Авторcтво: Муханова Елена Александровна, заместитель директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Серпуховского муниципального района Московской области |
В современной ситуации дисгармонизации отношений и ценностных приоритетов в детской, подростковой и молодежной среде, нарастающей дегуманизации общества и деструктивных процессов в нем важно в общеобразовательных учреждениях выстраивать такую систему, которая позволит направить работу разума и души наших детей на разрешение нравственно-этических проблем жизни, позволит им быть ЧЕЛОВЕКОМ.
Именно такая система этического воспитания, разработанная лабораторий аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника ГосНИИ семьи и воспитания РАО, Аллы Ивановны Шемшуриной, действует в общеобразовательных учреждениях Серпуховского муниципального района.
Началось сотрудничество в 2006г. На сегодняшний момент эта система работает в двух детских садах и восьми школах (из 11), и можно утверждать, что она эффективна, о чем свидетельствуют высокие результаты мониторинговых исследований уровня воспитанности учащихся и воспитанников, низкие показатели совершения несовершеннолетними правонарушений.
Система этического воспитания «построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:
- этический курс этико-практических занятий (здесь и далее выделено мной – Е.А.) с детьми как специальных учебный предмет, построенный по инновационной методике с сюжетно-игровой основой;
- повседневная педагогическая инструментированная методика «этического заряда», основанная на сочетании установки на доброжелательность и уважение в отношениях с другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них;
- общеколлективная внеклассная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие» [http://etika-shop.ru/content/eticheskoe-vospitanie-eto].
Повышению профессионального мастерства классных руководителей в освоении системы этического воспитания способствовали курсы повышения квалификации по теме: «Система воспитания этической культуры школьника» 2007 – 2008 уч.г.
На протяжении всего периода прохождения эксперимента неоценимая помощь педагогам в методической поддержке, в содержательном наполнении этических занятий оказывалась журналом «Этическое воспитание» под редакцией Аллы Ивановны Шемшуриной. Журнал является своеобразной «методической копилкой», аккумулирующей весь положительный опыт в преподавании этики и организации системы этического воспитания. Педагогами района опубликовано более 40 конспектов уроков и статей, отражающих их педагогический опыт в этом направлении.
На современном этапе в нашем районе экспериментальная работа по этическому воспитанию реализуется в рамках общественной лаборатории педагогов Серпуховского муниципального района через разработку темы «Развитие ценностно-смысловой сферы личности». Руководство общественной лабораторией осуществляется МОУ ДОД «Центр внешкольной работы», научное руководство – лабораторией аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания РАО.
На базе ОУ Серпуховского м.р. ежегодно проходят семинары, конференции, педагогические мастерские по этическому воспитанию, на которых проходит изучение передового практического педагогического опыта, научных и методических инноваций. В год проводится от 3 до 5 семинаров и научно-практических конференций, как районного, так и межрегионального уровней. Педагогами района проводятся открытые этические занятия, интегрированные уроки, внеурочная деятельность этической направленности (более 150 занятий за эти годы).
Следует отметить большой вклад в развитие системы, ее высокие результаты педагогические коллективы МОУ «Липицкая СОШ», «Куриловская гимназия» и «Данковская СОШ».
Этическая составляющая при осмысленном подходе и привлечении к учебно-воспитательному процессу становится не только предметом в учебном плане или составляющей в УВП, а системой воспитания образовательного учреждения. Коллективами ОУ района проводятся педсоветы, отражающие вопросы нравственности: «Духовно-нравственные основы развития личности» (МОУ «Куриловская гимназия»); ШМО классных руководителей и учителей-предметников различных циклов: «Диалогическое взаимодействие в процессе воспитания» (МОУ «Липицкая СОШ»); родительские собрания: «Роль родителей в нравственно-этическом воспитании детей» (МОУ «Липицкая СОШ»), «Учимся толерантности» (МОУ «Куриловская гимназия»); ведутся разработки курсов внеурочной деятельности и пособий в рамках внедрения ФГОС: «Школа вежливости» (МОУ «Куриловская гимназия»), «Формирование этической культуры младших школьников» (МОУ «Липицкая СОШ»). Тем самым охватывается широкий спектр организации учебно-воспитательного процесса.
В рамках эксперимента участниками была проделана большая систематическая работа, которая уже дала положительные результаты:
- проведены диагностические исследования, наблюдается положительная динамика по многим параметрам;
- введен в школьную программу предмет «Этика»;
- участие в эксперименте по апробированию учебника «Светская этика» в 4-5 классах;
- успешно освоены и внедрены в практику все компоненты системы этического воспитания;
- неоднократные успешные выступления педагогов на семинарах и конференциях различного уровня;
- проведение семинаров и конференций различного уровня на базе ОУ района;
- многочисленные публикации в журнале «Этическое воспитание» и др. изданиях;
- школы – победители конкурсного отбора ПНПО: МОУ «Большегрызловская СОШ», «Куриловская гимназия», «Липицкая СОШ», «Дашковская СОШ» (участники эксперимента);
- 9 педагогов стали победителями приоритетного национального проекта (школы - участники эксперимента);
- защита диссертации «Модель воспитания младших школьников в современном сельском социуме» Новоходской М.В. в мае 2012 г.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: работа по программе непрерывного этического воспитания учащихся способствует укреплению этических позиций, принципов, ценностных ориентаций, культурных механизмов личностного развития. Этика, став органичной частью учебно-воспитательного процесса ОУ района, наполняет все его составляющие этическим смыслом. Это позволяет общеобразовательному учреждению как социальному организму современного общества стать для ребенка в этот кризисный период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой поможет емуустоять нравственно и обусловит его ценностные ориентиры в жизни.
Поделиться: