Поиск по сайту

Воспитание и образование в современных условиях


Авторcтво: Галузина Инесса Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школа с углубленным изучением математики №558 Санкт-Петербурга


Воспитывать теперь самая трудная вещь;

думаешь: «Ну, все теперь кончилось! -

не тут-то было: только что начинается!..»

М. Ю. Лермонтов


Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но с воспитанием и образованием молодежи, формированием у нее духовно-нравственных качеств. Эти ценности должны занять доминирующее место в духовном мире ребенка, оказать воздействие на его мировоззрение, отношение к людям и обществу. От образования и воспитания зависит будущее человечества.

Образование — это процесс становления и развития способностей человека жить в мире с собой и с другими людьми. Оно обогащает внутренний мира человека, приобщает его к культурному наследию общества. В настоящее время педагогика должна учить отличать добро от зла, воспитывать сердце, способное любить, волю и твердость духа. Из-за дефицита моральных ценностей подрастающего поколения сегодня, как никогда, актуальна проблема духовно-нравственного возрождения. Ключевой фигурой, помогающей семье в образовании ребенка, созидателем, творцом, формирующим систему ценностей, всегда был и остается Учитель.

В процессе воспитания необходимо проявлять уважение к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью, поскольку характер отношений педагога и ученика вызывает у него определенные внутренние переживания и сказывается на развитии духовно-нравственных принципов. Эти отношения должны быть проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью. Сформировать духовно-нравственные идеалы ребенка - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Важным средством улучшения учебной и воспитательной работы может выступать компьютеризация обучения. Использование компьютерных технологий увеличивает возможности познания человека, появляются новые формы его мыслительной, творческой деятельности. Однако возникает опасность возникновения отрыва от реальности, неадекватного отражения действительности. Поэтому компьютер на уроке должен органично вписываться как средство обучения. Условия, создаваемые с его помощью, должны способствовать формированию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск системных связей и закономерностей, расширять кругозор.

Учителю литературы необходимо найти путь к сердцам школьников, чтобы герои произведений стали им близки и понятны, чтобы ребята откликнулись, не остались равнодушными к тому, что волнует писателей, ибо «образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины».

Задача педагога и раньше и теперь – сеять разумное, доброе, вечное, так как судьба страны зависит от того, какую молодежь мы воспитаем.

Пройдет время, и плоды трудов учителя не заставят себя ждать: наши ученики будут способны проявлять доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание и благородство души. Хочется пожелать всем вдохновения и творческих успехов!

Приложение: план урока литературы в 9 классах на тему «Образование и воспитание в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»


Литература

1. Зарецкая И.И. Профессиональная культура личности педагога. Понятийный аппарат

педагогики и образования. -Екатеринбург, 1996.

2. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. - М.: "КСП",

Институт психологии РАН, 1997.

3. Сиземская И.Н. Россия в XXI веке: проблемы образования и воспитания. –Философские

науки, 2002. -№5.

4. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М.: Пед. общество России, 2000.


Поделиться: