Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика «Мамина забота»


Авторcтво: Гаврилова Оксана Ивановна, Щербак Зинаида Францевна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 112 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга


     

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников – одна из первостепенных задач дошкольного образования. К началу обучения в школе ребенок должен уметь не только различать эмоции других людей, но и понимать свои чувства, управлять своими эмоциональными состояниями. Достигнуть таких образовательных результатов возможно только в системной работе, что требует внесения корректив как в содержание базовых дошкольных образовательных программ, так и в методику изучения тех или иных тем. Один из путей развития эмоционального интеллекта старших дошкольников – проведения образовательных событий в формате семейных культурно-образовательных практик, приуроченных к важнейшим памятным или праздничным датам календаря.
     Важным событием для жизни ребенка-дошкольника является такой праздник как «День матери». В рамках данного праздничного события в нашем ДОУ была реализована культурно-образовательная практика «Мамина забота».
     Адресат: старший дошкольный возраст.
     Цель культурно-образовательной практики: формирование у детей представления о роли матери в жизни человека.
     Идея: забота – качество, которое помогает близким людям жить счастливо (мама окружает нас заботой, чтобы нам было хорошо, комфортно, безопасно, а мы в ответ должны ее окружить вниманием и оказывать ей посильную помощь).


                                      Ход культурно-образовательной практики:

        1. Предварительный этап – занятие в группе ДОУ

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультфильм, «волшебный сундучок» (варежка, лекарство, ключи, зеркало, очки, камешек, кусочек материи)
Фасилитированное обсуждение мультфильма.
Педагог интересуется у детей, любят ли они смотреть мультфильмы. Обсуждается, какие мультфильмы дети предпочитают смотреть и почему. Педагог предлагает посмотреть еще один мультик.
С помощью мультимедийной техники на большом экране демонстрируется мультипликационный фильм «Мама цапля» режиссёра Марины Карповой. Название мультфильма педагог не озвучивает.
После просмотра организуется фасилитированное обсуждение. Используются следующие вопросы:
      • Вы все смотрели мультфильм, а теперь давайте проверим: все ли вы были внимательны.
-  Какая птица была главной героиней мультфильма?
-  Что вы можете сказать о времени, когда происходило действие мультика? Какие времена года были показаны?
-  Какие птицы, кроме цапли, находились в пруду в самом начале мультфильма?
Кто распугал утят?
Что просил утенок у цапли, после того как он спасся от хищной птицы?
-  Как собака оказалась на дне пруда?
-  Почему пес заплакал, после того как его достали из мешка?
-  Как медвежонок попал в яму?
-  Кто достал медвежонка из ямы?
-  уда пригласила цаплю подружка, и кого она там встретила?
-  Как цапля оказалась одна? Куда делись ее дети?
-  Откуда появилась на пруду обезьянка?
      • Какие вопросы у вас появились после просмотр мультфильма. Задайте их друг другу.
Педагог помогает детям организовать беседу друг с другом. Для этого соблюдает все правила поведения педагога-фасилитатора (нельзя предъявлять и навязывать своего мнения, дать возможность детям высказаться, услышать друг друга, перефраз и пр.)
      • А есть ли в этом мультике что-то, что вы не поняли? Сформулируйте вопрос для друзей.
Педагог помогает детям организовать беседу друг с другом. Для этого соблюдает все правила поведения педагога-фасилитатора (нельзя предъявлять и навязывать своего мнения, дать возможность детям высказаться, услышать друг друга, перефраз и пр.)
      • Педагог продолжает вести фасилитированую дискуссию по мультфильму и задаёт следующие вопросы:
-  А вот я не поняла, почему цапля согласилась стать мамой для чужих детей? А что думаете по этому поводу вы?
-  Я еще не поняла, зачем она свила гнездышко для своих детишек? А что думаете по этому поводу вы?
-  Я не поняла, почему цапля грустила после того, как ее вернулись к своим родителям?
-  Я не поняла, перестала ли грустить цапля в конце фильма, когда увидела и открыла коробку, упавшую с машины?
-  Я не поняла, как могут сложиться отношения между цаплей и обезьянкой? Как бы вы закончили этот мультик, если бы были его авторами?
-  Ребята, а как бы вы назвали это мультфильм?
Принимаем все ответы детей, если они доказаны.
      Физминутка.
Педагог предлагает детям вспомнить всех животных, которых мы увидели в мультфильме. Дошкольникам предлагается объединиться в пары-тройки и изобразить то животное, которое было героем фильма («живые картинки»). Педагог отгадывает кого изображали дети.
Для организации игры используется следующее стихотворение:

        По дорожке шли, шли,
        И к болоту подошли,
        Цапля радостно встречала
        Своих деток показала.
                     (дети в группах изображают выбранного персонажа).

Для музыкального сопровождения игры используется произведение В.-А. Моцарта «Песня ангелов».
        Сюрпризный момент.
Педагог вносит «волшебный сундучок», в котором собраны различные предметы (шерстяная варежка, лекарство, ключи, зеркало, кусочек материи, очки, камушек). Детям предлагается по очереди вытащить из сундучка одну из вещей и назвать ее. Далее вещь передается по кругу и каждый ребенок, у кого оказалась данная вещь, должен, исследовав ее, сказать: «Какая она?». Когда исследование «в круге» завершиться, педагог просит детей вспомнить все слова, которые они называли. Можем ли мы эти слова применить к маме? Что общего может быть у этой вещи и мамы? (например, есть ли что-то общее между варежкой и мамой). Принимаются все ответы детей, если они доказаны. Педагог помогает сделать вывод о маме, как человеке, который дарит тепло, заботу, любовь, ласку и пр. (в зависимости от ответов детей).
      В заключение дошкольникам предлагается поразмышлять над тем, от чего или кого зависит настроение мамы? Может ли ребенок тоже подарить в ответ маме любовь, заботу, ласку? Как?
Педагог предлагает детям вместе с родителями отправиться в путешествие выходного дня по маршрутному листу, который мы подготовили, где вы так же познакомитесь с разными образами матери, а своими впечатлениями вы поделитесь на следующей нашей встрече в группе.
    2. Семейный досуг в городском пространстве
Родителям и детям предлагается сходить в небольшое образовательное путешествие. Помощь в проведении исследования в городе оказывает маршрутный лист, который заранее выдается семье.
                     Маршрутный лист
           Дорогие дети и взрослые! Мы предлагаем вам провести выходной всей семьей в музее. Вы можете выбрать, куда отправиться: в Эрмитаж или Русский музей. Гуляя по залам музея         вам необходимо найти картины с изображениями мамы и, изучив их, ответить на вопрос: «Как порадовать маму?».
    Эрмитаж.
            - Прогуляйтесь по залам музея и найдите в них не менее трех картин, на которых изображена мама (одна или с детьми или другими членами семьи). Рассмотрите эти картины. Обсудите: что вы видите на картине? Что на ней происходит? Что вы можете сказать о настроении мамы? С чем это настроение может быть связано?
            - Выберите одну из увиденных картин, которая отвечает на главный вопрос путешествия: «Как порадовать маму?». «Оживите картину» - сделайте на ее фоне три фотографии:
        1. Фотография. Повторите сценку, нарисованную художником: повторите позы и жесты героев, их настроение. Героями «ожившей» картины могут стать все члены семьи, пришедшие в              музей.
        2. Фотография. Придумайте, что могло предшествовать моменту, изображенному на картине. Что делали герои до этого? Разыграйте эту сценку («что было до того, что изобразил художник») на фоне картины. Замрите на время и сфотографируйте этот момент, создав новую картину.
        3. Фотография. А теперь придумайте, что может последовать после того момента, который изобразил художник. Если бы герои картины ожили, то что бы они сделали дальше? Разыграйте эту сценку («что будет дальше?»), замрите на время и сфотографируйте этот момент.
            - Попробуйте придумать рассказ на основе созданных вами фотографий. Рассказ и фотографии принесите в детский сад.
      Русский музей.
            - Прогуляйтесь по залам музея и найдите картины, которые мы загадали с помощью фрагментов-пазлов.1.JPG

2.JPGРассмотрите каждое изображение. Что вы видите? Что происходит? Что вы можете сказать о настроении героев картины? Выберите и нарисуйте рядом с каждым фрагментом-пазлом картины смайлик, который покажет, какое настроение было у мамы, изображенной на картине.

3.JPG

- Выберите одну из увиденных картин, которая отвечает на главный вопрос путешествия: «Как порадовать маму?». «Оживите картину» - сделайте на ее фоне три фотографии:

1. Фотография. Повторите сценку, нарисованную художником: повторите позы и жесты героев, их настроение. Героями «ожившей» картины могут стать все члены семьи, пришедшие в музей.

2. Фотография. Придумайте, что могло предшествовать моменту, изображенному на картине. Что делали герои до этого? Разыграйте эту сценку («что было до того, что изобразил художник») на фоне картины. Замрите на время  и сфотографируйте этот момент, создав новую картину.

3. Фотография. А теперь придумайте, что может последовать после того момента, который изобразил художник. Если бы герои картины ожили, то что бы они сделали дальше? Разыграйте эту сценку («что будет дальше?»), замрите на время и сфотографируйте этот момент.

- Попробуйте придумать рассказ на основе созданных вами фотографий. Рассказ и фотографии принесите в детский сад.

3.Рефлексивный этап (подведение итогов семейного образовательного путешествия).

В детском саду организуется выставка фотографий детей с семейного путешествия. Каждый ребенок проводит мини-экскурсию по своим фотографиям. В конце педагог помогает детям сделать вывод: как каждый из детей может поднять настроение мамы? Как и чем ее можно порадовать? В ходе беседы помогает детям составить перечень «дел», которые им по силам и которые помогут маме. Делаем вывод о роли заботы в жизни членов семьи.


Поделиться: