Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
XXIII Лихачевские чтения «Память – четвертое измерение» - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»
22.04.2021
20-21 апреля в 90 школе прошли XXIII Лихачевские чтения. Традиция научно-просветительских чтений поддержана очередным поколением школьников. Трудно организовать такое мероприятие, учитывая нелёгкую ситуацию санитарных ограничений, однако все сложности были успешно преодолены.
В XXIII Лихачевских чтениях приняли участие 49 учеников, которые под руководством учителей школы подготовили 36 докладов. Сферы познавательных и исследовательских интересов школьников весьма широки: история, литературоведение, лингвистика, география, информатика, история медицины, психология и физиология, музыковедение. Впервые была возможность принять участие в качестве выступающих у совсем юных школьников – учеников 3, 4, 5 и 6 классов.
Музыкальное приветствие приготовили ученики 11б класса: Данила Радькович, Александр Сюбаев, Алексей Алексеев, Кристина Медведенко, Анна Лепицкая,
Нынешние чтения были посвящены теме «Память – четвёртое измерение». Участники чтений рассматривали память как с точки зрения физиологической, так и с точки зрения метафорической – память как способ хранения информации в языке, культуре, городском пространстве. Объектами интереса школьников стали имена персонажей мультипликационных фильмов, английские заимствования в современном молодёжном сленге и в компьютерных играх, улицы Санкт-Петербурга и их названия, интернет-мемы, посвященные Петербургу, забытые экспедиции и географические открытия, история своей семьи в контексте истории родного города и страны, современные памятники и сохранение традиции с античных времен. Современная сложная пандемическая ситуация обусловила интерес школьников к уже пережитому историческому опыту эпидемий с античных времен и до XXI века.
Наиболее интересные доклады представили Ксения Смаль (8б), Алексей Титов (8б), Иван Павлов и Алексей Панин (7б), Марианна Смирнова (9а), Даниил Голятин и Анастасия Тишкевич (9б), Аделина Попова (9а), Вероника Стенина (10б), Мария Якушева и Диана Андреева (10а), Алиса Емельянова и Диана Улыбина (5б), Вадим Лисицын (5а), Алина Иванова (7б), Ангелина Отрадных и Дмитрий Дементьев (7б), Хадича Хайрутдинова и Ксения Криволапова (9в), Максим Калиничев и Эмилия Шавалда (3а), Анна Осипова (3а), Юния Ефимова (3а), Смирнов Тимофей (4в).
Как использовать полученные знания в практической жизни? Ученицы 5а класса Диана Улыбина и Алиса Емельянова попытались вычислить свободную от мебели площадь комнаты, используя только знания школьной программы по математике на примерах собственных комнат; девочки произвели нужные замеры, вспомнили и применили известные пятиклассникам математические формулы и справились с поставленной задачей.
Человечество хранит память о первооткрывателях новых земель, но некоторые имена и факты хранятся под спудом и постепенно забываются. Ученицы 10а Мария Якушева и Диана Андреева отважно противостояли забвению, напомнив факты о некоторых географических открытиях и исследователях, чей вклад в изучение нашей планеты не должен стираться в нашей памяти.
Язык – это важнейший механизм сохранения человеческой памяти. И примеры сохранения памяти в русских топонимах на Аляске проанализировала ученица 8б Ксения Смаль, а примеры сохранения памяти в английских фразеологизмах-коммеморативах исследовала ученица 9а Марианна Смирнова. Внимание школьников привлекают и современные явления в языке и культуре. Так, ученица 9а Аделина Попова изучала проявление специфического петербургского юмора в интернет-мемах. А ученики 7б Ангелина Отрадных и Дмитрий Дементьев обратили внимание на целый ряд слов, который активно употребляется любителями компьютерных игр, и рассказали о происхождении этих слов.
Но есть и технические средства хранения информации. Какие из них выбрать и чем руководствоваться в своем выборе? Это вопрос изучала ученица 10б Вероника Стенина.
Память как физиологическое свойство человеческого организма – это очень тонкая и сложная материя для исследования. И такие исследования школьникам еще не по силам. Но дорога в тысячу миль начинается с первого шага. И школьники разного возраста внимательно и с интересом изучают этот вопрос, обращаясь как к популярным, так и к серьезным научным источникам. Свои работы, посвященные разным физиологическим аспектам памяти, представили Василиса Таракнова (4в), Никита Колотков (11б), Александр Сюбаев (11б), Александр Рог (11б). Но память – это свойство не только человека, но и некоторых природных субствнций, например льда; о его удивительных свойствах рассказала ученица 3а Юния Ефимова. Но особый интерес представляла исследовательская работа Ивана Павлова и Алексея Панина из 7б, которые изучали своих одноклассников на предмет сформированности у них разных видов внимания и его влияния на учебные достижения.
Одной из важнейших научных дисциплин, которая и занимается накоплением и анализом человеческого личного и общественного опыта, является история. И школьники с удовольствием и любопытством погружаются в различные исторические эпохи. Так, современная пандемия обусловила исследовательский интерес Андрея Чащихина из 4а, который собрал интересные факты о разных эпидемиях, поражавших человечество с античных времен. А ученицы из 10б Анна Евстафьева, Елизавета Янковская и София Беленко анализировали опыт наиболее близкой к нам по времени эпидемии испанки, поразившей мир 100 лет назад.
Но история – это не только социальная наука. В ней представлены судьбы отдельных людей. Изучая истории своих семей, Вадим Лисицын из 5б, Тимофей Смирнов из 4в и Анна Осипова из 3а показали, какой вклад вносили их предки в развитие нашей страны в XIX и в XX веках: двоюродный прапрадедушка Вадима Лисицына, действительный тайный советник, сенатор и министр юстиции активно боролся за отмену телесных наказаний в российской армии, предки Тимофея Смирнова участвовали во всех важнейших исторических событиях XX века в России в Ленинградской области, а общий педагогический стаж семьи Анны Осиповой насчитывает более 200 лет!
Отрадно видеть, что, будучи уроженцами самого красивого города на свете – Санкт-Петербурга, – школьники внимательно и с интересом изучают его. Если младшие школьники, как Иван Новосёлов из 4б, начинают свое изучение с главных достопримечательностей Петербурга, то старшие школьник уже рассматривают эти достопримечательности в историко-культурном контексте: ученики 9б Даниил Голятин и Анастасия Тишкевич нашли исторических «предшественников» знаменитых петербургских памятников и их современных «наследников». Хадича Хайрутдинова и Ксения Криволапова из 9в обобщили информацию о том, какой вклад в развитие медицины внесли ученые Санкт-Петербурга и какие места в городе связаны с их деятельностью. Названия улиц Петербурга для себя и для благодарной аудитории открывала ученица 7б Алина Иванова. Совсем юные исследователи из 3а Эмилия Шавалда и Максим Калиничев рассматривали формирование в России мозаичного искусства и развитие его до наших дней, все основные объекты их внимания находятся в Петербурге. А Илья Харитонов из 8в рассказал о одном мемориальном зале Эрмитажа – Военной галерее 1812 года. А Елизавета Жирнова из 3в рассматривала современные памятники Санкт-Петербурга.
Школьные научно-просветительские чтения не претендуют на серьёзную научность, у
Работа с подрастающим поколением – это очень сложная работа. А подготовка к подобным интеллектуальным смотрам, конкурсам, чтениям – это всегда индивидуальная, скрупулезная, творческая работа. Здесь нет шаблонов и готовых решений. Учитель и ученик находятся в совместном творческом поиске. Какая помощь им нужна? Иногда оборудование, иногда доступ к редкой литературе, которой не найдешь в открытом доступе в интернете. Но абсолютно всегда им нужно время! Время, когда они могут без суеты и спешки читать и вместе изучать источники, сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, описывать… Научить этому можно только индивидуально! И как же нужно хоть немного свободного времени, которые талантливые учителя смогут посвятить нашим талантливым детям!
Ежкова О.А., учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа №90 Поделиться: |