Авторcтво: Кевенд Елена Юрьевна, учитель-логопед ГБДОУ №23 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Патриотизм - это не врождённое чувство, не биологическое свойство человека. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания в дошкольной педагогике была и остаётся одной из актуальных проблем.
Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся учёных-педагогов: К. Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.
Исследуя эту проблему, продолжая разработку содержания патриотического воспитания, необходимо уделять должное внимание его средствам, методам, приёмам, усилить эффективность их педагогического воздействия на ребёнка. Дошкольная педагогика располагает разнообразными средствами воспитания патриотических чувств детей. Важное место среди них занимают произведения литературы и искусства.
Военно-патриотическая лексика используется при изучении тем «День защитника Отечества», «День Победы», «Наша родина – Россия». Для формирования словоизменения у детей 5-7 лет проводятся игры «Один-много», «Много кого?», «Какой? Какая?», «Назови, как…», «Я, ты, он, она …». Словообразование формируется в играх «Подбери слова-родственники», «Скажи, что делает военный». Для проведения игр за столом используются настольные дидактические игры. Для проведения подвижных игр используется мяч. Для развития связной речи широко используется наглядный материал на бумажном или электронном носителе.
Как одна из форм взаимодействия педагогов с родителями может проводиться подготовительная к изучению данных тем работа: прочтение с детьми художественной литературы (рассказов и стихов), посещение детьми музеев Санкт-Петербурга.
Заключительным этапом работы над этими темами может быть посещение детьми совместно с педагогами памятника лётчикам-защитникам Ленинграда в лесопарке Сосновка, Пискарёвского мемориального кладбища, мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» на пл. Победы, возложение цветов к памятникам, чтение детьми поэтических произведений.
Лексические темы
-
День Защитника Отечества
День Победы
Наша Родина - Россия
Федеральные государственные
требования (ФГТ)
Направления
|
Образовательные области
|
Физическое развитие
|
- Здоровье
- Физическая культура
|
Социально-личностное развитие
|
- Социализация
- Труд
- Безопасность
|
Познавательно- речевое развитие
|
- Чтение художественной литературы
- Коммуникация
- Познание
|
Художественно-эстетическое развитие
|
- Музыка
- Художественное творчество
|
Литература для прочтения с детьми
Рассказы:
- Гайдар А.П. «Поход»
- Кассиль Л.А. «Твои защитники»
- Митяев А.В. «Сегодня праздник»
- Митяев А.В. «Почему армия всем родная»
- Алексеев С. «Рассказы о войне»
- Баруздин С.А. «Шёл по улице солдат»
- Герман Ю.П. «Вот как это было»
- Воробьёв Е.З. «Последние выстрелы»
- Никольский Б.Н. «Солдатские часы»
Стихи:
-
Благинина Е.А. «Шинель», «Подарок» (стихи)
-
Благинина Е.А. «Миру-Мир» (стихотворение)
-
Маршак С.Я. «Урок родного языка» (стихотворение)
-
Александрова З.Н. «Родина», «Дозор» (стихи)
-
Михалков С.В. «Были для детей», «Карта» (стихи)
-
Берестов В.Д «Альбом для рисования» (стихотворение)
-
Токмакова И.П. «Красная площадь» (стихотворение)
-
Барто А.Л. «На заставе» (стихи)
-
Сурков А. «Песня смелых» (стихотворение)
-
Жаров А. «Грустные ивы» (стихотворение)
-
Симонов К. «Родина» (стихотворение)
-
Букин Н. «Прощайте, скалистые горы…» (стихотворение)
-
Кедрин Д. «Колыбельная песня» (стихотворение)
-
Твардовский А. «Рассказ танкиста» (стихотворение)
-
Лебедев-Кумач В. «Два друга» (стихотворение)
-
Софронов А. «Шумел сурово брянский лес…» (стихотворение)
-
Ушаков Н. «Четвёрка» (стихотворение)
-
Трутнева Е. «Победа» (стихотворение)
-
Прокофьев А. «Под красною звездой» (стихотворение)
-
Исаковский М. «Навек запомни» (стихотворение)
Музеи для посещения с детьми
-
Центральный военно-морской музей
-
Крейсер «Аврора»
-
Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
-
Мемориал «Разорванное кольцо»
-
Артиллерийский музей
-
Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» на пл. Победы
-
Пискарёвское мемориальное кладбище. Памятник Родине-матери
-
Мемориал лётчикам в парке «Сосновка»
Цели работы
Образовательные цели:
- Пополнение и активизация импрессивного словаря детей.
- Пополнение экспрессивного словаря детей.
- Формирование грамматического строя речи (словообразования и словоизменения).
- Развитие связной речи.
Развивающие цели:
- Расширение представлений детей о Российской армии.
- Расширение знаний о героях Великой Отечественной войны, о победе в ней.
- Знакомство с разными родами войск, боевой техникой.
- Знакомство с памятниками героям Великой Отечественной войны.
Воспитательные цели:
- Воспитание детей в духе патриотизма, любви к Родине.
- Гендерное воспитание (у мальчиков – стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины, у девочек – уважения к мальчикам как будущим защитникам Родины).
- Воспитание толерантности (интернациональное воспитание).
Оборудование:
- Словесный материал.
- Наглядный материал (картины на бумаге или в электронном виде).
- Настольные дидактические игры.
- Мяч для подвижных игр.
Части речи
Имена существительные
Лётчик, моряк, пограничник, ракетчик, танкист, десантник, артиллерист, солдат, мотострелок; шлем, фуражка, каска, тельняшка, мундир, бескозырка; бинокль, планшет, крейсер, танк, пушка, штык, кортик, автомат, пистолет, траншея, окоп, пуля, снаряд, бомба, ракета, винтовка, пулемёт, парашют; друг, товарищ, боец, оружие; храбрость, смелость, отвага, героизм, опасность, защитник, Отечество, Родина, победа; обелиск, памятник.
Имена прилагательные
Смелый, храбрый, отважный, дружный, тревожный, мирный, военный, победный; бронированный, металлический, алюминиевый, стальной, пороховой, танковый, ракетный, морской, воздушный, пехотный, гвардейский, парашютный, подводный; солдатский, артиллерийский, капитанский, генеральский, ветеранский, геройский.
Глаголы
Воевать, служить, атаковать, бежать, строить, стрелять, ранить, побеждать, метиться, командовать, приказывать, рыть, окружать, освобождать, захватывать, наступать, отступать, маршировать, бинтовать, спасать, защищать, охранять, нападать, присягать, уважать, возлагать, помнить, чтить
Наречия
Опасно, страшно, грустно, печально, спокойно, тревожно, уважительно, мужественно, стойко
Числительные
Один, два, …, десять. Первый, второй, …, десятый.
Местоимения
Я, ты, он, она, мы, вы, они, мой, твой, её, его, наш, ваш, их.
Словоизменение
Игра «Один-много – много кого?» (с мячом).
Лётчик – лётчики – много лётчиков.
Моряк – моряки – много моряков.
Танкист – танкисты – много танкистов.
Пограничник – пограничники – много пограничников.
Пехотинец – пехотинцы – много пехотинцев.
Артиллерист – артиллеристы – много артиллеристов.
Игра «Какой? Какая?» (с мячом).
Отважный (солдат) – медсестра …
Храбрый (воин) – разведчица …
Смелый (лётчик) – лётчица …
Меткий (стрелок) – пулемётчица …
Мужественный (танкист) – связистка …
Упражнение «Я, ты, он, она …»
Я (защищаю, побеждаю, возлагаю, храню, воюю, служу)
Ты (защищаешь …)
Он, она (защищает …)
Мы (защищаем …)
Вы (защищаете …)
Они (защищают …)
Игра «Назови, как» (с мячом).
Низко – ниже, спокойно – спокойнее, храбро – храбрее, отважно – отважнее, смело – смелее, высоко – выше, дружно – дружнее, важно – важнее, точно – точнее.
Словообразование
Упражнение «Подбери слова-родственники».
Танк (танкист, танковый, противотанковый)
Летать (лётчик, лётный, вылет, летательный, самолёт)
Гордость (гордый, гордиться, гордыня)
Моряк (море, морской, приморский)
Сильный (сила, сильно, сильнее, усилить)
Военный (война, воевать, воин, воинский)
Упражнение «Скажи, что делает военный» (по картинкам).
Солдат ходит (выходит, обходит, отходит, уходит, заходит, подходит, входит)
Лётчик летает (вылетает, подлетает, облетает, пролетает, взлетает, улетает)
Танкист ездит (объезжает, подъезжает, уезжает, съезжает)
Методическая литература
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб; ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
Поделиться: