Авторcтво: Сафина Татьяна Ивановна, заместитель директора школы по воспитательной работе МОУ Кузнецовской средней общеобразовательной школы Костромского муниципального района Костромской области |
МОУ Кузнецовская средняя общеобразовательная школа Костромского муниципального района Костромской области является победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы на получение государственной поддержки из средств регионального бюджета (2007 год).
Характеристика инновационной разработки
1. Цели, задачи и ожидаемые результаты
Организуя воспитательную работу по месту жительства, ставим цель: формировать и развивать личностные качества школьников, необходимые им для организации своей жизнедеятельности через:
- развитие степени их самостоятельности, способности выстраивать и контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы, осуществлять личностно социально значимую деятельность;
- развитие умений у школьников предотвращать межличностные конфликты, выстраивать гармоничные отношения друг с другом и другими людьми.
Организуя деятельность разновозрастных отрядов, школьники должны научиться:
· с пользой проводить свое свободное время;
· умениям работать в коллективе;
· умениям выстраивать общение с представителями различных социумов;
· проводить коллективно-творческие дела;
· выстраивать общественно-полезную деятельность.
2. Основная проблема, ее актуальность
После уроков 50% учащихся школы уезжают в свои села. Снижено воспитательное воздействие сельского социума на детей, что приводит к серьезным социальным последствиям: росту неформальных подростковых групп, увеличению числа детей с девиантным поведением. В основу нашей педагогической деятельности ложится следующая идея: в РВО необходимо предложить ребенку разнообразные формы и виды креативной деятельности для расширения возможности выбора наиболее предпочитаемой, для более полной реализации своего творческого потенциала.
- Цель и эффективность инновации
Цель проекта: разработать модель воспитательной работы в разновозрастных отрядах по месту жительства школьников.
Воспитательная работа по месту жительства, с одной стороны, предполагает усиление воспитательного воздействия социума на формирование личности детей, подростков, старшеклассников в условиях сельской среды, с другой – усиление педагогического воздействия на жителей сел, в которых проживают школьники. Проведение различных совместных дел и мероприятий по месту жительства объединит детей и взрослых в их свободное время и создаст условия для общения и совместной деятельности, направленной на совершенствование и развитие образа жизни в сельской местности. Центром воспитательной работы остается школа, взаимодействующая с семьей, органами правопорядка и администрацией села и в целом с населением.
· Воспитательная работа в РВО школьников по их месту жительства будет способствовать тесному взаимодействию членов социума, разовьет социальную активность школьников.
· Произойдет изменение ценностных ориентаций родителей учащихся.
· Произойдет создание более благоприятной воспитательной среды в сельском социуме.
· Должно произойти изменение эстетико-пространст-венной и духовной среды сельского социума.
2. Характеристика объекта инновации
1. Структура модели воспитательной работы в разновозрастных отрядах.
Модель воспитательной работы в разновозрастных отрядах мы представляем в виде взаимосвязанных элементов:
1) Цели воспитательной работы.
2) Задач воспитательной работы.
3) Принципов педагогической деятельности.
4) Субъектов воспитательной работы.
5) Методов организации жизнедеятельности детей.
6) Форм организации детского сообщества.
7) Основных средств воспитательной работы.
8) Результатов воспитательной работы.
2. Основные характеристики структурных элементов модели воспитательной работы.
Целью воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства мы ставим: формирование и развитие личностных качеств школьников, необходимых для организации ими своей жизнедеятельности.
Реализации цели будет способствовать выполнение следующих воспитательных задач:
§ развитие степени самостоятельности школьников, как способности выстраивать и контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы, осуществлять личностно и социально значимую деятельность;
§ развитие умений у школьников предотвращать межличностные конфликты, выстраивать гармоничные отношения друг с другом и другими людьми.
Решение воспитательных задач педагоги осуществят через комплекс организационно-педагогических задач, в основе которых создание условий:
1) для включения детей в совместную деятельность со взрослыми;
2) для коллективного планирования, организации, проведения, коллективного анализа различных дел;
3) для расширения пространства деятельности школьника;
4) для коммуникативного развития детей.
Основойпедагогическойработы являются принципы:
- субъектности, через отношение к каждому школьнику как субъекту деятельности и предоставление права выбора каждому школьнику в отряде той или иной роли;
- сотрудничества, осуществляется через совместную деятельность всех участников воспитательной работы;
- открытости, через расширение рамок школы, выход в окружающую среду, интеграцию с ней;
- разновозрастности, через взаимодействие старших и младших поколений;
- приоритетности интересов школьника.
Ведущими методами организации жизнедеятельности детей являются:
· коллективное планирование, коллективный анализ деятельности ученического коллектива;
· воспитывающие ситуации, где перед ребенком встает проблема выбора определенного решения;
· совместная деятельность детей и взрослых.
Для того чтобы успешно реализовать цели и задачи воспитательной работы, формой организации детского сообщества мы выбрали разновозрастные отряды (РВО).
Разновозрастный отряд – это коллектив учащихся разного возраста, объединен территорией проживания для совместной деятельности. Разновозрастные отряды являются самостоятельной воспитательной подсистемой, но в то же время широко контактируют между собой, а также с другими социальными группами или их представителями. Количество детей в разновозрастном отряде составляет от 13 до 16 человек. Отряды комплектуются по принципу проживания детей (Приложение № 1).
Что будет привлекать ребенка в отряд?
· Независимость его учебных способностей от творческих возможностей;
· Заинтересованность в общении, как со сверстниками, так и с детьми других возрастных групп;
· Продуктивная занятость в свободное время;
· Атмосфера коллективизма, взаимной ответственности и творческого духа в отрядах.
Основным средством воспитательной работы мы выбрали включение школьников в общественно-полезную деятельность в РВО по месту жительства.
Общественно полезная деятельность – это любая деятельность, направленная на поддержание и развитие общественного блага путем оказания содействия развитию начинаний в таких сферах, как: благоустройство микрорайона, благотворительность, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни, охрана исторических памятников, помощь младшим детям и престарелым людям, любая другая деятельность, идущая во благо личности и общества. Мы планируем организовать эту деятельность по месту жительства детей, потому что школа не имеет возможности организовать эффективно воспитательный процесс во внеурочное время в связи с тем, что значительная часть детей вынуждена заканчивать учебно-воспитательный процесс в районе 14.00 часов.
Педагоги планируют осуществлять деятельность по следующим направлениям: спорт, труд, досуг, краеведение, поиск.
Основными формами деятельности предполагаем выбрать: праздники, соревнования, конкурсы, смотры, операции, акции, КТД, походы, экспедиции, проекты, исследовательские работы, самоуправление и т.д.
В каждом отряде выстроена система самоуправления. Высшим органом самоуправления отряда является собрание его членов. Оперативное управление деятельностью отряда осуществляет совет и командир отряда. Остальные члены отряда также имеют постоянные поручения. В отрядах дети находят то, что является их творческой потребностью. Дети любят метод поиска и реализации, и здесь они могут сами, независимо ни от кого, раскрыть свои фантазии, развить свое воображение, творческие способности. Они активно участвуют в различных видах деятельности. Классные руководители-кураторы являются помощниками разновозрастных отрядов.
Куратор при подготовке и проведении конкретного дела выступает в качестве координатора. Кроме того ведущей ролью куратора является сопровождение деятельности отряда, педагогическая поддержка развития активности каждого школьника, включение и осуществление им деятельности. Родители – полноправные участники деятельности на той территории сельского поселения, на которой работает отряд. Для организации деятельности на различных территориях сельского поселения школа привлекает социальных партнеров.
В организации дел и мероприятий социальными партнерами являются: сельская администрация, дом культуры, детский сад, родители, жители сел, руководство ФГУ ИК-7 (п. Бычиха-12). Работа школы и социальных партнеров строится на основе договора и совместного плана работы.
Основными результатами воспитательной работы мы считаем умения школьников:
· самостоятельно организовать свою деятельность,
· взаимодействовать в коллективе, проводить коллективно-творческие дела,
· выстраивать общение с представителями различных социумов.
Эффективность воспитательной работы по месту жительства будет заключаться в изменении социально-культурной среды сел, бытовой среды семей.
3. Технология (механизм) внедрения новшества
Для реализации данного проекта необходимо будет создать координационный совет и составить план работы координационного совета, внести изменения в обязанности классного руководителя, проводить анализ проекта ежегодно. С помощью мониторинга вести отслеживание результата реализации проекта, который рассчитан на три года:
Этапы
|
Мероприятия
|
1 этап: 2006-2007
проектированный
|
1. Определение функциональных обязанностей педагогов по воспитательной работе со школьниками по месту жительства.
2. Обучение педагогического коллектива:
1) методические семинары
· «С чего начинается РВО?»
· «Организация деятельности разновозрастных отрядов»
· «Самоуправление в разновозрастных отрядах»
· «Принципы педагогической работы с РВО»
· «Методы организации жизнедеятельности школьников по месту жительства»
2) работа проблемных групп по выработке моделей по вышеуказанным темам.
3. Разработка проекта и программы реализации проекта
4. Апробирование отдельных элементов проекта.
5. Отбор диагностических методик для определения результативности и эффективности проекта.
|
2 этап: 2007-2008
основной
|
1. Внедрение основных мероприятий проекта.
2. Организация работы РВО по плану их работы.
3. Организация педагогического сопровождения деятельности РВО.
4. Проведение теоретических семинаров:
· «Методы индивидуальной помощи школьнику в его личностном развитии»
· «Методы диагностики личностного развития школьника»
· «Организация мониторинга личностного развития школьника»
|
2 этап: 2007-2008
основной
|
5. Организация мониторинга результативности и эффективности воспитательной работы по месту жительства:
- диагностика умений работать в коллективе;
- диагностика коммуникативных умений школьника;
- диагностика умений выстраивать общественно-полезную деятельность.
6. Анализ воспитательной работы со школьниками по месту жительства.
7. Педагогический совет по анализу их результатов внедрения проекта.
|
3 этап: 2008-2009
заклю-читель-ный
|
1. Анализ и корректировка проекта.
2. Обобщение опыта работы педагогов.
|
4. Ресурсное обеспечение
1. Кадровое обеспечение
№
|
ФИО
|
Должность
|
Образование
|
Стаж
|
Категория
|
Роль в
проекте
|
1.
|
Ларионов Александр Николаевич
|
Директор
|
высшее
|
15
|
II категория
|
координатор
|
2.
|
Крикунова Галина Ивановна
|
Зам. дирек-тора по УВР
|
высшее
|
32
|
I категория
|
координатор
|
3.
|
Сафина Татьяна Ивановна
|
Зам. дирек-тора по ВР
|
высшее
|
31
|
высшая
|
руководитель
|
4.
|
Кокушкина Надежда Николаевна
|
Педагог-ор-ганизатор
|
высшее
|
25
|
I категория
|
куратор
|
5.
|
Сидорова Надежда Романовна
|
Педагог-ор-ганизатор
|
высшее
|
19
|
I категория
|
куратор
|
6.
|
Пухова Татьяна Олеговна
|
Учитель нач. классов
|
средн./спец.
|
22
|
I категория
|
куратор
|
7.
|
Смирнова Ирина Викторовна
|
Учитель нач. классов
|
средн./спец.
|
0
|
-
|
куратор
|
8.
|
Кодочигова Надежда Николаевна
|
Учитель, кл. руководитель
|
высшее
|
22
|
II категория
|
куратор
|
9.
|
Балашова Людмила Анатольевна
|
Учитель, кл. руководитель
|
высшее
|
14
|
I категория
|
куратор
|
10.
|
Чугунова Людмила Витальевна
|
Учитель, кл. руководитель
|
высшее
|
19
|
II категория
|
куратор
|
11.
|
Розанова Алевтина Ильинична
|
Учитель, кл. руководитель
|
высшее
|
42
|
высшая
|
куратор
|
12.
|
Валутин Михаил Александрович
|
Учитель, кл. руководитель
|
высшее
|
11
|
I категория
|
куратор
|
2. Материально-техническое обеспечение
Школа функционирует в здании 1984 года постройки, располагает:
- 1 спортзалом (необходимо приобретение инвентаря: мячи футбольные, баскетбольные, волейбольные – 20 штук);
- спортивной площадкой,
- столовой на 40 мест;
№
|
Залы, кабинеты, оборудование, инвентарь, техника
|
Кол-во
|
Имеется
|
Планируется приобрести
|
1
|
Спортивный зал
|
1
|
+
|
|
2
|
Стадион
|
1
|
+
|
|
3
|
Мастерская (столярная)
|
1
|
+
|
|
4
|
Столовая
|
1
|
+
|
|
|
Кабинеты:
|
|
|
|
5
|
Русского языка и литературы
|
1
|
+
|
|
6
|
Математики
|
2
|
+
|
|
7
|
Химии и биологии
|
1
|
+
|
|
8
|
Физики и информатики
|
1
|
+
|
|
9
|
Иностранного языка
|
1
|
+
|
|
10
|
Начальных классов
|
1
|
+
|
|
11
|
Обслуживающего труда
|
1
|
+
|
|
12
|
Мебель
|
есть
|
+
|
|
13
|
Спортивный инвентарь
|
есть
|
+ (недостаточно)
|
+
|
14
|
Компьютер
|
3
|
+
|
|
15
|
Ксерокс
|
1
|
|
+
|
16
|
Сканер
|
1
|
|
+
|
17
|
Кодоскоп
|
1
|
+
|
|
18
|
Фотоаппарат
|
1
|
+
|
|
19
|
Музыкальный центр
|
2
|
+
|
|
20
|
Видеокамера
|
1
|
|
+
|
Школа подключена к сети Интернет. Кроме того, для реализации проекта в п. Бычиха-12 выделено помещение для проведения мероприятий и сбора отряда.
3. Информационно-методическое обеспечение:
1. Маанди Н. Школа моей мечты / Народное образование.- 1995.- № 5-6.
2. Решение Коллегии Министерства образования РФ / Вестник образования.- 1996.- № 4.
3. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.- М., 1996.
4. Селевко ГК., Тихомирова Н.К., Закатова И.Н. Культурологический социально-педагогический комплекс.- Ярославль: ИУУ, 1993.
5. Тихомирова Н.К. Система воспитательной работы в средней школе на основе программы.- М., 1996.
6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: «Радянська школа», 1973.
7. Р.Кемпбэлл. Воспитание в общении: Пер. с англ. - СПб.: Мирт, 2002. - 217 с.
8. Юдина А.И. Нетрадиционные формы семейного жизнеустройства несовершеннолетних / А.И.Юдина // Социальная педагогика. 2006. - № 1.- С. 17-19.
4. Финансовое обеспечение: на реализацию проекта потребуется 23 100 рублей.
5. Научно-методическое обеспечение:осуществляетлаборатория по проблемам сельской школы КОИПКРО.
6. Организационное обеспечение: план реализации проекта по годам, план работы отрядов.
7. Управление:вцелом управление реализацией проекта будет осуществлять совет школы.
8. Нормативно-правовое обеспечение:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции 2006 года);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Закон Российской Федерации «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- инструктивное письмо Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 «О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан»;
- иные документы и материалы Минобразования России;
- Устав МОУ Кузнецовской средней общеобразовательной школы;
- Локальные акты МОУ Кузнецовской средней общеобразовательной школы.
5. Размещение объекта инновации
Разновозрастные отряды являются самостоятельной воспитательной подсистемой. В то же время они широко контактируют с другими компонентами воспитательной системы школы через:
- участие РВО в совместных общешкольных делах;
- активное участие отдельных школьников в подготовке и проведении дел класса и школы;
- перенесение учащимися «эталона» общения и взаимодействия между сверстниками, между детьми и взрослыми из отряда в классный, в школьные коллективы.
6. Основные риски от внедрения инновации
Возможные риски
|
Мероприятия по преодолению риска
|
1. Учителя не захотят заниматься инновацией из-за увеличения нагрузки
|
1. Проведение разъяснительной работы.
2. Возможное разумное сочетание деятельности учащихся в классах и РВО.
3. Определение круга учителей, которым будет интересно заниматься данной проблемой, большое значение будет иметь система продуманных встреч с педагогической общественностью (сообщения, спецкурсы, научно-практические семинары).
4. Стимулирование деятельности педагогов.
|
2. Не получится взаимодействие с социумом
|
Очень важно, чтобы родители приняли идею разновозрастных отрядов, так как они в дальнейшим должны стать полноправными участниками этой работы.
1. Провести родительское собрание на тему: «РВО и его перспективы».
2. Продумать совместные общественно значимые мероприятия.
3. Включение родителей в управление школой.
|
3. Родители или дети не хотят участвовать в работе РВО
|
Чтобы родителей и детей вовлечь в работу РВО, необходимо включить их в управление внеурочной деятельностью, через коллективное планирование, коллективный анализ.
|
7. Инвестиционная характеристика объекта инновации
Смета:
№
|
Мероприятия
|
Сумма расходов
за три года
|
1
|
Благоустройство территории
|
700 р. х 3 = 2100 р.
|
2
|
Операции
|
1000 р. х 3 = 3000 р.
|
3
|
Конкурсы
|
1500 р. х 3 = 4500 р.
|
4
|
Концерты
|
1500 р. х 3 = 4500 р.
|
5
|
Спортивные соревнования по месту жительства
|
600 р. х 3 = 1800 р.
|
6
|
Акции
|
400 р. х 3 = 1200 р.
|
7
|
Праздники
|
2000 р. х 3 = 6000 р.
|
|
ИТОГО:
|
23100 р.
|
8. Социальная оценка инновации
Педагоги считают, что деятельность разновозрастных отрядов будет способствовать развитию детского самоуправления и реализации воспитательного потенциала взаимодействия детей разного возраста. Работая в отряде, школьник будет чувствовать свою значимость, ощущать себя личностью, причем личностью во многом равной взрослым, ибо ему доверяют.
Родители считают, что системная работа с ребятами по месту жительстваоградит их от негативного воздействия улицы.
Жители считают, чтосовместные мероприятия по месту жительства расширят общение с молодежью села.
Администрация села считает, что объединение школьников в разновозрастные отряды по месту жительства и вовлечение их в социально-значимые виды деятельности будет способствовать формированию у них положительных нравственных качеств, выработке качеств общественников, активных граждан.
Поделиться: