Поиск по сайту

Организация кружка занимательной математики


Авторcтво: Ульяничева Мария Анатольевна, воспитатель; Кузнецова Алла Ивановна, учитель-дефектолог; Лоскутова Елена Всеволодовна, методист, ГБДОУ детского сада № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга


В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом.

И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, оречевлении своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность.

Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у нас возникла идея создания кружка «Занимательной математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных ма­тематических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т.к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов. Большинство занятий, в которых математические задачи соче­таются с другими видами детской деятельности, носит интегриро­ванный характер. Основной упор в обучении отводится самостоя­тельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (па­ры, малые группы, вся группа) в зависимости от целей по­знавательной деятельности. И дети и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы.

Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка.

Работа кружка «Занимательной математики» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводилась 1 раз в неделю 20-25 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарак­терных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

Цель кружка «Занимательная математика»:

Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.

Задачи:

· Развитие логического мышления и творческих способностей.

· Развитие математических способностей и склонностей.

· Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

· Обучение самостоя­тельному решению поставленных задач, выбору приемов и средств, проверке правильности решения.

· Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

· Овладение навыками речевого общения, упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий. Расширение и активизация словаря.

В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:

· Количество и счет,

· Ознакомление с геометрическими фигурами,

· Определение величины.

· Ориентировка во времени и в пространстве.

· Решение логических задач.

Таким образом, можем утверждать, что использование игровых методов и приемов как средства развития элементарных математических представлений дает положительный результат в развитии психических процессов и речи. Динамика обучения показывает, что проведение непосредственно образовательной деятельности по математике с использованием современных подходов, дает положительный результат в развитии математических способностей детей.

Приложение 1: перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых

Приложение 2: календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»

Приложение 3: диагностические материалы

Приложение 4: упражнения


Поделиться: