Авторcтво: Мингазова Эльвира Забировна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ «Левобережный» Невского района Санкт-Петербурга |
Сегодня хочу поделиться своими наработками, которые мне пришлось использовать в практической работе с детьми в новом для нас формате дистанционного обучения с привлечением интернет-пространства и платформы онлайн конференций zoom.
Настоящая тема продиктована той ситуацией, которая создалась на сегодняшний день, поставила перед педагогами непростые новые задачи, заставила пересмотреть традиционные методы преподавания.
Образовательные цели и задачи остались прежними, а вот формы и методы пришлось менять и быстро перестраиваться как педагогам, так и детям, и родителям.
Главным в этой ситуации было сохранить коллектив, не растерять все, что создано и наработано, и поддержать творческий процесс.
Со стороны нашего учреждения, в свою очередь, были созданы благоприятные условия для развития новой образовательной среды: организованы личные кабинеты педагогов для оформления заданий и проведено обучение по использованию образовательных Интернет-ресурсов.
С момента перехода на дистанционное обучение проводилась активная работа с родителями, и постепенно выстраивался новый алгоритм проведения занятий с учащимися. Родители в этой ситуации сыграли ключевую роль в создании комфортного образовательного пространства для своих детей.
Наши занятия строились следующим образом: дети получали задание и вместе с родителями приобщались к новой теме, совместно осваивали музыкальный и танцевальный материал, затем выполненные задания присылали в беседу группы, что позволяло всем нам поддерживать обратную связь и оценивать уровень освоения материала.
Несмотря на переход на дистанционное обучение, мы продолжили заниматься по утвержденному тематическому плану и лишь внесли изменения в отношении объема предлагаемого материала.
Кратко изучив теоретический материал (видео по теме «Жаворонки», Пасха, Троица, мастер-классы по прикладному творчеству), дети закрепляли пройденное путем создания тематических поделок и прислали фотоотчеты о проделанной работе. Такая форма взаимодействия вызвала у них живой отклик, интерес и желание проявлять себя, показывать результаты своей работы, а вовлечение в этот процесс родителей позволило проводить регулярный анализ индивидуального роста.
Для практической работы также высылались видео с пальчиковыми играми, песенный материал, исполненный педагогом, или аудио образцы других исполнителей, видеосюжеты по традиционному танцу для освоения простых шагов и притопов.
Например, по теме «Весенние праздники, традиции и обряды» дети присылали свои работы по созданию тряпичной птички, вербной куклы, жаворонков из теста, на Пасху - пророщенную зеленую пшеницу, горох и овес, яйца, выполненные в разной технике, печенья на пасхальную тему, выученный музыкальный материал.
Важно было не заставлять и не требовать, а создать мотивацию для выполнения задания, оценивать работу каждого ребенка, говорить о сильных сторонах, больше хвалить и обозначить, над чем еще поработать. Наблюдая в общем доступе результаты выполненных заданий других детей, каждый ребенок старался не отстать, стремился проявить свою индивидуальность.
Ансамблевые очные занятия проходят в особой атмосфере - это живой диалог, общий психологический настрой, тесный игровой и танцевальный контакт, совместное пение, пение следом. Тогда как в формате удаленного обучения мы находимся на дистанции и установить эмоциональный контакт подчас затруднительно, то для восполнения нехватки живого общения и коллективного творчества пришлось освоить и использовать платформу онлайн-конференций zoom.
Онлайн-конференции – это приемлемый и наиболее доступный способ реализации учебного процесса в нынешних условиях. Это прямое общение и диалог между педагогом и детьми, когда можно до всех одновременно донести нужные темы и провести разъяснения. Однако в таком формате вокальная работа строится исключительно индивидуально с каждым ребенком без полного ощущения общности и единения, но, с другой стороны, способствует активному проявлению индивидуальных творческих способностей у детей. В нашей ансамблевой работе, особенно вокальной, такой вид обучения возможен, но вызывает определенные трудности, т.к. имеют место звуковые искажения, затруднены совместное пение, пение следом и передача эмоциональной нагрузки. Осваивая музыкальный материал дистанционно, приходится работать строго поэтапно: показ – разъяснение – пропевание и освоение небольшими мелодическими фразами – ожидание результата - корректировка педагогом полученного результата, т.е. процесс становится громоздким и длительным.
Итогом нашей совместной работы, построенной на дистанционном обучении, стало предложенное мной задание - «Сочинение сказки на любую тему с использованием пройденного музыкального материала и устного народного творчества». Лучшие видео работы мы планируем выложить в группе ДДТЛ и включить в отчет работы фольклорного ансамбля.
Современному педагогу дополнительного образования необходимо быть профессионалом, осваивать новые технологии, чтобы быть готовым к любым изменениям в организации учебного процесса и в нашей жизни.
Поделиться: