Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Потенциал книжной иллюстрации при организации культурно-образовательной практики в старших возрастных группах ДОУ
Новые подходы к организации художественно-эстетического развития дошкольников предполагают создание условий как для ценностно-смыслового восприятия произведений искусства, сопереживания персонажам художественных произведений, так и для самостоятельной творческой деятельности детей [1]. В этой связи современный педагог ДОУ понимает необходимость поиска и освоения инновационных методов и технологий, которые помогут в решении новых профессиональных задач. Но как не просто бывает поменять не отдельные методы и приемы педагогической деятельности, а отношение к образовательному процессу в целом! Мы привыкли, что в ходе совместной деятельности со взрослым ребенок должен получить, в первую очередь, конкретные знания, умения, навыки. В логике культурно-образовательных практик основным результатом совместной деятельности должен стать личный опыт освоения культурной среды, который может быть использован каждым ребенком, в том числе, и за пределами учебных ситуаций.
Самым любимым материалом для работы с детьми для нас стала книжная иллюстрация. Книжная графика как особый вид изобразительного искусства наиболее доступна ребенку благодаря узнаваемости изображаемых предметов и явлений, простоте и четкости композиции, свойственным и самому детскому рисунку, умелому выделению самого главного. Эмоциональность изображения достигается с помощью цвета, динамики линий – все это понятно для восприятия ребенка.
Традиционно, работая с иллюстрацией, мы чаще всего использовали ее в дидактических целях: чтобы показать, как выглядит какой-то герой, предмет, место действия и т.д. В контексте культурных практик мы увидели, насколько важно использовать эмоциональный и художественно-эстетический потенциал иллюстрации. Рассматривая с детьми иллюстрации, мы пытаемся включить в процесс не какую-то «часть», функцию ребенка – мышление, воображение, память, а целостную личность, стимулируя ее способность задумываться над увиденным, личностно воспринимать произведение, «ловить эмоциональный посыл» художника-иллюстратора.
По словам британского писателя, исследователя и популяризатора науки Роджера Льюина, педагоги не используют в полной мере в образовательной деятельности исследовательские потребности и возможности детей: «Слишком часто мы даем детям ответы для запоминания, а не задачи для решения» [2]. В нашей работе мы стараемся избегать этой ошибки, создавая условия для того, чтобы дети учились сами добывать информацию, анализировать, обобщать и делать выводы. Для этого мы используем технологию развития визуальной и коммуникативной культуры, описанную в программе «Кругозор» [3]. Для того, чтобы помочь детям раскрыться, мы применяем арт-педагогические технологии [4]. После рассматривания иллюстраций, картин деятельность ребенка продолжается в художественной практике. Это может быть свободное рисование, дорисовка картин или иллюстраций, составление целостного образа из готовых фрагментов и т.д.
В данной статье мы описываем культурно-образовательную практику по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (далее – «Сказка о царе Салтане»). Эта совместная деятельность проводилась как заключительное мероприятие после нескольких занятий, посвященных знакомству детей с произведениями поэта.
Для исследовательской части практики были выбраны работы двух художников-иллюстраторов – Татьяны Мавриной и Бориса Дехтерева. Работы этих авторов очень отличаются друг от друга, это стилевое различие позволяет детям осознать возможности разного переживания и воплощения одной сказочной истории. Тема практики: Обложка для сказочной книги. Адресная группа: дети подготовительной группы. Ведущая идея: дать детям возможность прожить уже знакомую сказку через разные виды деятельности: исследование книжных иллюстраций, слушание музыкальных композиций и движение под них, собственную изобразительную практику. Помочь ребенку увидеть целостную картину сказочного мира через создание обложки к этой сказке.
Цель культурно-образовательной практики – используя потенциал книжной иллюстрации, помочь детям осознать и передать свое отношение к произведению А.С. Пушкина в процессе создания собственного целостного художественного образа.
Особенности организации практики:
Мероприятие проводится в музыкальном зале двумя педагогами (воспитателем и педагогом изобразительной деятельности), действующими в образах сказочных героев – Василисы и Кота Ученого. Эти персонажи выполняют роли посредников между детьми и миром сказочных образов А.С. Пушкина. Дети работают сначала одной группой (не более 12 человек), на этапе исследования иллюстраций Т. Мавриной и Б. Дехтерева делятся на две подгруппы по 6 человек.
Необходимое оборудование: для проведения культурной практики необходима мультимедийная установка и экран; аудиозапись отрывков из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля», «Три чуда»); аудиозапись музыки В. Дашкевича к песне «Приходи, сказка» («Если вы не так уж боитесь Кощея…») из кинофильма «Там, на неведомых дорожках»; иллюстрации разных художников (в т.ч. Т. Мавриной и Б. Дехтерева) к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», распечатанные в цвете; разнообразные декоративные элементы для оформления обложки; сухие изобразительные материалы (восковые мелки, пастель, карандаши); белые листы формата А3 и А4.
Ход практики
После того, как дети выясняют, к какой сказке относится эта иллюстрация и что там происходит, на экране появляется анимированный слайд, демонстрирующий, как падают листки бумаги – различные иллюстрации к этой сказке. Кот достает из-за экрана иллюстрации двух художников – Т. Мавриной и Б. Дехтерева. Одновременно с этим на экран выводятся две иллюстрации с изображением Царевны-лебедь, выполненные этими художниками. Детям предлагается их рассмотреть и ответить на вопросы: Кого вы видите? Как вы думаете, эти иллюстрации нарисовал один художник или разные? Педагог выслушивает детей и помогает им обосновать свое мнение с помощью вопросов: Что вы здесь увидели такого, что позволяет сказать, что это рисовал один художник? Разные художники? Делается вывод, что одну и ту же сказку разные художники видят и чувствуют по-разному, поэтому и иллюстрируют каждый по-своему. В завершение обсуждения предлагает проверить вывод с помощью экрана, на котором под двумя соответствующими иллюстрациями появляются портреты их авторов.
Кот предлагает детям разобрать остальные перепутавшиеся картинки и разложить их на две книги: одна команда детей собирает книгу с иллюстрациями Т. Мавриной, другая – В. Дехтерева. Такая работа позволяет детям самостоятельно открыть для себя особенности стиля этих двух художников, уловить характерные особенности в манере иллюстрирования одной и той же сказки Пушкина. В конце работы педагог предлагает детям проверить друг друга и обосновать свой выбор с помощью вопросов открытого типа: Что вы увидели здесь такого, что отличает эту иллюстрацию от других? Что вы увидели здесь такого, что объединяет все иллюстрации? Что ты видишь особенного в красках, которыми написаны эти иллюстрации? На каких иллюстрациях люди выглядят как настоящие, а на каких больше похожи на куколки, игрушки?
Творческий этап (музыкальный)
Когда дети с помощью иллюстраций вспомнили, какие события произошли в сказке «Сказке о царе Салтане», можно обратиться к образам главных героев. Кот загадывает детям следующую загадку – музыкальную. Предлагает послушать несколько музыкальных произведений, которые написал его друг – композитор Римский-Корсаков, и догадаться, к какому герою сказки Пушкина подходит каждый из этих фрагментов.
Дети закрывают глаза и слушают фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» – «Полет шмеля». Через некоторое время кот предлагает открыть глаза и высказать свои предположения, кто может двигаться под эту музыку, какого героя из сказки она характеризует, что может происходить под эту музыку. Детям предлагается подвигаться в соответствии с характером произведения и уточнить свои предположения. На экране появляются иллюстрации с изображением шмеля, и Василиса читает соответствующий отрывок из сказки. Аналогично дети прослушивают еще три отрывка из оперы – «Три чуда»: «Белка», «Богатыри», «Царевна-лебедь». После того, как дети определяют и называют персонажа, на экране появляются иллюстрации, а Василиса читает отрывок из сказки, описывающий этого героя.
Творческий этап (изобразительный)
Когда все загадки Кота Ученого разгаданы, Василиса приглашает детей приступить к изготовлению обложки и отразить в ней то, что стало для них самым ярким, интересным в этой сказке. Обращает внимание детей на то, что при создании обложки они могут использовать как готовые иллюстрации и их фрагменты, так и собственные рисунки. Просит придумать название своей обложке. Детям предлагаются листы бумаги формата А3и А4 и разные элементы для обложки: иллюстрации, изображения главных героев, тексты с названием сказки, портрет А.С. Пушкина, различные графические элементы – рамки, буквицы.
Заключительный этап (рефлексия)
По окончании продуктивной деятельности все работы представляются для общего рассматривания и обсуждения. Каждый ребенок называет свою работу, отвечает на вопросы других детей и дает комментарии, раскрывающие замысел его обложки. В конце культурной практики педагоги не дают оценку результатам творческой деятельности ребёнка, а акцентируют внимание на том, что ребёнок в названии своей работы обобщает опыт, который он получил, выделяя наиболее значимые для него моменты, образы, фрагменты сказки.
Итоги апробации практики Общение с детьми строилось не на том, что бы дать готовые знания, задача чтобы создать для них проблемные ситуации, которые им приходилось решать. В результате активизировался их личный жизненный опыт, мыслительная деятельность, совершенствовалась способность анализировать и проводить аналогии. Они учились формулировать свои мысли, доказывать своё мнение Развивалась визуальная культура – способность рассматривать и видеть, переходя от отдельных деталей к их взаимосвязи и восприятию целостного художественного образа. Такая работа помогает детям увидеть свою индивидуальность и учит принимать других, воспринимать их точки зрения, развивает способность к эмпатии. Формирует внутреннюю уверенность ребенка в том, что его принимают, слушают, его мнение интересно другим.
Мы уверены в том, что любая образовательная деятельность эффективна только тогда, когда становится личностно значимой для ребенка. Обращаясь к книжной иллюстрации в логике культурно-образовательных практик, мы увидели, что результат такой работы для каждого ребенка может быть очень разным, иногда даже не ожидаемым. Для одного – это преодоление страха высказывать свое мнение, для другого главным стал опыт сопереживания герою, для третьего – раскрытие своих творческих возможностей. Рассматривая детские работы, можно сделать вывод о том, что для участников эта практика стала не просто еще одной встречей со знакомым литературным произведением, а новым радостным открытием.
Приложение: творческие работы детей
Литература 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013 г. 2. Лебедева М. Домашнее задание: мнения «за» и аргументы «против». // Учительская газета. 2015. №39. URL: http://www.ug.ru/archive/62075 (Дата обращения: 18.02.2019) 3. Подгорнова С.В. Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор»: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений / науч. ред. Л. М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 128 с. 4. Хащанская М.К. Арт-педагогика как возможность практической реализации образовательного потенциала искусства. URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxjdWx0dXJvbG9neWFwcG98Z3g6MTBhZTk1YzEwM2ZiNWM4Mw (Дата обращения: 11.01.2019) Поделиться: |