Поиск по сайту

Проект «Школьная газета»


Авторcтво: Соколова Татьяна Александровна, учитель немецкого языка


"Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда”
(китайская пословица)

     С 2011 года в рамках внедрения ФГОС и осуществления внеурочной деятельности на базе ГБОУ гимназии № 61 реализуется проект «Школьная газета». Выпуск периодических и специальных номеров, участие редакции газеты и ее корреспондентов в различных мероприятиях и конкурсах является неотъемлемой частью работы над данным проектом. Цели и задачи, поставленные в проекте, направлены на формирование портрета современного выпускника, гражданина своей страны.
     Школьная газета имеет две основные функции: информационную и воспитательную. Журналистская деятельность позволяет включить гимназистов в процесс работы издания и осуществлять системно-деятельностный подход, где учащиеся являются активными участниками и создателями интеллектуального продукта, в ходе работы над которым происходит формирование УУД.
Умение правильно говорить, излагать доступно для окружающих свои мысли, доносить до партнера в увлекательной и понятной форме свои идеи и писать для читателя приносит удовлетворение и радость. Это навык необходим в современной жизни. Для этого нужно развивать дар слова. Работа в газете может стать хорошей школой. Юный журналист, должен научиться, как говорил Бертольд Брехт: «Не смотреть, а видеть», и, пропуская через своё сердце, научиться излагать увиденное так, чтобы оно никого не оставляло равнодушным.
     Внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью современного процесса обучения школьника. Как сделать ее интересной? Как привлечь школьников к участию в общественной жизни школы и не оставаться безучастным? Как сформировать коммуникативную культуру и помочь подростку приобрести уверенность в себе? Актуальную задачу формирования коммуникативной компетентности личности подрастающего поколения сегодня успешно решает подростковая журналистика, которая как нельзя лучше соответствует социальному заказу общества и старшей школы, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно - средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.
     Формирование коммуникативной компетентности школьников в процессе создания любого школьного СМИ происходит в коллективе. Школьная редакция - это самоорганизующаяся и самоуправляемая социальная группа, созданная на добровольной основе по желанию детей и взрослых для создания школьного масс-медиа, отражающего запросы и потребности школьников. В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. Через общение со сверстниками старшеклассники усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.
     Роль школьной газеты для формирования коммуникативной компетентности современных подростков неизмеримо выше, чем у любого другого взрослого СМИ, и заключается:
  • в стимулировании познавательной активности подростков;
  • в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы;
  • в формировании умения преодолевать трудности;
  • в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов.

     Одновременно в школьной редакции в процессе создания школьной газеты происходит воспитание таких качеств личности как патриотичность, коммуникабельность, добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т.д., формируются гражданская позиция и мировоззрение. Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
      В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поэтому системно-деятельностный подход становится приоритетным. Учащиеся превращаются из наблюдателей в активных участников процесса. Это требует от современного учителя переосмысления своей миссии. Из руководителя учебного процесса он превращается в активного участника, который организует, направляет и помогает.
      Проект «Школьная газета» формирует УУД разных видов. Метод проектов позволяет создать условия для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проекта и формирования тех умений, которые позволяют современному подростку гармонично войти во взрослую жизнь. Реализация долгосрочного проекта в рамках урочной деятельности часто ограничена временными рамками, что затрудняет его успешное выполнение. В этом случае «спасательным кругом» для решения проблемы является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.
      Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
  • духовно-нравственное,
  • спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное),
  • социальное,
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Направление журналистики следует рассматривать как вид комбинированной деятельности, где доминирующую роль имеет духовно-нравственное. Формой организации является создание и работа редакции школьной газеты, которая во многом связана с самоуправлением в ходе реализации проекта.
     Цели и задачи:
  • освещение в газете школьной жизни;
  • содействие в воспитании информационной культуры школьников;
  • повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
  • развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
  • формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • формирование стремления к здоровому образу жизни;
  • реализация гражданско-патриотического воспитания;
  • формирование у учащихся толерантного сознания

     Методические принципы:
  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты
  • деятельностный
  • характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет
  • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей

2.   Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ - школьная газета «Ньютон».

     Мы уже сказали о том, что школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями сверстников.
     Школьная жизнь – это мозаика, собрать частички которой не так просто. События в жизни гимназии становятся материалом для выпусков школьной газеты «Ньютон». Гимназисты собирают материал, пишут статьи о том, что происходит в стенах школы и за ее пределами.
     1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты.
   Задачи:
Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты школьной жизни.
Образовательная - обучение детей современным технологиям издательской деятельности.
Воспитательная – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности.
Коммуникативная – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы.
Управленческая – газета, как печатный орган школы, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществляет обратную связь.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
1 этап - Создание команды единомышленников.
В редакционную коллегию входят, руководитель кружка «Журналистика» , учителя учащиеся 10-11 классов, учащиеся 5-6 классов, посещающие кружок. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
  1. Главный редактор и куратор проекта школьной газеты - руководитель кружка «Журналистика»
  2. Журналисты (корреспонденты и фотокорреспонденты) - учащиеся 10-11 классов, учащиеся 5-6 классов, посещающие кружок.
  3. Литературное редактирование – учителя -предметники

2 этап - Разработка плана работы редколлегии.(проводится ежегодно из-за смены состава)
     2.1. Организационно-подготовительный.
  • Провести организационное занятие для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции;
  • Формирование групп учащихся.
  • Составление плана работы (определение тематики выпусков газет).
  • Подбор информационный ресурсов для проекта.
  • Создание учителем вводной презентации для учащихся.

     2.2. Обучающий
  • Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
  • Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.
  • Проведение ряда лекций по основам журналистики
  • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
  • Изучение методов сбора и обработки информации.
  • Определение групп по интересам.
  • Определение этапов работы над номером газеты.
  • Знакомство с критериями оценки работ.

     2.3 . Исследовательский.
  • Работа по группам. Распределение журналистских заданий
  • Самостоятельный поиск информации по заданию руководителя проекта.
  • Работа с печатными материалами.
  • Сохранение результатов в формате Word .
  • обсуждение полученных материалов
  • отбор материала для выпуска газеты
  • Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
  • Оформление номера газеты.

     2.4. Итоговый.
  1. Презентация результатов проекта: издание школьной газеты, участие в конкурсах и фестивалях.
  2. Подведение общих итогов – отбор наиболее интересных материалов, обсуждение.
Каждый номер газеты представляет своего рода продукт, созданный гимназистами и отображающий их интересы и события в гимназии глазами учеников.

       Издание отражает окружающую жизнь с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Статьи носят жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Методические принципы:
  • системно-деятельностный подход позволяет учащимся стать непосредственными участниками издательской работы и работать индивидуально, в парах и группах;
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания и выпуска газеты;
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
  1. Повышение социальной активности учащихся.
  2. Развитие познавательной активности.
  3. Повышение интереса к знаниям и оценка их значимости.
  4. Развитие ценностной ориентации учащихся.
  5. Развитие эстетических вкусов учащихся.
  6. Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя.
  7. Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.
  8. Повышение коммуникативной культуры
  9. Развитие презентационных способностей
  10. Формирование «журналистского стиля»

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
  • Компьютеры
  • Принтер
  • Сканер
  • Цифровой фотоаппарат
  • Интернет
  • Школьный сайт
       Ежегодно газета принимает участие в различных конкурсах. В 2013 году команда «Ньютон» стала победителем городского конкурса школьных СМИ в номинации «Лучшая газета» и лауреатом в номинации «Лучшее интервью», а в 2014 была награждена дипломом 2-ой степени в номинации «Лучший фоторепортаж». В 2015 году редакция газеты стала активным участником «Зимней школы журналистики», проводимой факультетом журналистики РАНХиГС.
       Работа в школьной газете помогает гимназистам приобрести опыт журналисткой деятельности, некоторым стать более уверенными в выборе будущей профессии.

Поделиться: