Поиск по сайту

Педагогический мониторинг лексики как фактор развития языковой компетенции


Авторcтво: Гущина Наталья Геннадьевна, учитель английского языка ГБОУ гимназии №85 Петроградского района Санкт-Петербурга


Мониторинг как системная форма контроля знаний учащихся, является важнейшим фактором в процессе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку, он позволяет не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках и тем самым определить необходимость изменений, которые следует внести в методику работы. Помимо этого, на современном этапе развития образования, роль мониторинга резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Все это и привело к тому, что я стала заниматься проблемой мониторинга. Работая над этой темой, я обнаружила, что существует огромное количество трактовок определения мониторинга, однако, применив каждое из них к той работе, которую я делаю, я остановилась на следующем определении.

Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.

В этом определении я выделила ключевые слова, которые определили принципы создания мониторинговой системы, которую я использую в своей работе.

  • cистема;
  • информационное обеспечение;
  • состояние объекта;
  • прогноз развития

Так как любая система контроля, и тот мониторинг, который провожу я, предполагает разработку соответствующих документов и процедур, то следующим этапом моей работы стало создание необходимых документов для проведения мониторинга:

  • системы оценивания;
  • кимов(контрольно-измерительных материалов);
  • графика проведения контроля;
  • анкет.

Система оценивания

Я заложила определенный минимум (10 слов), а по мере взросления учащихся, каждое задание изменяется и, соответственно, усложняется. Система оценивания разработана к каждой группе заданий и варьируется в зависимости от его сложности.

10 -8 слов

отлично

7-6 слов

хорошо

5 слов

удовлетворительно

Меньше 5 слов

неудовлетворительно

График проведения контроля имеет разделение по содержательным этапам и временным критериям;

класс

Стартовый этап

Уточняющий этап

Окончательный этап

2 класс

Конец 2 четверти

Конец 3 четверти

Конец учебного года

3 класс

Конец 1 четверти

Середина 3 четверти

Конец учебного года

4 класс

Коней 1 четверти

Конец 2 четверти

Конец учебного года

Кимы

Я выделила слова, расширяющие словарный запас и требующие умения написать перевод, а правильное произношение мы отрабатываем технологией ролевых игр или диалогом. Весь курс обучения разбит на темы и в каждой теме выделены слова ,которые ребенок обязан знать. Так выглядит КИМ для 2 класса, уточняющий этап:

Тема

Слово

Перевод

Животные

Кот

Собака

Слон

Обезьяна

Мышь

Попугай

Кролик

Свинья

Птица

Овечка


Цвета

Красный

Желтый

Синий

Коричневый

Черный

Розовый

Зеленый

Серый

Белый

Оранжевый


Анкеты для учителя и участников образовательного процесса – это отзывы о процедуре проведения, о качестве контрольно-измерительных материалов, о трудностях, с которыми сталкивались учащиеся и учителя во время проведения контроля.

Развивая систему оценивания, я разрабатываю опросные листы для учителей и участников процесса.

Мониторинг, который провожу я, имеет следующие характеристики:

  • системность;
  • последовательность;
  • согласованность;
  • прозрачность;
  • координация;
  • обратная связь;
  • рефлексия.

Системность обеспечивает с одной стороны всеобъемлющую проверку коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, с другой, научную организацию проведения и составления материалов для контроля.

Последовательность обеспечивает поэтапную проверку знаний, умений и навыков учащихся.

Согласованность предполагает единство действий всех учителей иностранного языка при проведении контроля и его оценивания.

Прозрачность предполагает осведомленность учащихся и их родителей о графике проведения контрольных мероприятий, о процедуре проведения контроля, об объектах контроля, о критериях оценивания.

Координация направлена на согласование графика контрольных мероприятий с учителями других предметов для ликвидации перегрузок учащихся.

Обратная связь проявляется в оценивании работ, выставлении отметок, в рекомендациях, позволяющих учащимся улучшить свои результаты.

Рефлексия позволяет учителю и учащемуся оценить результаты своей работы.

«Мониторинг лексики по английскому языку для 2-4 классов» разработан и реализуется в гимназии №85 с 2009 года.

Перед Вами результаты 2009-2010 учебного года.

2009-2010.jpg

2010-2011 год

2010-2011.jpg

Каждый этап мониторинга имеет свои задачи.

Задача стартового этапа – оценить готовность учащихся к новому содержанию.

Задача уточняющего этапа – оценить продвижение учащихся в процессе обучения.

Задача окончательного этапа – это соответствие знаний учащихся требованиям, сформулированным учебной программой.

По всем классам стартовый этап выявил готовность к обучению. Динамика к уточняющему этапу по всем классам положительная. А в 4 классе динамика более значительная.

Используя систему мониторинга в течение 3 лет, я сформулировала для себя основные его достоинства:

  • установление фактического состояния обученности ученика;
  • определение потенциальных возможностей ученика в обучении;
  • возможность наметить пути и средства для перевода ученика на более высокий уровень;
  • возможность оказания ученику конкретной помощи;
  • совершенствование процесса обучения

В заключение, я могу сказать следующее: содержание, приемы и методика мониторинга носят обучающий характер, синтезируют ранее усвоенный материал и приобретенные умения, обеспечивают их повторение и закрепление, что позволяет учащимся постоянно совершенствовать свои знания, а учителю дает обширную информацию, о качестве усвоения материала учащимися.



Список используемой литературы:

  1. Коннычева, Г. Мониторинг образовательного процесса/ Г. Коннычева //Директор школы.- 2007.-№9.-С.21-27.
  2. Курбанов, А.С., Мониторинг концепции инновационного развития образовательного процесса/ А.С. Курбанов, А.Ф. Костенко //Инновации в образовании.- 2007.-№10.-С.121-129.
  3. Материалы для организации и проведения мониторинга эксперимента/сост.Г.С. Ковалева, С.В. Иванова.-М.Дрофа,2001.-224с.
  4. Мониторинг педагогической системы как метод ее исследования//Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии.- ООО» Издательство Скрипторий 2003»,2004.-С.149-184.
  5. Мониторинг в образовательном учреждении в ходе модернизации российского образования//Мастер-класс: приложение к ж. «Методист».-2008.-№6.-С.2.


Поделиться: