Авторcтво: Барсанова Т. А., педагог высшей категории, руководитель Маленького театра больших кукол, методист ГБОУ СОШ № 503 Кировского района Санкт-Петербурга |
Не секрет, что многие взрослые умеют организовать свой отдых без детей, а также есть много мероприятий по организации досуга детей отдельно от взрослых. Наиболее ценны и редки те мероприятия, от которых одинаково получают удовольствие как дети, так и взрослые. Лишь тогда, когда семейный досуг будет доставлять удовольствие каждому члену семьи, он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень. Правильно организованный семейный отдых имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья ее членов, удовлетворение различных духовных потребностей. К. Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портится у него и голова, и сердце, и нравственность».
В статье пойдет речь об организации досуговых программ в отдельно взятом творческом коллективе. Это Маленький театр больших кукол. Чуть больше года осталось до того, как этот коллектив отметит четверть века своего существования, а пока он планомерно готовится к этому большому празднеству. В театре занимаются и дошкольники, начиная с трех лет, и школьники, и даже взрослые. В Маленьком театре больших кукол такие семейные праздники это основная часть организуемых мероприятий. Называются они по-разному – отдыхательно-развлекательными, эстрадно-игровыми и концертными представлениями. Эти программы – итог работы на занятиях по актерскому мастерству и сценической речи, хореографии и сценическому движению, вокалу и дефиле, театральной и прикладной мастерских. Дети с большой радостью приглашают в зрители не только родителей, но и бабушек с дедушками, братьев с сестрами, соседей, друзей и дальних родственников. Есть еще одна категория зрителя – это те семьи, которые по каким-то причинам не могут посещать занятия, но на праздники приезжать время находят, это наши семьи-поклонники. Нередко именно на наших праздниках на время «воссоединяются» некоторые неполные семьи (папы приезжают посмотреть на выступающих детей).
Важным условием, которое обеспечит успешность любого мероприятия, является составление сценария. Сценарий – это заранее подготовленный детальный план проведения какого-либо зрелища. Работа над ним включает в себя несколько этапов:
1) рождение замысла;
2) определение идеи сценария;
3) отбор информационного и игрового материала, музыкального сопровождения, репертуара, подготовленного детьми на занятиях;
4) компоновку отобранного материала в соответствии с замыслом и идеей;
5) определение художественно-выразительных средств;
6) анализ подобранного материала.
При составлении сценария учитываются возраст детей, их интересы, количество приглашенных гостей, условия проведения праздника. Сценарии могут быть односюжетными и бессюжетными. В односюжетном сценарии все эпизоды объединены содержанием, например: «Новогодние развлечения с приключениями», «Как зима с Весной встретились», «Комическо-космическая одиссея». Бессюжетные сценарии составляются из отдельных эстрадных номеров, не соединенных единым содержанием и перемежаются играми, конкурсами и дискотекой. Это программы «Мамы, папы и, конечно мы», «Осенние посиделки», «Новогоднее кафе», «Межсезонное ассорти».
Хорошо продуманная композиция праздника должна соответствовать сохранению положительного эмоционального настроя у всех присутствующих, предотвращать переутомление, поддерживать интерес к происходящему, удовлетворять потребность детей в самостоятельности и активности. Немаловажным условием является соблюдение длительности совместной групповой деятельности детей. Завершить ее следует тогда, когда у детей все еще будет желание продолжить действие. Только тогда у ребят сохранится ощущение полученного удовольствия и останутся радостные воспоминания о проведенном времени. Наши мероприятия длятся от часа до полутора часов. Хотя, был такой концерт, который проходил в течение трех часов, но это было исключением и связано с «прогоном» всех номеров, которые тогда везли на Международный конкурс, и связанное с этим множество переодеваний из костюма в костюм. На том мероприятии родители сравнили свой труд с шахтерским, столько ответственности и напряжения легло тогда на их плечи.
Игровые досуговые программы – это способ взрослым ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Помня это, организаторы активно вовлекают родителей и в подготовку и в проведение праздников. Родительская подготовка включает в себя помощь в изготовлении и ремонте костюмов, реквизита, деталей оформления, контроль заучивания текстов, иногда помощь в изготовлении афиш и пригласительных билетов. Бывает, что даются задания индивидуального плана, когда отдельный номер готовится членами одной или нескольких семей. Часть родителей берет на себя помощь в оформлении зала и сцены. Папы и дедушки делают «мужскую работу» по расстановке мебели, подвешиванию деталей оформления, а также прибивают, крепят, скручивают все, что требуется.
К каждому мероприятию дети и взрослые готовятся 1-2 месяца. С такой частотой планируются и проводятся праздничные программы. Дети и взрослые размещаются за столиками либо семьями – мама, папа и ребенок (дети), либо ближе к сцене «детские» столы и дальше «взрослые». Организация пространства может быть иной, но не всегда похожей на обычный зрительный зал из-за определенного расположения рядов. Ряды располагаются полукругом или оставляется место для «подиумной дорожки». В нескольких местах зала и за кулисами висят программки праздника, и родители и дети знают, когда и на какой номер необходимо переодеться. Детские номера тщательно готовятся на занятиях, а вот сюрприз мероприятия – выступление взрослых – он демонстрируется публике без предварительной подготовки. Зрителям очень нравятся эти веселые экспромты. Дети охотно зовут на сцену родителей, когда ведущий приглашает взрослых из зала. В отличие от детей, родители, особенно новые, не всегда охотно выходят к зрителю. Зато, поучаствовав в театральном экспромте, радостными возвращаются на место, а выступления родителей активно обсуждаются детьми. Особенно запомнился случай, когда один папа после представления подошел к ведущей, долго жал руку и произнес: «Спасибо, что вернули меня в детство». Вообще, разного рода благодарные отзывы взрослого зрителя по окончании мероприятия и горящие глаза детей окрыляют и вдохновляют на дальнейшую работу.
Древнекитайский философ, последователь Конфуция, Сюнь-цзы сказал: «Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это – результат воспитания». Казалось бы, обилие развивающих игр, компьютеров, всевозможных новомодных предметов в школе сегодня уже снимает с родителей проблему правильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всего детства и юности ребенка за его отдых отвечают именно родители или лица, их заменяющие. Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – первое социальное окружение, в котором ребенок получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, усваивает главные нравственные ценности, с которыми он потом входит в мир. И все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе теряется в дальнейшей жизни. Потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Замечено, что семьи, которые активно проводят свой досуг вместе, более сплоченные и менее конфликтные.
Поделиться: