Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Переход на новые образовательные стандарты
Приоритетным направлением модернизации системы общего образования Ленинградской области является введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (далее – ФГОС). Реализация федеральных государственных стандартов осуществляется поэтапно в соответствии с задачами и планом действий по переходу на ФГОС основного образования в Ленинградской области. Основными направлениями деятельности по переходу на новые образовательные стандарты являются: совершенствование организационно-управленческих механизмов обеспечения готовности общеобразовательных учреждениях области к переходу и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО: - проведение мониторинга реализации ФГОС НОО и готовности к введению ФГОС ООО; - формирование нормативной правовой и инструктивно-методической документации, обеспечивающей управление введением и реализацией ФГОС на всех уровнях системы образования; - поэтапное оснащение школ современными материально-техническими и информационными ресурсами для работы в условиях ФГОС; - обеспечение информационного сопровождения введения ФГОС; - обеспечение организации внеурочной деятельности обучающихся через внедрение моделей сетевого взаимодействия общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями других ведомств и организаций, осуществляющими образовательные услуги. модернизация методического сопровождения введения ФГОС ОО: - разработка моделей муниципальных методических служб сопровождения ФГОС; - обеспечение научно-методического и информационно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС посредством развития сети инновационных образовательных учреждений; - организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений с использованием ресурсов виртуального Интернет-пространства. повышение квалификации и профессиональной подготовки учителей по ФГОС.
С целью осуществления задач и выполнения плана графика-введения ФГОС ОО, проводится планомерная комплексная работа: 1. Сформирована нормативная правовая база, разработаны инструктивно-методические документы, обеспечивающие управление введением ФГОС на всех уровнях системы образования области. В результате чего: сформулированы требования к организации учебного процесса и моделированию внеурочной деятельности с учетом интеграции общего и дополнительного образования. в районах для организации внеурочной деятельности привлекаются ресурсы других ведомств и организаций (учреждений культуры и спорта, дополнительного образования детей). Доля общеобразовательных учреждений, в которых осуществлена интеграция с системой дополнительного образования составляет 86,48 %. обеспечено финансирование ведения внеурочной деятельности, включенной в основную образовательную программу начального общего образования общеобразовательного учреждения в пределах 9,5 часов еженедельной нагрузки на 12 месяцев. На 2011 год данный коэффициент установлен в размере 1,567, на 2012 год- 1,64; 2. На региональном, муниципальном и школьном уровнях функционируют структуры, координирующие внедрение стандартов (региональный Координационный совет, муниципальные советы, ответственные за направление специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, школьные советы или творческие группы); 3. Обеспечена оценка эффективности управления процессом введения и реализации ФГОС в территориях Ленинградской области: ежеквартально проводится мониторинг введения ФГОС, тематические исследования по отдельным вопросам реализации стандартов (формирование муниципальных заданий, использование технологий работы с родителями, разработка моделей внеурочной деятельности); проведены собеседование с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и экспертиза отчетных материалов инновационных площадок по ФГОС; 4. Систематически и планомерно проводятся организационные мероприятия по координации введения ФГОС: ежеквартальные заседания Координационного совета, совещания с руководителями и специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, видеоконференции, вопросы содержания и организации введения образовательных стандартов обсуждались на заседании Законодательного собрания Ленинградской области (апрель 2011г.), на 5-ти Окружных совещаниях, на заседаниях Совета 5-ти образовательных округов и Совета развития образования.
5. Сформирована и развивается сеть инновационных учреждений, обеспечивающих переход всех школ области к новому содержанию общего образования:
Сеть инновационных учреждений, обеспечивающих переход всех школ области к новому содержанию общего образования
88 общеобразовательных учреждений – инновационных (пилотных) площадок по введению ФГОС НОО, 20 школ (экспериментальных площадок) из 8 муниципальных районов области, внедряющих с 2011-2012 уч. г. в экспериментальном режиме ФГОС ООО, 3 ресурсных центра по введению ФГОС в 3 образовательных округах области (Восточный, Волховский, Северо-Западный), 2 базовые школы (Ломоносовский и Волховский муниципальные районы), 3 школы-лаборатории ЛОИРО (Всеволожский, Лодейнопольский, Гатчинский муниципальные районы), 41 школа, апробирующая модели проведения процедур оценки качества начального образования (распоряжение комитета общего и профессионального образования от 13.10.2011 № 2150-р). Таким образом, в системе образования Ленинградской области Образовательный стандарт начального общего образования осваивают 4 944 второклассников из 88 муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области.
Количество общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС НОО с 2010 года
В общей сложности, с 2011/2012 учебного года в 362 муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области (88 – 2-е классы, 274 – 1-е классы) введен ФГОС начального общего образования, по которому обучаются 19 098 учащихся начальной школы. В соответствии с Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 309-ФЗ образовательные стандарты начального образования вводятся в 10 государственных специальных образовательных учреждениях Ленинградской области (154 учащихся): в 7 специальных (коррекционных) школах по ФГОС учится 74 обучающихся; в 2 психолого-педагогических и медико-социальных центрах учится по ФГОС 51 обучающийся; в 1 санаторной школе – 29 обучающихся. 100% общеобразовательных учреждений (от общего числа образовательных учреждений, имеющих первые классы) разработали основные образовательные программыначального общего образования.
Количество обучающихся по новым образовательным стандартам начального общего образования в 2011-2012 учебном году
В целях подготовки перехода системы образования области к введению ФГОС основной школы в 20 общеобразовательных учреждениях из 8 муниципальных образований Ленинградской области в экспериментальном режиме введен образовательный стандарт основного общего образования (распоряжение комитета общего и профессионального образования от 30 сентября 2011 года № 1725-р «Об организации инновационной деятельности в системе образования Ленинградской области»).
Количество общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по введению ФГОС ООО с 2011 года
Советом развития образования Ленинградской области утверждена программа регионального эксперимента, организована методическая работа с директорами и коллективами образовательных учреждений. В настоящее время образовательные учреждения разработали основную образовательную программу и подготовили необходимый пакет нормативных документов, обеспечивающий переход на новый образовательный стандарт основной школы. В соответствии с программой регионального эксперимента сформирована модель и в октябре 2011 года проведен мониторинг готовности муниципальных общеобразовательных учреждений к введению ФГОС ООО. Оценка уровня готовности осуществляется в соответствии со следующими критериями: · соответствие нормативной базы образовательного учреждения требованиям ФГОС НОО; · соответствие финансового обеспечения образовательного учреждения требованиям введения ФГОС; · соответствие организационного и методического обеспечения требованиям введения ФГОС; · соответствие информационного обеспечения требованиям введения ФГОС; · соответствие материально-технического обеспечения требованиям введения ФГОС; · соответствие кадровых ресурсов требованиям введения ФГОС. На основе проведенного анализа начального уровня готовности школ к переходу на образовательный стандарт ООО разработаны планы введения ФГОС ООО, которые реализуются учреждениями. Для координации деятельности образовательных учреждений, участвующих в эксперименте: запланированы и проводятся тематические семинары-совещания, неоднократно вопросы организации эксперимента заслушивались на заседаниях Координационного совета по введения ФГОС ОО, осуществляется дистанционная поддержка участников эксперимента через интернет-сайт «Всероссийский Интернет-педсовет», где размещаются методические и нормативно-правовые материалы. Также разработаны программы повышения квалификации, по которым в ЛОИРО и в ЛГУ им. А.С.Пушкина ведется курсовая подготовка управленческих и педагогических кадров образовательных учреждений, участвующих в эксперименте.
Важным аспектом деятельности по переходу на новые образовательные стандарты является совершенствование методического сопровождения введения ФГОС . Для решения данной задачи: 1) В 2011 года в аспекте реализации ДЦП «Приоритетные направления развития системы образования Ленинградской области 2011-2015 года» совместно с Учреждением РАО «Институт педагогического образования» (распоряжение комитета общего и профессионального образования от 21.12.2011 № 2760-р) разработаны 2 модели методических служб сопровождения ФГОС для Всеволожского муниципального района и Сосновоборского городского округа. Из регионального бюджета выделены средства в сумме 220000 рублей. В перспективе в 2012 и 2013 годах будут разработаны 3 модели методических служб сопровождения и сегодня комитетом образования организована работа в этом направлении. 2) В 3 квартале 2011 года проведена экспертиза продуктов инновационной деятельности общеобразовательных школ – площадок по введению ФГОС, положительный опыт рекомендован к размещению в областной банк опыта инновационной педагогической и управленческой деятельности по различным направлениям: разработка нормативной правовой базы общеобразовательного учреждения; организация образовательного процесса (разработка учебных программ и учебных материалов для учащихся начальной ступени образования в соответствии с ФГОС, в том числе с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей регионов, а также с учетом разнообразных УМК); моделирование внеурочной деятельности, включая модель «школа - полного дня»; совершенствование способов работы с педагогическими кадрами; технологии работы с родителями; обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях введения ФГТ и ФГОС НОО; организация обучения детей с ОВЗ, в том числе введение нового содержания НОО в учреждения специального (коррекционного) образования.
На основании сформированного опыт инновационной деятельности ЛОИРО подготовлены 6 методических пособий: Г.Е. Гун «Планирование и разработка программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» в рамках введения ФГОС». А.В. Мартынова «Организация и проведение оценки сформированности универсальных учебных действий». В.В. Кучурин, Ф.Н. Козырев, Н.В. Фирсова «Духовно-нравственное и религиозное образование в контексте новых образовательных стандартов». Т.В. Рогозина «Изменение в домашней учебной работе школьников в условиях перехода на ФГОС нового поколения». И.Л. Паршукова, И.В. Васютенкова, С.Т. Терентьева, Л. Н. Вандышева, Т.О. Горская «Современный урок в начальной школе: методика и практика проектирования из опыта работы образовательных учреждений Ленинградской области». Н.Н. Жуковицкая «Дополнительное образование как компонент школьной воспитательной системы учебно-методическое пособие для тех, кто осваивает образовательные стандарты нового поколения». 3) Обеспечено информационное сопровождение введения ФГОС: издается периодический сборник «Вестник ЛОИРО», на портале ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования» (далее - ГОУ ДПО ЛОИРО) действует рубрика «образовательный стандарт», работает тематический блог научно-исследовательского центра ГОУ ДПО ЛОИРО на образовательном портале «Всероссийский Интернет-педсовет» http://pedsovet.org, обеспечен дистанционный консалтинг инновационных площадок по введению ФГОС в территориях Ленинградской области, формируется электронная библиотека информационных ресурсов, пополняется методическими разработками областная электронная базы данных. Проводится информирование общественности по вопросам реализации ФГОС начального общего образования: информация находится в открытом доступе на школьных стендах и сайтах общеобразовательных учреждений (основная образовательная программы начального общего образования, методические разработки учителей, рекомендации для родителей и пр.). 4) Организована экспериментальная работа в аспекте введения ФГОС: - 27 общеобразовательных учреждений 780 учащихся включены в апробацию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Для организации образовательного процесса за счет средств областного бюджета для всех школьников приобретены необходимые учебно-методические комплекты. - Обновлен состав комплекта региональных пособий «Бабочка над заливом». В текущем учебном году 15 000 первоклассников Ленинградской области в качестве подарка получили от Губернатора и Правительства Ленинградской области данный комплект и буквари с прописями на сумму 6 млн.100 тысяч рублей. Подарок первоклассникам стал важной составляющей обеспечения реализации новых образовательных стандартов в Ленинградской области. - В 41 общеобразовательном учреждении из 18 муниципальных районов Ленинградской области совместно с учреждением РАО «Институт стратегических исследований в образовании» (на основании проекта «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества НОО в соответствии с ФГОС», государственный контракт № 03.Р20.110034 от 19 августа 2011 г. «Организация и проведение экспериментальной части апробации модели оценки качества образования в начальной школе в соответствии с ФГОС») ведется апробация моделей проведения процедур оценки качества начального образования. В октябре 2011 года проведено тестирование обучающихся 5-х классов по математике, русскому языку, окружающему миру и 6-х классах - по метапредметным умениям. В рамках апробации модели качества начального образования по результатам тестирования индивидуальных достижений обучающихся Ленинградская область вошла в пятерку регионов (из 16 регионов, участвующих в апробации), показавших повышенный уровень освоения учебного материала. По итогам апробации планируется: - подготовить информационный ресурс; - разработать план мероприятий по подготовке специалистов для проведения оценки качества начального образования.
Для осуществления поддержки деятельности органов местного самоуправления по введению ФГОС предоставлялись субсидии в общей сумме 55 984,9 из средств регионального бюджета:
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования Ленинградской области, тысячи рублей
Положительный опыт Ленинградской области в части введения ФГОС позволил участвовать в ряде Всероссийских мероприятий: · с целью популяризации идей модернизации общего образования, стратегических направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в том числе новых образовательных стандартов по обращению Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации была организована видеозапись открытого урока и пресс-конференции по вопросам организации урочной и внеурочной деятельности в аспекте реализации федерального государственного стандарта начального общего образования в МОУ «Гатчинская начальная общеобразовательная школа № 5» г. Гатчина Ленинградской области. Видеозапись мероприятий размещена на образовательном портале сети Интернет; · войти в состав Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» и в соответствии с решением вышеуказанного Координационного совета осуществлять координацию деятельности 5 субъектов РФ (Мурманской, Псковской, Ленинградской областей, Республики Карелия, г. СПб) по вопросам введения ФГОС ОО. · провести на территории области в апреле 2011 года совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации федеральный Координационный совет по вопросу введения новых образовательных стандартов (19.04.2011) и Всероссийское совещание региональных координаторов по вопросам введения ФГОС (20-21.04.2011).
Введение ФГОС ОО в системе образования Ленинградской области позволил достичь следующих эффектов: - Формируются организационно-управленческие механизмы обеспечения готовности общеобразовательных учреждениях области к переходу и реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу начального общего образования занятий по внеурочной деятельности); - повысился уровень образовательного менеджмента на всех уровнях управления образованием; - расширился спектр общественного участия в управлении образовательным учреждением (внедрены действенные механизмы удовлетворения образовательных запросов родителей на содержание и качество образования); - модернизируется научно-методическое и информационно-методическое сопровождение федеральных государственных образовательных стандартов; - совершенствуется система оценки качества образования с учетом введения ФГОС; - обеспечивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений, в том числе с использованием интернет ресурсов, для распространения опыта инновационной педагогической и управленческой деятельности. - усилилось влияние межведомственного взаимодействие структур и ведомств, осуществляющих образовательные услуги, в реализации ФГОС.
Вместе с тем остаются проблемные вопросы: В процессе внедрения ФГОС в основном возникали трудности организационно-внедренческого характера, которые компенсировались за счет реализации плановых мероприятий: Например, недостаточная готовность кадров образования к реализации нового образовательного стандарта была откорректирована через модернизацию системы повышения квалификации и методической поддержки (использован потенциал сети инновационных учреждений, выстроены каскадным способом программы ПК, проведена работа со школьными командами, созданы модели ММС по сопровождению ФГОС и пр.). Также возникали и системные проблемы: отсутствие программно-методического обеспечения внедрения стандартов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; не отработана система оценки качества образования в соответствии с современным требованиям ФГОС, в том числе оценки индивидуальных достижений обучающихся. В ходе реализации плана мероприятийнациональной образовательной инициативы «Наша новая школа» обозначена проблема качества подготовки выпускников высших учебных заведений. Сегодня образовательные программы, направленные на обучение будущих учителей в высших учебных заведениях, не соответствуют новым требованиям к содержанию образования в школах, новым требованиям к квалификации учителя. Молодые учителя нуждаются в повышении квалификации, дополнительном обучении уже на первых годах профессиональной деятельности. Необходимо обновление содержания образования в высших учебных заведениях. Поделиться: |