Поиск по сайту

В лицее №101 прошел межрегиональный семинар «Культурные универсалии в образовательном процессе. Голос Пушкинской эпохи» - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

В лицее №101 прошел межрегиональный семинар «Культурные универсалии в образовательном процессе. Голос Пушкинской эпохи» 05.03.2015

5 марта лицей №101 собрал под своей крышей более 65 представителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Бокситогорска и других городов России на семинаре «Культурные универсалии в образовательном процессе. Голос Пушкинской эпохи». Вот уже на протяжении более 20 лет лицей не только ведет инновационную работу в соответствии с культуротворческой концепцией, но и активно делится своими наработками с педагогической общественностью. В этот раз организаторы семинара предложили его участникам познакомиться с методиками культуротворческого обучения, погрузившись в пушкинскую эпоху. Обращение именно к этому историческому периоду не случайно, ведь будущий год объявлен годом литературы.2.jpg

Погружение в пушкинскую эпоху началось для гостей прямо с порога. «Направо пойдешь – в гардероб попадешь, налево пойдешь – на обед попадешь, наверх пойдешь – на семинар попадешь», – так встречали всех пришедших герои произведений Александра Сергеевича, кот ученый, русалка и барышня-крестьянка. А для того, чтобы гости смогли легко ориентироваться в здании лицея, везде были расставлены верстовые столбы с указателями.

После торжественного открытия семинара директор лицея Инга Станиславовна Шевченко 55.jpgпознакомила собравшихся с особенностями образовательного процесса и с инновационной деятельностью учреждения. Так с 1994 года в лицее ведется активная работа по изучению возможностей культуротворческого подхода в образовательном процессе. На сегодняшний день уже достигнуты значительные результаты: разработаны и успешно реализуются такие надпредметные программы как «В глубь веков», «Современная картина мира», активно используются авторские технологии «культуротворческий урок», «предметный срез», методики погружения в определенную эпоху и культурологических универсалий. «Таким образом, деятельность педагогов лицея охватывает широкий спектр педагогических исследований по воспитанию гармоничной личности, всесторонне развитой, духовно-нравственной, способной к саморазвитию и самореализации» – подчеркнула директор.

О культуротворческом4.jpg подходе в образовательном процессе рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Борисовна Столярова. Гости семинара узнали, что основная идея культурологической концепции в том, чтобы использовать содержательное богатство культуры для личностного самоопределения учащихся. Основной принцип – «презумпция» личности ребенка, признание ценности и уникальности его мира, его права на слово и молчание, его интересов и устремлений. Учитель в культуротворческой школе – это творческая личность, осознающая место своего предмета в целом образовательном процессе, направленном на воссоздание мира и человека в нем. Большой интерес вызвал рассказ Т.Б. Столяровой о такой авторской технологии педагогов лицея как «предметный срез». «Предметный срез» представляет собой 1,5 часовое занятие, на котором средствами всех предметов школьного курса создается целостное представление об определенной эпохе: что интересного можно узнать о людях и событиях эпохи в области истории, литературы, биологии, географии, физики, химии, математики, иностранного языка, изобразительного искусства. При этом используются разные формы подачи 3.jpgматериала, такие как монолог ученика, диалоги, беседа учителя с детьми, инсценировка, музыкальная заставка, работа с картой, документами, музейными экспонатами, заочная экскурсия, показ предметов труда учащихся (собственные стихи, рисунки, макеты, костюмы…) Погружения в эпоху проводятся в лицее раз в четверть в каждой параллели по строго выверенной системе исторических вех.

После насыщенной теоретической части гости смогли сами посмотреть, как проходит «погружение в эпоху», посетив уроки, мастер-классы и внеклассные мероприятия, на которых были представлены культурные универсалии. Так, вниманию собравшихся были представлены урок-концерт «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет», интегрированные уроки «Пушкин и математика», «А там еще другое диво», «Преподавание математики в 19 веке», «О, наука необъятная, глубина неизмеримая!», урок-исследование «Можно ли было спасти Пушкина?»; мастер-классы «Союз мысли и чувства», «Кухня пушкинской эпохи», «Зооград в сказках Пушкина: быль и небыль», «Сказка – умница и прелесть». Тему пушкинской эпохи продолжили и на внеклассных мероприятиях: интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», фестивале презентаций газет по сказкам Пушкина, заседании политклуба на тему «Властители и судьи».


Фотографии семинара вы можете посмотреть здесь

М. Андреева,

ГБОУ ИМЦ


Поделиться:

Возврат к списку