Поиск по сайту

«Мой город и район в вязании, вышивке, кружеве»


Авторcтво: Николаева Ольга Владимировна, учитель ГБОУ школы № 558 Выборгского района Санкт-Петербурга


Ни для кого не секрет, что каждый край земли может поделиться с нами своими секретами рукоделия. Множество различных техник и премудростей знают и ремесленные мастера в разных уголках нашей необъятной России. В нашей школе большое значение уделяется знаниям о своей земле.


На уроках технологии в разделе декоративно – прикладное искусство и на занятиях внеурочной деятельностью DYV дети узнают о секретах и премудростях традиционных промыслов и ремесел, распространенных на территории Ленинградской области, которые не теряют своей актуальности в наши дни.

Так в Киришском районе существует объединение деревень под общим название «Захожье». Рукодельницы там выполняют чудесные работы в оригинальной технике Захожское кружево.

Свирское кружево — один из самых старинных народных промыслов не только в Ленинградской области, но и вообще. Техника появилась во время строительства Петром I Балтийского флота в Лодейном Поле, куда прибывали голландские специалисты со своими женами. Жены вязали крючком узоры, продиктованные местной природной, бытом и верованиями: восьмиконечные звезды, заостренные с одной стороны овалы и треугольные язычки, напоминающие крыши зданий. 

Знакомятся учащиеся и с одним из наиболее распространенных видов женского рукоделия у вепсов, води и ижоры – вышивкой. Особенными элементами костюма этих народов. Вепсская одежда была проста, но красива. Мужчины надевали рубаху и штаны из домотканого холста. Шили рубаху пайд просто: полотнище ткани перегибалось через плечи, на перегибе делалось отверстие для головы, к основе ткани пришивались прямые рукава, под них подкладывали ластовицы. Раньше мужские белые домотканые рубахи украшались вышивками. Но самыми красивыми были венчальные рубахи: их богато украшали красными нитями по подолу, вороту и рукавам, а под рукава подшивали кумачевые ластовицы.

Водская одежда была красива и необычна. В ней выделяются четыре разных костюма: одежда девушек, молодок, женщин более старшего возраста и старух. Вся девичья одежда была белой: сарафан и рубаха, передник и поясное полотенце. Только желтая бисерная шапочка, красные суконные нагрудники оттеняли такой костюм. Их украшали белыми раковинами каури – «ужовками».

Великолепна была старинная ижорская одежда, привлекавшая всех своей красотой и необычностью. На основе древних ижорских песен можно представить свадебную одежду ижорского жениха, сшитую его матерью. Это льняная рубаха, расшитая богатым орнаментом по вороту, рукавам и груди и украшенная блестками, по подолу которой были вышиты кони или подшивался кумач.

Дети выполняют проект по исследованию жизни и быта вепсов, води и ижор. В практической части этого проекта выполняют национальную куклу. (Приложение 1) Ведь детям всегда по душе играть.

А также исследуют творчество своих родных мест и делятся семейными традициями. С большим интересом девочки рассказывают о том, как вязание скрепляет своими узелками не одно поколение женщин, а иногда и мужчин, в их семьях. Усердно работают и делятся результатами этих работ с одноклассниками. Некоторые работы были выполнены специально для подарка на праздник. (Приложение 2)


А я с удовольствием познакомила детей с одним из туристических комплексов нашей области деревней «Верхние Мандроги». Находится деревня в двухстах шестидесяти километрах к северо-востоку от Санкт-Петербурга, в моём родном Подпорожском районе. Расположена она на самом берегу реки Свирь, что соединяет Ладогу с Онегой. Доехать можно по Мурманскому шоссе. О деревне с таким названием, приютившейся на речном берегу, было известно еще несколько веков назад. Коренной народ этих мест — вепсы. Раньше они вели торговлю пушиной и использовали реку для транспортировки товара. Название «Мандроги» в переводе с веппского означает «пороги» и указывает на своенравный характер Свири.

Сегодня Верхние Мандроги — это деревня-курорт, оказывающая туристические услуги в антураже старинного русского быта. Все старинные дома, что здесь присутствуют, были привезены из разных уголков Архангельской и Вологодской областей. Ремесленных мастерских в деревне несколько, там вы можете попасть на мастер-классы по различным народным промыслам, или приобрести уже готовые предметы ручной работы.


Так же учащиеся познакомились с тёплым в прямом и в переносном смысле социальным проектом нашего края «Шерстяной народ». Проект направлен на возрождение и развитие традиционных промыслов и ремесел коренных народов Ленинградской области, связанных с использованием шерсти. Холодные зимы, весны и осени сделали шерстяную одежду и предметы из шерсти главной защитой от непогоды, а древнее искусство коренных народов Северо-Запада России придало ей необычную красоту. Возвращение в жизнь уникальных образцов практически утерянной «шерстяной» культуры Ленинградской области сможет придать яркий самобытный облик культуре региона. В начале ноября 2019 года Центр коренных народов Ленинградской области запустил проект по сохранению и развитию шерстяных ремесел вепсов, вожан и ижор «Шерстяной народ». За четыре недели удалось собрать всю сумму в 150 тысяч рублей. На эти деньги бабушки Ленобласти свяжут варежки с вепсскими и ижорскими узорами и большую часть передали в городские и сельские музеи. А центр организовывает передвижные выставки и уроки вязания для жителей деревень.

Бабушек пригласили на лекции по истории коренных народов Ленинградской области, и там родилась идея заняться возрождением традиционных промыслов, связанных с шерстью. Но не ради денег, а ради идеи возвращения культуры. Они вместе выработали идею сохранения промыслов, и очень гордятся тем, что сознательно возрождают культуру. Некоторые бабушки ходили в архивы и фонды, в том числе фонды Финляндии и Эстонии, где сохранились коллекции предметов коренных народов. Были и в Кунсткамере, смотрели вещи на временных выставках Российского этнографического музея, в ижорском, водском музеях. Собрали всё, что можно. Многие вспоминали, как вязали их матери и бабушки. Так родилась идея не просто возрождать, а сделать базовые коллекции традиционных вязаных изделий — носков, рукавиц и перчаток, дизайн которых разработан на базе музейного материала и воспоминаний. (Приложение з)

«Бабушки решили, что именно они должны спасать исчезающую "шерстяную" культуру коренных народов Ленинградской области. Ведь вожан осталось всего 64 человека, ижор — 256, а вепсов — около 4 тысяч человек», — говорится на сайте краудфандинговой платформы, где сейчас ведут сбор средств на дальнейшую работу проекта. Пожертвовать можно абсолютно любую сумму, а за это получить серьги в этническом стиле, книгу о коренных народах Ленинградской области, вязаные перчатки с финскими узорами, приглашение на кукольный спектакль или открытку от деревенских бабушек. Глаза детей загорелись желанием принять участие в этом проекте и рассказать о нём своим близким.


Источники:



Поделиться: