Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Первый опыт преподавания модуля «Основы православной культуры» (учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры», издательство «Просвещение», 2013 год)
Необходимость «Основ православной культуры» в реализации курса ОРКСЭ продиктована требованием времени. Важнейшей проблемой, стоящей перед современной системой образования, является духовно-нравственное воспитание в школе, потому что духовное здоровье подрастающего поколения находится сегодня в критическом состоянии. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, жестокости и алчности в средствах массовой информации, а так же тяжелые условия жизни нелегким бременем ложатся на детские души. Курс «Основы православной культуры» предусматривает формирование качеств гражданственности и патриотизма, бережного и уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни. В нашей школе преподавание курса ОРКСЭ идет по учебникам издательства «Просвещение», Москва 2013 г. Значительная группа родителей и детей выбрала для изучения модуль «Основы православной культуры», который мы изучали по соответствующему учебнику, созданному коллективом авторов во главе с А.В.Кураевым, он входит в систему учебников «Школа России» и «Перспектива». Работа по этому учебнику выявила целый ряд недостатков в его содержании и методическом аппарате, которые необходимо, как мы полагаем, устранить. В начальной школе каждый урок должен быть оснащен разнообразными наглядными материалами, ведь наглядность – главный принцип дидактики. Совершенно необходимы хорошие иллюстрации, в том числе репродукции с картин великих мастеров на каждом уроке, но учебник, к сожалению, нам такой возможности не дает. Например, на стр. 8 учебника «Основы православной культуры» фотография «Свет миру», с моей точки зрения, не отвечает поставленной образовательной задаче, а фотография на стр. 9 «Первые цветы» такая маленькая, и невыразительная, что возникает сомнение может ли такая фотография вызвать у ребенка эмоциональный отклик? Думаю, что нет. Но ведь именно эмоциональный отклик в душе ребенка – это то, чего необходимо добиваться на уроках ОРКСЭ. Весь учебник «Основы православной культуры» наполнен маленькими репродукциями икон, а чаще это, почему-то, фрагменты икон. Например, на стр.25 есть фрагмент росписи М.Врубеля «Богоматерь с младенцем», на фрагменте только лицо Богородицы и оно насторожило детей, а некоторых даже испугало. Предчувствуя эту реакцию, я нашла в интернете репродукцию росписи и показала целиком. Была совсем другая реакция у детей. Практически на каждом уроке при использовании тех или иных материалов учебника не покидает ощущение, что чего-то не хватает, что-то важное остается за форматом урока, некой двусмысленности. Вот и приходится учителю самостоятельно подбирать нужный живописный ряд - фотографии и репродукции, для того, чтобы показать детям, а ведь было бы очень хорошо, если бы у учителя был комплект основных репродукций, чтобы предмет так сказать ложился и на душу и на глаз. Есть еще одно пожелание к авторам учебника «Основы православной культуры»: изучение темы № 8 «Пасха» выпадает на ноябрь месяц. Почему бы не построить курс таким образом, чтобы эта тема совпадала с праздником Пасхи, который является сегодня всенародным. Связь «учитель - ученик - родители» в таком случае работала бы намного эмоциональнее и не ограничивалась бы обычными поздравлениями. Дети, узнав новую информацию в школе, затем посмотрев дома по телевизору схождение благодатного огня (величайшее чудо), сходив с родителями в храм, потом на уроке обмениваются впечатлениями. Думаю, что такой праздник Пасхи они уже никогда бы не забыли. Тему урока № 18 «Как христианство пришло на Русь», с моей точки зрения, нужно изучать не менее 2-3 уроков, подробно рассказывая детям, как это происходило, и обязательно подкрепляя весь рассказ репродукциями картин, икон, фотографиями храма «Святой Софии» в Константинополе, храма «Святой Софии» в Киеве, фотографиями Херсонеса, включая видеоматериал, презентации. Да простят меня составители учебника, но эта тема в учебнике требует более глубокого освещения. А ведь именно сейчас, это очень нужно знать нашим детям, чтобы не росли они, как Иваны не помнящие родства… И еще одно предложение для уважаемых авторов учебника: полагаем, что нужно оставить один или два урока для краеведческой или свободной темы. Например, в Петербурге такой темой может стать жизнеописание Ксении Петербургской. В моем классе учатся дети из православных семей, поэтому было бы целесообразно приглашать на уроки ОРКСЭ для освещения некоторых тем православных священников, также было бы интересно приводить ребят для беседы в храм. Успешность освоения учениками курса ОРКСЭ напрямую зависит от продуктивности сотрудничества с семьей ученика. Например: - Мини-проекты, которые дети делают обязательно вместе с родителями; - А так же проекты, которые выполняет не одна семья, а например две – три семьи, распределив между собой работу; Это способствует сплочению семьи, развитию доверительных отношений между детьми и их родителями. Родители начинают вспоминать все то, что забывают в рабочей суете, а дети начинают развиваться духовно и интеллектуально. Ребята чаще обращаются к родителям, начинают чаще делиться своими переживаниями с родителями и учителем. Таким образом, совместная деятельность способствует формированию семейных ценностей, традиций и идеалов. Хочу отметить, что в начале учебного года многие родители побаивались этого предмета, впрочем, так же как мы боимся всего нового и непонятного, но очень скоро их мнение изменилось. Например, моим ученикам очень понравилось брать интервью у своих близких и записывать его в форме «вопрос-ответ». Дети узнавали много нового о своей семье. А родители получили возможность наладить доверительные отношения с ребенком. У нас в параллели четыре класса, и мы с коллегами, учителями начальной школы, взяли для мониторинга методом педагогических наблюдений за изменениями во взаимоотношениях детей между собой в классе, в отношениях с учителем, дома с родителями, два класса: базовый и английский. К концу изучения курса ОРКСЭ, подводя итоги нашим наблюдениям, каждый учитель отметил, что дети стали проявлять больше заботы и нежных чувств по отношению к родителям, у многих из них стали складываться более доверительные отношения с учителем и с одноклассниками. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций, а если они и возникают, то решаются более спокойно, без агрессии. На одном из последних родительских собраний родители отметили, что дети стали с большим вниманием относиться к жизни своей семьи, думать о ее будущем, о своей роли в благополучии этого будущего. Дети очень живо реагируют на предложенные темы бесед по курсу ОРКСЭ, но все же в моем классе больший эмоциональный отклик у детей вызывает курс «Основы православной культуры». Не остаются равнодушными даже те дети, которые не проявляют интерес к основным предметам. Они с удовольствием занимаются проектной деятельностью, дискутируют, у ребят возникает много вопросов и они хотят дойти до понимания сути. Предмет настолько эмоционален и глубок, что ученики начинают совершенно по-другому общаться с учителем, видя в нем прежде всего информированного интересного собеседника. В моем классе есть ученик, сложный мальчик. Он всегда ко мне хорошо относился, но никогда не шел на откровенные разговоры, я не могла, что называется, достучаться до него. В какой-то момент, наконец, я стала замечать, что его отношение ко мне стало довольно быстро меняться, и он вдруг заговорил со мной на тревожащие его темы. Я пыталась понять, почему это происходит и поняла, что это напрямую связано с уроками курса «Основы православной культуры». Именно на этих уроках он более всего раскрывается, эмоционально реагирует на мой рассказ, принимает участие во всех обсуждениях, очень любит приводить примеры из жизни. А еще этот мальчик теперь самый лучший помощник, очень любит дежурить в классе и помогать мне во всем, а ведь раньше было сложно что-то попросить его сделать, он ужасно ленился и старался отлынивать от любой моей просьбы. Наши учителя едины во мнении: чтобы наши детей добрыми, отзывчивыми, сострадательными и нравственно ориентированными, нужно вводить этот предмет с 1 класса. В 2014-15 учебном году мы начинает работать с первоклассниками. Планировать работу по духовно-нравственному развитию и воспитанию своих учеников, мы, учителя, обогащенные опытом преподавания курса ОРКСЭ, будем значительно более целенаправленно, содержательнее, ярче.
Приложение 1: презентация «Трудности в реализации курса ОРКСЭ» Приложение 2: опросник
Поделиться: |