Поиск по сайту

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И АКЦИИ В ГБОУ ЛИЦЕЕ №389 «ЦЭО»


Авторcтво: Кравченко Вера Ивановна, педагог дополнительного образования ГБОУ лицей № 389 «Центр Экологического Образования» Кировского района Санкт-Петербурга


«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»

Лев Толстой

   Социальные, экономические и политические преобразования радикально изменили всю общественную жизнь страны. Это потребовало модернизации отечественного образования, способного осуществлять новый социальный заказ – формировать современную, творческую, социально активную личность, обладающую высоким уровнем экологической культуры.

   Взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования особенно актуально при решении проблемы достижения целей в плане усиления воспитательной составляющей образовательного процесса, повышающей социальный и культурный потенциал детей, особенно тех, у которых по разным причинам нет условий для его реализации в семье. Учреждения дополнительного образования обладают большими возможностями для совершенствования общего образования. В младшем школьном возрасте средствами экологического образования происходит формирование ценностного, не прагматического, позитивного отношения ребенка к себе, окружающей природной и социальной действительности.

   Сфера дополнительного образования - самая благоприятная в реализации задач духовно- нравственного, интеллектуального, эстетического развития детей.

   Развитие ребенка неразрывно связано с воспитанием, и одно из определений термина «воспитание» сводится к обеспечению наиболее эффективного, наиболее полноценного развития личности. Процесс развития личности целенаправлен и осуществляется в ходе различных видов деятельности с приоритетом диалогических методов обучения, совместного поиска истины, решения воспитывающих ситуаций, удовлетворения интереса к творческому делу. Главное средство воспитания - разумно организованное общество, под которым мы понимаем коллектив единомышленников (педагога и воспитанника)- содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени.

   Интегративный характер экологического образования дает возможность комплексного использования традиционных и интерактивных форм организации образовательного процесса.

   Проблема личностного развития является чрезвычайно актуальной в настоящее время, ибо перед нами стоит задача формирования самостоятельной социально мобильной творческой личности, способной к успешной адаптации на рынке труда и личностной самореализации.

   От метро минут пять пешком. Вокруг в основном серые оттенки, дорога, трамвайные рельсы, типовая застройка. И мало кто знает, что если возле каменного здания лицея № 389 «Центра экологического образования» Кировского района повернуть налево, то можно оказаться в зелёном уголке.

    Все началось в семидесятом году, когда дворец пионеров Васи Алексеева получил земельный участок и расположил там юннатскую станцию. Из нее и вырос Центр экологического образования, который посещают ребята из четырнадцати школ — самого разного возраста, есть даже дошкольники. На двух гектарах земли расположился зоологический корпус, загон, где пасутся козы и важно разгуливают гуси, бассейн со сказочными красными карасями, небольшой дендрарий с редкими видами деревьев и чудесный яблоневый сад. Занимались здесь дети, родители наших нынешних воспитанников.

    Шло время, менялась жизнь в стране, да и сама страна, а значит и взгляд, отношение к дополнительному образованию детей. О проблемах экологии заговорили в полный голос, общество, обеспокоенное экологическим состоянием среды обитания. Поэтому и возникла необходимость появления и развития детских учреждений, где в детях не только будут воспитывать любовь к природе, но и познавать ее законы, жить в согласии с этими законами, учить природоохранной деятельности. Ставились новые цели и задачи перед дополнительным образованием детей. Дополнительное образование определялось так: это «образование возможности быть личностью». В дополнительном образовании, куда ребенок приходит и остается по своей инициативе, происходит не просто обучение по образовательным программам, а дети получают возможность раскрыть свои творческие и личностные способности. Совершается другая, самая главная в жизни вещь - ребенок ищет смысл жизни, свое место в жизни. В этом главная миссия дополнительного образования.

    В отделении дополнительного образования нашего лицея возникала насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности в связи с особенностями непрерывного экологического образования. К таким активным формам обучения относятся массовые мероприятия и трудовые акции.

    Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы, научить выражать свое отношение к природной системе через изобразительную и практическую деятельность. Познанию природы и самих себя помогают социализирующие игры, игровые задания, проведение массовых мероприятий и практических акций, проводимых в лицее №389 «ЦЭО».

    Многие дети, живущие в больших городах, лишены возможности общения с природой, животными и растениями и черпают знания о них из книг и фильмов. В нашем лицее ребятам предоставляется возможность заниматься в зоокорпусе, где обитают животные, привыкшие к присутствию человека, оранжереи с коллекцией комнатных растений, и на учебно-опытном участке с большим фруктовым садом и опытническими делянками. Центр экологического образования - самый теплый и трогательный уголок природы в условиях мегаполиса.

    Наши педагоги – создают комфортные условия для воспитания экологически грамотного гражданина страны. На своих занятиях педагоги имеют возможность показать неразрывную связь человека с природой. Мы учим детей, что природа - это среда обитания человека и проблемы, возникающие в результате человеческой деятельности, могут привести к гибели самого человека.

    Наши воспитанники, начиная с младшего школьного возраста, вовлечены в практическую природоохранную деятельность. С первого класса активно собирают и сдают макулатуру, зная о том, что 20 кг сданной макулатуры спасут одно дерево, с энтузиазмом участвуют в районных массовых конкурсах-акциях «Сорнякиада», «Кормушка», «День птиц», «День Земли», на которых оказывают практическую помощь растениям и деревьям.

   Среднее и старшее звено учащихся участвует в весенних и осенних субботниках, а также в посадке деревьев на территории нашего лицея, принимая участие в природоохранных проектах и акциях, в таких как «Больше кислорода», «Аллея лицеистов», «Аллея Дружбы», «Аллея педагогического мастерства».

    Наше учреждение, лицей №389 «Центр экологического образования», известен в районе и городе тем, что пробуждает интерес к проблемам окружающей среды, воспитывает экологическую культуру, развивает интерес к природоохранной и экологической деятельности, дает возможность нашим обучающимся и учащимся школ Кировского района приобщаться к практической деятельности на учебно-опытном участке, оранжерее, лабораториях через практическую соприкосновенность с природой.

    Получив статус лицея, мы захотели, чтобы это событие осталось в памяти выпускников, которые в День последнего звонка посадили в нашем саду саженцы яблонь. Это был трогательный праздник учеников, педагогов и родителей.

    И спустя 12 лет мы собрали первый урожай с наших памятных яблонь.

    Так появилась традиция высаживать саженцы в День лицеиста, 19 октября, который у нас отмечается ежегодно.

     2017 год выдался Памятным для нас. Этот год был посвящен двум юбилейным событиям: 100-летию со дня основания Кировского района Санкт-Петербурга и Году Экологии, провозглашенному президентом РФ. Мы почувствовали тесную взаимосвязь этих событий. Изучая окружающую среду, исследуя ее проблемы и пути их преодоления в своих исследовательских работах, на экологических уроках и трудовых акциях, учащиеся вместе с педагогами, прежде всего, обращают внимание на те объекты в своем Кировском районе, которые нас окружают и требуют заботы. Это речки Новая и Красненькая, пруды парка Александрино, вязы, пораженные голландской болезнью, птицы, которые остались зимовать. Ребята развешивали кормушки в парках и дворах, учились огородничеству вместе с родителями на занятиях Клуба растениеводов-любителей. В 2017 по инициативе Администрации Кировского района, начальника отдела образования Кировского района Ступак Ю.В., председателя территориальной организации профсоюза Кировского района работников народного образования и науки Санкт-Петербурга и Ленинградской области Кузнецовой Л.В., директоров образовательных учреждений, выпускников- медалистов школ Кировского района, спонсоров и родителей посадка яблонь в нашем фруктовом саду приобрела небывалый масштаб. Такого массового десанта наш старый сад не помнил! Даже дождик не стал помехой этому замечательному делу.

    Традиции живут и развиваются: К нам в сад и на территорию УОУ приходят ученики, пожилые жители нашего микрорайона, родители с маленькими детьми. Мы учимся и работаем в уникальном месте, мы имеем возможность каждый день ощущать красоту растительного и животного мира.

    Наши двери открыты для всех желающих, кто умеет ценить прекрасное.

    Занимаясь в наших кружках, мы надеемся, что наши воспитанники приобщаются к общечеловеческим ценностям: любви к родной природе, бережного отношения к животному и растительному миру своего района, города, страны.

    «Можно ли научить человека добродетели?» - был задан вопрос Сократу. «Добродетели? - Никогда!» - ответил он. Но помочь ребенку в поиске крупиц добра, не декларируя априорные ценностные постулаты, как нам кажется, можно! Можно помочь ребятам закрепить в своем сознании систему ценностных координат, проложить тропинки добра к их сердцам и от их сердец к такому большому и разному миру...

 

                                                                                                               Литература

1.Адамчук Д.В.Социальная активность подростка: участие в деятельности добровольных ассоциаций//Социология образования.-2012.-Т.14.-Вып.28.-с.88-99.

2.Сухомлинский В.А.О воспитании/сост. Д.И Латышина. - М.,200

3.Капустин Н.П. Работа школы с родителями.-М.,1999.


Поделиться: