Авторcтво: Мезенцева Анастасия Леонидовна, педагог-психолог МБОУ средней общеобразовательной школы №65 Первомайского района, г. Ижевск, Удмуртская Республика |
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако, наиболее важным, для развития нравственно-ценностных ориентации, является возраст 6-12 лет. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности.
«Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива…» [1]
Уровень нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Ценность можно условно разделить на следующие категории: [2]
Личная жизнь и отношения.
|
Дело, бизнес,
работа.
|
Собственное
развитие.
|
Дом, комфорт, любовь, семья, взаимопонимание, дети, развлечение и отдых.
|
Деньги, карьера, власть, статус.
|
Красота, здоровье, гармоничное развитие, собственное дело и проекты, образование,
повышение профессиональной квалификации, социальные и психологические навыки, духовный рост, познание жизни.
|
Приоритетным направлением практической деятельности в формировании ценностей является тренинговая работа с элементами арт-терапии.
Цель тренинга: определение/разъяснение жизненных ценностей, на разных этапах жизни, поиск стратегии формирования выявленных ценностей.
Задачи:
1. обозначить жизненные ценности;
2. выявить главные и второстепенные ценности;
3. выбрать стратегии развития поставленных ценностей.
Тренинг включает в себя 4 цикла упражнений.
Материалы: листы бумаги формата А3, А4, фломастеры, газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, музыкальные записи.
Этапы работы:
1 цикл упражнений: 40 минут.
Упражнение «Знакомство»
Время: 5 м.
Процедура: Участники принимают удобную позу. Предлагается всем превратиться в звездочку назвать ее имя (можно свое) и описать ее жизненный путь: куда она летит и к чему она стремится, о чем мечтает?
Упражнение «Рисунок моих ценностей»
Время: 20м.
Процедура: Участникам предлагается нарисовать свою звездочку в 3-х позициях, которые характеризуют ее жизненное стремление в разные моменты ее путешествия:
1. Когда она была совсем крошечной, только появилась в галактике. Что было для нее тогда важным и ценным? Описать самое приятное событие того времени.
2. На данный момент, когда она путешествует по галактике. Что сейчас важно и необходимо для процветания? К чему она стремится? Что самое ценное на этом этапе?
3. Когда она будет в будущем... Что ей будет интересным?
Обсуждение.
Время: 15 м.
Желающим предлагается рассказать о своей звездочке, и посмотреть тенденцию общих ценностей для всех участников, тем самым идет обобщение общих и формулировка первых выявленных ценностей.
В качестве завершения на формате А3 записывается выявленные ценности, затем каждый для себя оценивает важность выявленных ценностей.
2 цикл упражнений:
Упражнение «Ценности»
Время: 25м.
Процедура: Для нашего занятий понадобится листок ценностей, с прошлого занятия. Организовывается обсуждение полученных ценностей. Участникам предлагается зачитать полученный список (возможно корректировка списка ценностей). Далее предлагается составить рейтинг ценностей в порядке убывания значимости ценностей лично для каждого.
Далее идет обсуждение рейтинга, почему та или иная ценность заняла то или иное место. Исходя из чего, вы делали тот или иной выбор.
В данном цикле имеет смысл рассказать о ценностях, о том какую роль они играют в нашей жизни.
Ценности очень важны, благодаря им, мы формируем наше поведение и принимаем те или иные решения. Если не определить свои ценности, будет трудно принять какие-то решения и сделать жизнь такую, какую мы хотим. Ценности напрямую влияют на выбор нашего жизненного пути, благодаря им, мы понимаем, что важно в нашей жизни и ставим перед собой цели и движемся к их достижению.
3 цикл упражнений:
Упражнение «Коллаж ценности»
Время: 35м
Процедура: Участникам предлагается на выбор 5 сфер жизни:
дружба, семья, материальная сфера, самореализации (личные успехи и достижения), здоровье.
И ответить на вопросы:
1. Выберите сферу жизни, которая для тебя наиболее интересна. Что в ней тебя привлекает? Чем она может стать важной для тебя?
2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит твое отношение к выбранной сфере. Возможно, дорисовать, чего не хватает. Дай название своей работе. 3. После завершения работы, дайте участникам высказаться об их коллажах ценностей, с уточнением, почему именно эта сфера выбрана, что в ней главное, что необходимо для достижения благополучия в этой сфере, к чему ты должен стремиться. Каких ресурсов тебе не хватает?
4 цикл упражнений:
Время: 20- 30 м.
Упражнение «Мой идеальный мир» [2]
Процедура: группа рисует картину «Идеальный мир» (какие ценности должны присутствовать у человека) и представляет ее.
Правила:
1. У команды есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.
2. По истечении времени обсуждения, участники одновременно приступают к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом: задание выполняется молча.
3.Представление картины.
4. Коллективное обсуждение.
Вопросы для обсуждения: Расскажите о чувствах, которые Вы испытывали во время тренинга. Легко ли Вам было выполнять задания? Расскажите, с какими трудностями столкнулись? Удалось ли Вам осознать в ходе тренинга, какие ценности играют главную роль в Вашей жизни?
По результатам проведения данного тренинга были выделены следующие ценности:
Первоклассники
|
Учащиеся
2 - 3 - их классов
|
Учащиеся 4-ых классов
|
семья
|
взаимоотношения со сверстниками
|
здоровье
|
Список литературы:
1. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с.24-29
2. Макартычева Г.И.Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. / Г. Макартычева.- Санкт-Петербург : Речь, 2007.- 192 с.
Поделиться: