Авторcтво: Артеменко Борис Анатольевич, заведующий фольклорно-этнографическим отделом ДОД ДДТ «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга |
На современном этапе развития дополнительного образования детей основными задачами деятельности объединений в учреждениях дополнительного образования являются, прежде всего, создание культурного пространства для духовного самоопределения и нравственного становления детей, формирование культуры их общения, а также развитие творческого и познавательного потенциала учащихся, с использованием для этого богатейшего методического и дидактического материала, собранного, созданного и разработанного педагогами и методистами учреждения. В Фольклорно-этнографическом отделе Дома детского творчества «Современник» более 15лет реализуется комплексная образовательная программа «Школа русской традиционной культуры «Горница» (далее ШРТК), в полной мере отвечающая современным тенденциям и глобальным задачам педагогики в целом и дополнительного образования детей — в частности.
В современном обществе, в условиях формирования ценностей «общества потребителей» задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения становится приоритетной. Мы убеждены, что знание истории и традиций своего народа во многом определяет само существование человека и общества в целом. А их незнание или сознательное отрицание пагубно сказывается на духовном здоровье социума. Результатом кризиса в духовной сфере является значительно пошатнувшееся нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения в нашей стране.
Как известно, основу русской традиционной культуры составили представления русского человека об окружающем мире, народные знания, система языка, верования, народная религиозность, нормы социальных и семейных отношений, обычаи, обряды и праздники, фольклор, традиционные ремесла, формы организации трудовой деятельности. В фольклорной традиции выработалась определенная система сохранения и передачи знаний, основанная на естественном «погружении» человека в мир традиционной культуры с детства. Народный опыт отобрал и отшлифовал оптимальные формы воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Многое из этой проверенной временем комплексной системы остается актуальным и в наши дни. Невозможно возродить в современном обществе патриархальный уклад или воссоздать идеальную модель традиционной деревенской жизни, но можно попытаться в образовательном процессе создать такие условия, в которых дети могут погрузиться в мир традиционной культуры, почувствовать ее внутреннюю целостность, нравственную чистоту, ощутить богатство фольклорной традиции и перенять этот ценный опыт. При этом важно, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразна, вариативна.
Наш авторский коллектив, а это педагоги Ананченок Т.В., Артеменко Б.А., Галушкина Т.С., Кайдун В.В., Кокарева А.А., Рудяева О.А., Фофонов А.А., разработал открытое комплексное мероприятие «ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ», в основу которого положено житие великого для обучающихся 9-12 лет, которое посвящено проблеме духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к жизни и подвигам великого молитвенника Земли русской Сергия Радонежского.
С этой методической разработкой мы участвовали в городском этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2015 году. И настоящим праздником для нас стала весть о том, что наша совместная работа заняла 3 место в номинации «Лучшая инновационная разработка года».
В подготовке, организации и проведении этой комплексной композиции приняли участие дети, занимающиеся в ансамбле «Горница» фольклорно-этнографического отдела ДДТ «Современник»: ими была создана презентация, а также они приняли участие в озвучивании литературно-музыкальной композиции.
Новизна этого коллективного творческого дела заключается в «погружении» участников мероприятия в мир русской фольклорной традиции (музыкальной, прикладной) и древне-русского песенного искусства, а также в использовании современных средств подачи материала (компьютерная презентация, мультимедийная игра с гиперссылками).
Это органичное сочетание инноваций и традиций, помогло нам достичь взаимопонимания со слушателями, их положительных отзывов и оценки.
Разделы являются пазлами единой сложной композиции, каждый из которых может быть использован в отдельности для проведения самостоятельных мероприятий. Их разработка и подготовка шли параллельно, так как каждый педагог работал над своим разделом.
В первом блоке мероприятия («Литературно-музыкальная композиция «Житие Преподобного Сергия») принимал участие Образцовый детский коллектив – фольклорный ансамбль «Горница» Школы русской традиционной культуры ДДТ «Современник». В сценарий вошли уникальные музыкальные материалы: песни и духовные стихи, записанные участниками ансамбля в фольклорно-этнографических экспедициях по Брянской области.
Педагог вместе с детьми изучал литературу – жизнеописание Сергия Радонежского, составлял сценарий, искал иллюстративный материал для презентации, разучивал на занятиях песенный материал, создавал презентацию, работал над целостностью композиции..
Во втором блоке мероприятия дети, под руководством педагога прикладного направления, изготовили панно «Хоругвь» - полотнище ткани, украшенное изображением преподобного Сергия в центре.
Для этого педагог вместе с детьми разработал концепцию поделки – хоругви, технологическую карту, подобрал необходимые материалы (ткань, клей, фурнитура), нашел иллюстрации, сделал заготовки для раскрашивания.
В третьем блоке детям предлагается интеллектуально-познавательная игра-викторина с применением информационно-коммуникационных технологий «Игумен земли русской», обобщающая полученные знания в процессе мероприятия и ранее на специальных занятиях.
Игра-викторина представляет собой компьютерную презентацию с гиперссылками, в которой отражены следующие темы: «Житие Преподобного Сергия», «Исторические события», «Образ Сергия Радонежского в русской культуре», «Чудеса Преподобного Сергия Радонежского»). Для каждой темы разработаны вопросы различные по уровню сложности и оцениваемые до 4 баллов. Оценка результатов мероприятия производилась двумя методами – наблюдения и анкетирования. Анализ анкет и итогов наблюдения выявил общий положительный настрой детей. Все они отметили, что узнали много нового, поняли, как проявляются любовь, милосердие, добро и другие человеческие качества в отношениях людей друг к другу.
Мы считаем, что одним из способов воспитания духовно богатой личности является обращение к опыту, наработанному на протяжении жизни многих поколений, — национальной традиционной культуре. А углубленное изучение русских фольклорных традиций может явиться прочной основой современного воспитания детей.
Поделиться: