Авторcтво: Степанов Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГОУ школы № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга; Степанова Жанна Михайловна, старший воспитатель, педагог дополнительного образования ГОУ школы № 469 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Мы с мужем, рожденные в СССР, бывшие комсорги, активисты. Строй-отряд, пионерские лагеря, зарницы, слеты – это все наши интересные детство и юность. Как обидно смотреть на праздношатающуюся детвору нашего поселка, хочется передать им хоть капельку нашей активности, отзывчивости, детской радости от встреч у костра, в музее, на интерактивных занятиях, тренингах.
Сделать прививку патриотизма
Мы хотим, чтобы наши дети любили свою Родину и дорожили ей.
Контингент детей в школе разнообразный, много представителей южных национальностей. В связи с этим, хотим привить ребятам уважение к людям разных национальностей нашей страны.
В начале года мы c ребятами много говорим, думаем, рассуждаем: «А что же такое наша Родина?»
«Это Страна, где родился, мой любимый красивый город, поселок Торфяное, наша школа, даже моя парта, мой дом, семья…» – говорят дети.
Есть еще одна цель наших занятий – это рассказать, донести до них, что через несколько лет им придется служить в армии – защищать свою Родину, свой поселок, свою школу, свой дом, маму, семью.
«Это ведь страшно… а маме моей рассказывали… а я по телевизору видел...» – говорят напуганные этой темой дети.
Цель программы: развитие у подростков гражданско-патриотических чувств к Родине, как основной черты гражданина.
В программе мы поставили перед собой следующие задачи:
Образовательные:
- изучение истории создания и традиций Вооруженных сил РФ, способствующих утверждению в сознании и чувствах подростков патриотических ценностей;
- изучение основ безопасности при прохождении военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ строевой подготовки;
- дополнение знаний воспитанников, полученных в программе по ОБЖ, физической культуре, биологии, обществознании;
- профессиональная ориентация учащихся.
Развивающие:
- стимуляция проявления активности, инициативы, самостоятельности и творчества у воспитанников;
- развитие позитивного отношения к миру и приятия других;
- развитие уверенности в себе и приятия себя;
- развитие морально-волевых и физических качеств: координации, гибкости, общей физической выносливости;
- развитие навыков общения воспитанников;
- развитие умений, навыков действия в экстремальных условиях.
Воспитательные:
- передача и развитие лучших традиций русского воинства;
- воспитание характера и воли;
- воспитание ответственности и чувства долга;
- воспитание патриотизма и активной гражданской позиции;
- воспитание уважения к окружающей природе.
Для решения этих задач, мы используем в работе с детьми следующие формы:
Беседы, лекции, просмотр видеоматериалов, отрывков исторических художественных фильмов «Александр Невский», «Война и мир», «Блокада» и другие.
На занятиях мы ведем беседы об истории и традициях русской и советской армии, о великих русских полководцах Александре Невском, Александре Суворове, Михаиле Кутузове, Георгии Жукове, о легендарных сражениях русской армии: Невской, Бородинской, Сталинградской битвах.
Интерактивные занятия:
· выбор места для привала на незнакомой местности;
· оказание первой помощи в экстремальной ситуации;
· ведение радиосвязи;
· сборка автомата Калашникова;
· чтение военной карты;
· дидактические игра «Русская символика», лото «Мой Петербург», «Прикладное искусство мастеров нашей страны».
Строевая подготовка – Александр Васильевич проводит элементарные строевые упражнения, которые стимулируют подтянутость, дисциплинирует детей.
Экскурсии в Военно-исторический музей артиллерийских войск, где ребята наглядно могут соприкоснуться с военной техникой, военной историей.
Наш город – город-памятник. Гуляя по парку мы подходим к памятнику морякам – героям миноносца «Стерегущий», где Александр Васильевич рассказывает детям о подвиге моряков миноносца.
Для того чтобы познакомить с современной армией организуются встречи с военными разных родов войск. Например, встреча с воздушным радистом в/ч Левашово Степановым Михаилом Александровичем.
Они рассказывают о своей профессии, почему они ее выбрали, о выдержке, необходимой защитнику Родины, учат ребят читать военную карту, отвечают на вопросы детей: «Сколько вы провели дней в небе, если сосчитать все часы и минуты перелетов?»
«А страшно прыгать с парашюта?» «А вы едите в полете? И что едите?» «А у космонавтов такая же форма?» «А для чего столько карманов на штанах и куртке?» «Вы были в Чечне?»
Посещение мест боевой славы в Ленинградской области
Чтобы память о Великой Отечественной войне жила в будущих поколениях, ко Дню победы мы ездим на могилу летчиков в Левашово чтобы почтить память павших минутой молчания, возложить цветы.
Взаимодействие с изостудией школы
В рисунках наших детей на военную тему отражены их чувства, их переживания. Мы с Верой Викторовной, педагогом изостудии, организовали выставку детских работ. Эти работы участвовали и в городской выставке в Аничковым дворце.
Туристические походы
В походе на озеро у деревни Каменка, мы учим ребят разжигать костер, ориентироваться на местности, определяя стороны света по компасу и наблюдениям за природными явлениями, поем песни военных лет, играем в подвижные игры, эстафеты.
Мини-музей школы
Наша школа далеко расположена от центра города, для того чтобы дети наглядно знакомились с историей Великой Отечественной войны, мы с мужем решили организовать музей – школьную экспозицию. Директор школы Юлия Александровна поддержала нашу инициативу и выделила помещение. Теперь в нашей школе есть маленький музей. Там дети изучают экспонаты, пишут тексты экскурсий и самостоятельно проводят экскурсии по школьной экспозиции боевой славы для учеников школы и наших гостей.
Также мы с ребятами выпускаем поздравительные стенгазеты ко Дню победы, Дню снятия блокады, Дню защитника отечества.
Эмблема – значок кружка «Мы – патриоты»
В нашем кружке есть традиция – вручение значка-эмблемы патриотического кружка. Весной был объявлен конкурс на эскиз значка и по рисунку нашей ученицы, Александры, был создан наш значок, эмблема нашего кружка.
Каждый участник патриотического объединения имеет такой значок.
Наши планы
У нас большие планы – улучшить наш музей, чаще устраивать походы по местам боевой славы в Ленинградской области, пригласить еще больше интересных военных людей, попробовать пожить в воинской части несколько дней.
Поделиться: