Авторcтво: Соколова Татьяна Александровна, учитель немецкого языка |
"Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда”
(китайская пословица)
С 2011 года в рамках внедрения ФГОС и осуществления внеурочной деятельности на базе ГБОУ гимназии № 61 реализуется проект «Школьная газета». Выпуск периодических и специальных номеров, участие редакции газеты и ее корреспондентов в различных мероприятиях и конкурсах является неотъемлемой частью работы над данным проектом. Цели и задачи, поставленные в проекте, направлены на формирование портрета современного выпускника, гражданина своей страны.
Школьная газета имеет две основные функции: информационную и воспитательную. Журналистская деятельность позволяет включить гимназистов в процесс работы издания и осуществлять системно-деятельностный подход, где учащиеся являются активными участниками и создателями интеллектуального продукта, в ходе работы над которым происходит формирование УУД.
Умение правильно говорить, излагать доступно для окружающих свои мысли, доносить до партнера в увлекательной и понятной форме свои идеи и писать для читателя приносит удовлетворение и радость. Это навык необходим в современной жизни. Для этого нужно развивать дар слова. Работа в газете может стать хорошей школой. Юный журналист, должен научиться, как говорил Бертольд Брехт: «Не смотреть, а видеть», и, пропуская через своё сердце, научиться излагать увиденное так, чтобы оно никого не оставляло равнодушным.
Внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью современного процесса обучения школьника. Как сделать ее интересной? Как привлечь школьников к участию в общественной жизни школы и не оставаться безучастным? Как сформировать коммуникативную культуру и помочь подростку приобрести уверенность в себе? Актуальную задачу формирования коммуникативной компетентности личности подрастающего поколения сегодня успешно решает подростковая журналистика, которая как нельзя лучше соответствует социальному заказу общества и старшей школы, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно - средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир.
Формирование коммуникативной компетентности школьников в процессе создания любого школьного СМИ происходит в коллективе. Школьная редакция - это самоорганизующаяся и самоуправляемая социальная группа, созданная на добровольной основе по желанию детей и взрослых для создания школьного масс-медиа, отражающего запросы и потребности школьников. В таком коллективе можно не только реализовать свои творческие способности, но и желание пообщаться с понимающими тебя людьми. Через общение со сверстниками старшеклассники усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, подростки усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.
Роль школьной газеты для формирования коммуникативной компетентности современных подростков неизмеримо выше, чем у любого другого взрослого СМИ, и заключается:
- в стимулировании познавательной активности подростков;
- в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы;
- в формировании умения преодолевать трудности;
- в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов.
Одновременно в школьной редакции в процессе создания школьной газеты происходит воспитание таких качеств личности как патриотичность, коммуникабельность, добросовестность, прилежание, дисциплинированность, ответственность, наблюдательность и т.д., формируются гражданская позиция и мировоззрение. Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой новые задачи: приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Поэтому системно-деятельностный подход становится приоритетным. Учащиеся превращаются из наблюдателей в активных участников процесса. Это требует от современного учителя переосмысления своей миссии. Из руководителя учебного процесса он превращается в активного участника, который организует, направляет и помогает.
Проект «Школьная газета» формирует УУД разных видов. Метод проектов позволяет создать условия для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проекта и формирования тех умений, которые позволяют современному подростку гармонично войти во взрослую жизнь. Реализация долгосрочного проекта в рамках урочной деятельности часто ограничена временными рамками, что затрудняет его успешное выполнение. В этом случае «спасательным кругом» для решения проблемы является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
- духовно-нравственное,
- спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное),
- социальное,
- общеинтеллектуальное,
- общекультурное. Направление журналистики следует рассматривать как вид комбинированной деятельности, где доминирующую роль имеет духовно-нравственное. Формой организации является создание и работа редакции школьной газеты, которая во многом связана с самоуправлением в ходе реализации проекта.
Цели и задачи:
- освещение в газете школьной жизни;
- содействие в воспитании информационной культуры школьников;
- повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
- развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- реализация гражданско-патриотического воспитания;
- формирование у учащихся толерантного сознания
Методические принципы:
- личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить
-
коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты
-
деятельностный
-
характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет
-
поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей
2. Практическая реализация проектной деятельности с использованием ИКТ - школьная газета «Ньютон».
Мы уже сказали о том, что школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями сверстников.
Школьная жизнь – это мозаика, собрать частички которой не так просто. События в жизни гимназии становятся материалом для выпусков школьной газеты «Ньютон». Гимназисты собирают материал, пишут статьи о том, что происходит в стенах школы и за ее пределами.
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты.
Задачи:
Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты школьной жизни.
Образовательная - обучение детей современным технологиям издательской деятельности.
Воспитательная – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности, творческой свободы, инициативы, самостоятельности.
Коммуникативная – развитие у учащихся коммуникативных качеств, готовности к сотрудничеству, стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы.
Управленческая – газета, как печатный орган школы, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществляет обратную связь.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
1 этап - Создание команды единомышленников.
В редакционную коллегию входят, руководитель кружка «Журналистика» , учителя учащиеся 10-11 классов, учащиеся 5-6 классов, посещающие кружок. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
- Главный редактор и куратор проекта школьной газеты - руководитель кружка «Журналистика»
- Журналисты (корреспонденты и фотокорреспонденты) - учащиеся 10-11 классов, учащиеся 5-6 классов, посещающие кружок.
- Литературное редактирование – учителя -предметники
2 этап - Разработка плана работы редколлегии.(проводится ежегодно из-за смены состава)
2.1. Организационно-подготовительный.
- Провести организационное занятие для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции;
- Формирование групп учащихся.
- Составление плана работы (определение тематики выпусков газет).
- Подбор информационный ресурсов для проекта.
- Создание учителем вводной презентации для учащихся.
2.2. Обучающий
- Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
- Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.
- Проведение ряда лекций по основам журналистики
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
- Изучение методов сбора и обработки информации.
- Определение групп по интересам.
- Определение этапов работы над номером газеты.
- Знакомство с критериями оценки работ.
2.3 . Исследовательский.
- Работа по группам. Распределение журналистских заданий
- Самостоятельный поиск информации по заданию руководителя проекта.
- Работа с печатными материалами.
- Сохранение результатов в формате Word .
- обсуждение полученных материалов
- отбор материала для выпуска газеты
- Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
- Оформление номера газеты.
2.4. Итоговый.
- Презентация результатов проекта: издание школьной газеты, участие в конкурсах и фестивалях.
- Подведение общих итогов – отбор наиболее интересных материалов, обсуждение.
Каждый номер газеты представляет своего рода продукт, созданный гимназистами и отображающий их интересы и события в гимназии глазами учеников.
Издание отражает окружающую жизнь с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Статьи носят жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Методические принципы:
- системно-деятельностный подход позволяет учащимся стать непосредственными участниками издательской работы и работать индивидуально, в парах и группах;
- коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания и выпуска газеты;
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- Повышение социальной активности учащихся.
- Развитие познавательной активности.
- Повышение интереса к знаниям и оценка их значимости.
- Развитие ценностной ориентации учащихся.
- Развитие эстетических вкусов учащихся.
- Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя.
- Повышение технических возможностей новых информационных технологий в образовании.
- Повышение коммуникативной культуры
- Развитие презентационных способностей
- Формирование «журналистского стиля»
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- Компьютеры
-
Принтер
-
Сканер
-
Цифровой фотоаппарат
-
Интернет
-
Школьный сайт
Ежегодно газета принимает участие в различных конкурсах. В 2013 году команда «Ньютон» стала победителем городского конкурса школьных СМИ в номинации «Лучшая газета» и лауреатом в номинации «Лучшее интервью», а в 2014 была награждена дипломом 2-ой степени в номинации «Лучший фоторепортаж». В 2015 году редакция газеты стала активным участником «Зимней школы журналистики», проводимой факультетом журналистики РАНХиГС.
Работа в школьной газете помогает гимназистам приобрести опыт журналисткой деятельности, некоторым стать более уверенными в выборе будущей профессии.
Поделиться: