Поиск по сайту

Сопровождение развития ребенка раннего возраста посредством театрально-игровой деятельности. От развивающих программ к развивающему подходу


Авторcтво: Нестерова Светлана Ивановна, воспитатель ГБОУ прогимназия №677 Выборгского района Санкт-Петербурга; Липина Вера Викторовна, педагог-психолог ГБОУ прогимназия №677 Выборгского района Санкт-Петербурга


Существующие образовательные программы по театрализации рассчитаны на работу с детьми 4 лет и старше, но социальная ситуация показывает нам необходимость раннего включения ребенка в мир театра, театральных игр и кукол, развитие его в условиях детского сада.

Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей раннего возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому и другим направлениям в развитии личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач [3].

Потребность в развитии испытывает каждый малыш. Удовлетворение этой потребности во многом определяет успешность ребенка в будущем. Важность периода раннего детства в этом процессе невозможно переоценить.

Ведь именно тогда у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии.Происходит развитие образных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. У детей формируются представления об доступных их пониманию конкретных фактах общественной жизни.

Развитие происходит только в деятельности [3]. Познавая разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы и т. д. развивается предметно-орудийная деятельность, идет интенсивное сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка усиливается под воздействием общения с взрослыми, в речи которых обозначается эти признаки и свойства. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. В процессе действия с предметами развивается наглядно-действенное мышление, которое является основой для развития более сложных его форм. Наглядно-действенное познание окружающего способствует развитию памяти, воображения и других психических процессов, важнейших умственных действий: анализа (расчленение целого на части), синтеза (объединения), сравнения. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Все виды деятельности малыша в этот период связаны с общением и немыслимы без общения с взрослыми. В процессе содержательного общения складывается и развивается отношение малыша к миру вещей, природы, людей, собственному «Я».

Чтобы развитие ребенка было всесторонним и гармоничным, необходимы комплексные занятия, включающие развитие речи, мышления, памяти и других познавательных процессов, которые обеспечивают целостный подход к развитию ребенка.

От того, как и какие условия, мы создадим, зависит и физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Потери в развитии ребенка в это время невосполнимы, и это накладывает огромную ответственность на родителей, воспитателей, как первых, с кем ребенок получает новые знания об окружающей действительности

Грамотное и психологическое сопровождение ребенка в этот период позволяет максимально использовать ресурсы развития ребенка и обеспечить благополучное и полноценное развитие. Любое развитие требует индивидуального подхода. Если ребенка в любом возрасте учить чему-либо не вовремя, или под принуждением, то достижение результат маловероятно или он достигается гораздо позже (М. Монтессори) [5].

Другими словами, развитие – процесс совершаемый самим ребенком. Ребенок сам является творцом своей личности, в нем заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослых – только помочь ребенку действовать самостоятельно, создавая условия и окружающую среду. Только признав это, взрослые могут избежать конфликтов с детьми всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка.

Главная задача психолого-педагогического процесса – обогащение развития, ориентация на уникальную индивидуальность каждого ребенка, особенности развития ребенка первых трех лет жизни (неравномерность, гетерохронность, скачкообразность в развитии основных функций, лабильность нервной системы).

Главное для нас и в нашей работе, расширить для ребенка мир, помочь ему реализовать все его сегодняшние возможности и создать условия для развития завтрашних (В. Алямовская) [1].Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи.

Огромная роль в развитии ребенка раннего возраста принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности.Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.

Театральная игра – разновидность сюжетно-ролевой игры. Под театральными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [1].

Тематика и содержание театральной игры определяют нравственную направленность (дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость и др.) Театрализованная игра приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества: дети принимают руководство взрослого, не замечая его. Будучи синкретической деятельностью, она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, образного и логического мышления, двигательной активности и т.д. (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, Д.Б. Эльконин и др.) [4].

Воспитательные возможности театрализованной игры широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Поэтому именно театрализовано-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития детей. Театрально-игровой стиль педагогической деятельности – стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в нее [2].

Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Такие игровые занятия стимулируют развитие положительных эмоций к театрально-игровой деятельности, побуждают детей общаться с куклой, взаимодействовать с ней. Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.

Используя в работе с детьми различные виды театральной деятельности, возможно придерживаться представления отечественного психолога Л.С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» [3].

Следует подчеркнуть, что с детьми в возрасте до 3 лет должны особенно тесно сотрудничать психологи и педагоги. В раннем возрасте, когда основные психические процессы только формируются, коррекционная работа (в отличие от дошкольного и школьного возрастов) не является главной для практического психолога. Гораздо важнее на этом этапе создание адекватных условий для полноценного развития возрастных новообразований. Эта задача является общей для педагога и психолога, но если педагог ориентируется на некоторую программу и достижения ребенка, то психолог – на возрастные и индивидуальные особенности детей, их самостоятельную активность и эмоциональный комфорт. Очевидно, что эти линии взаимно дополняют друг друга, кроме того, они реализуются на общем содержании и направлены на общие задачи развития ребенка.

Задача же воспитания детей этого возраста состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать у него желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Здесь необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего смыслового поля, эмоциональная включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь ею и таким образом вызвать его собственное желание. Всё это предъявляет особые требования к специалистам, работающим с маленькими детьми. Эмоциональная выразительность, артистизм, способность расположить к себе и передать интерес к деятельности – это профессиональные качества специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Данные качества необходимы как педагогам, так и психологам.

Развитие малыша невозможно рассматривать в стороне от родителей, которые являются центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии малыша. Задача повышения психологической и педагогической информированности родителей тесно связана с формированием адекватной родительской позиции. Именно характер общения матери (отца) с ребенком, адекватность воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям малыша определяют как эмоциональное самочувствие ребенка, так и его психическое развитие. Поэтому развивающая работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включенности родителей. Между тем практика показывает, что далеко не все матери умеют и считают нужным играть с ребенком, большинство из них не знают, какие игры и игрушки соответствуют возрастным особенностям ребенка, не учитывают индивидуальные потребности и способности своего ребенка. Своеобразное просвещение и обучение родителей, их консультирование по поводу развивающих игрушек, игр и занятий, включение родителей в совместную игру с малышом, раскрытие особенностей психологии маленького ребенка и возрастных закономерностей его развития – важная и необходимая задача педагогов и психолога.

Цель работы педагогов в направлении театральной деятельности – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли применить в повседневной жизни.

Основной целью сопровождения развития, через знакомство с театром и театрализованной деятельностью, мы считаем: создание условий для развития эмоционального, социального, интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Предметным полем арт-педагогического процесса является, прежде всего, развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

Сделанные своими руками игрушки смогут ожить в руках ребенка и взрослого. Положительные эмоции, интерес, включенность ребенка в сказочный мир активизируют мышление и познавательный интерес, стимулируют активное внимание, развитие речи, раскрывают его творческие возможности. К концу года, накопив определенный опыт, дети смогут принять участие в кукольном представлении или театрализованной инсценировке сказки, сценок.

Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Карпинской Н., Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г., Николанчевой А., Фурминой Л., Ворошниной Л. и др. [4]. Арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста представлен разными видами театров, что повышает активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации в детском саду, но ранний возраст обделен вниманием педагогов.

В связи с этим, следует отметить возможный вклад театрализованной деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по мнению Л.И. Божович, «пробуждаются» в этом возрасте и направляют развитие личности ребенка [6]:

- потребность в новых впечатлениях;

- потребность в самоутверждении.

Потребность в новых впечатлениях проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления, воображения.

Потребность в самоутверждении стимулирует собственную активность ребенка, выдумки, изменения окружающего, стремление заслужить поощрение взрослого.

Однако, только специально организованная, обогащенная замыслом и средствами, совместная деятельность ребенка и взрослого способствует амплификации (углублению, усилению) детского развития. В этой связи организация театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Виды кукольных театров многообразны, они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделают жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

В процессе знакомства детей с театром и овладением ими навыков театрализованных игр, в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм, активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.

Так же через театрализованные игры формируется у детей опыт социальных навыков поведения. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Совместная театрально-игровая деятельность – уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения.

Сказанное выше, подтверждает правильность выбранной темы и ее актуальность в современном образовательном процессе.

Хочется также напомнить, что предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты — это всегда поле детской деятельности, ее объекты, условия и средства достижения цели. Поэтому, различные виды зрелищных развлечений, инсценировки, народные праздники, досуги имеют также большое значение для развития эмоциональной отзывчивости, восприятия, воображения, формирования интересов детей, развития у них творческой активности


Литература:

1. Алямовская Л.Т. Ясли – это серьезно. М., 1999

2. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1991

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк - М., 1991

4. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. Садов.-3-е изд., перер. М.: Просвещение, 1982

5. Монтессори М. Дети — другие. // C о вступительной статьей и комментариями К. Е. Сумнительного. ИД «Карапуз». М. 2004

6. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозайка-Синтез, 2000


Поделиться: