность»;

· Возможность выбора и опыта - позволяет ребенку освоить многообразие моделей взаимодействия, общения и приобретение опыта существования в поликультурном пространстве, опыта толерантного решения проблем в отношениях со сверстниками;

· Возможность сочетания аудиторных и внеаудиторных форм - использование электронного ресурса не только через систему классно-урочных занятий, но и в познавательной, творческой деятельности детей в классе и за его пределами;

· Возможность отбора и применения методик, способов и приемов, способствующих созданию условий для «детских открытий»: учитывая нерегламентированный характер работы с данным сериалом, возможно его «встраивание» в воспитательную и образовательную деятельность (см. применение в различных сферах знаний, в различных образовательных программах).

Критериями эффективности применения анимационного фильма, можно рассматривать:

· проявление эмоциональных реакций детей в ходе демонстрации видеофильма (эмпатия, сочувствие, удивление и др.);

· развитие познавательного интереса детей к теме видеофильма (детские вопросы по данной тематике);

· обогащение представлений школьников по теме видеофильма, развития умения устанавливать причинно-следственные связи (возникновение у школьников идей новых решений и выходов из предложенных ситуаций в мультсериале);

· развитие интереса родителей к теме видеофильма, желания вместе с детьми больше об этом говорить, обсуждать, принимать участие во внеклассных мероприятиях;

Приложение


Поделиться: