Поиск по сайту

Место и роль библиотеки в современной школе


Авторcтво: Юрченко Светлана Данииловна, заместитель директора по УВР школы №453 Выборгского района Санткт-Петербурга


Мы – типичные жители большого города начала XXIвека: новости узнаем из Интернета, живому общению предпочитаем SMS-ки, тишину музеев и библиотечных залов охотно поменяли на гул рекламы в супер- и гипермаркетах. Ушло в прошлое благоговейное отношение к книге, мы - уже не самая читающая страна мира и не стоим в длинных очередях за дефицитными изданиями. Но если на вопрос: «Когда вы в последний раз посещали библиотеку?», Вы отвечаете: «Совсем недавно», то, скорее всего, вы либо студент, либо имеете в виду именно школьную библиотеку, которая, на мой взгляд, сегодня является наиболее доступной культурно-образовательной средой для более чем 16 миллионов школьников и 1,2 миллиона учителей нашей страны. Что представляет собой библиотека в школе? Зачем нужна она сегодня? Какие задачи решает?

Пожалуй, задача у библиотеки осталась неизменной – передача собранного в ней мирового культурного наследия следующему поколению за счет приобщения к чтению и формирования личности, потребностью которой является овладение этим самым наследием. Изменились условия, в которых задача эта решается.
К сожалению, очень многие дети, приходящие сегодня в школу, не имеют потребности в чтении. Семьи, в которых не формируется любовь к чтению, разные: в одних – книжное изобилие, формирующее пресыщенность ребенка. Здесь родители, а чаще даже бабушки, покупают книги для себя, но детей это не очень интересует, поскольку, зачастую, материальное благополучие семьи достигается почти круглосуточной работой взрослых, на общение с ребенком и спокойное чтение в семейном кругу времени не остается. В других - книга не рассматривается как предмет первой необходимости для ребенка, а чтение не является привычным занятием самих родителей. Конечно, и в наше время есть 1.jpgприятные исключения из правил: находятся-таки те, кто, урывая время от сна, под одеялом втайне от родителей перелистывает страницы полюбившихся книжек. Но, к сожалению, таких детей очень и очень немного. Так что, школьной библиотеке приходится большинство юных читателей не просто воспитывать как читателей, а начинать это делать.
Поэтому первой, и может быть, самой главной задачей школьной библиотеки является привитие ребенку вкуса к самому процессу чтения, любви к тишине и особому запаху книжных собраний, умения не только следить за развитием сюжета, но и получать удовольствие от самого перелистывания страниц в атмосфере библиотеки. Произойдет или нет чудо рождения Читателя, на этом этапе зависит даже не от размера книжного фонда, а, скорее, от атмосферы школьной библиотеки – уюта в помещении, доброжелательности библиотекаря и его стремления открыть ребенку мир книги.
И еще, на мой взгляд, обязательным условием успешности этого процесса является наличие читального зала, в котором есть возможность удобно расположиться с книгой. Насколько я знаю, читальные залы школьных библиотек проектами не предусмотрены и здесь уже каждое учебное заведение пытается найти выход самостоятельно.
Нашей школе в этом плане повезло - сложились все эти условия. Хозяйка нашей библиотеки Соболева Нина Ивановна любит и книги и детей, поэтому могу смело сказать, что Читателей у нас много.
Но как только читатель родился, ему необходимо создать условия для развития – во-первых, это должно быть наличие в фонде тех книг, которые интересны именно этому маленькому человеку, а интересы-то у наших детей очень разные. Вот теперь и нужен грамотный и обоснованный подбор литературы. Долгое время наши библиотеки комплектовались по принципу «что пришлют». Конечно, есть научно обоснованные нормы и разработанные рекомендации по комплектованию школьной библиотеки, но где у нас не отходили от норм и не забывали о рекомендациях? Кажется, только в последние два года изменился принцип комплектования библиотечного фонда. Теперь есть возможность из обилия вариантов выбрать то, что необходимо именно нашей библиотеке и именно сейчас, да еще и по относительно низким ценам. Фантастика! Впервые процесс пополнения фонда вызвал у заведующей библиотекой восторг.
Почему такие переживания? Да потому, что есть во-вторых: на основе имеющегося фонда необходимо не только развлекать читателя, нужно вести его дальше, формировать информационную культуру, умение обращаться и работать с книгой, анализировать прочитанное, воспитывать вкус, развивать интеллект, прививать этикет. Нельзя все это сделать с не читающим или плохо читающим учеником. Объективной реальностью нашего времени является то, что в целом, дети сейчас читают меньше - слишком много вокруг других источников информации, книга вытесняется компьютером. Постоянный мониторинг техники чтения, проводимый в нашей школе, показывает, что за последние 10 лет произошло общее снижение показателей техники чтения приблизительно на 5-7%. Все участники образовательного процесса понимают, к каким последствиям может привести дальнейшее развитие этой тенденции. Умение читать – базовое общеучебное умение, безего сформированности невозможно дальнейшее обучение ни одному предмету. Практика показывает, что 95% слабоуспевающих учеников читают со скоростью ниже 100 слов в минуту, а у 50% оставленных на повторный курс обучения школьников скорость чтения не только не возрастает, а наоборот падает. Зависимость между умением хорошо читать и качеством знаний школьника прямая. Отсутствие потребности в чтении приводит к обеднению языка, сокращению лексического запаса, разрушению фонетического чутья, резкому увеличению ошибок при письме. Чтобы увидеть этот процесс наглядно, достаточно посмотреть на сообщения практически любого компьютерного чата.
Вот почему процесс воспитания читателя – это задача педагогическая и очень важная для развития личности ребенка. В этом вопросе отечественная школа имеет много положительного опыта, многое активно используются, но есть и незаслуженно забытые достижения. К сожалению, ушла в прошлое отличная традиция русской школы – много учить наизусть. Со ссылкой на перегрузки наших детей, объем обязательного запоминания литературных текстов в школьной программе сокращается, да и количество самих уроков чтения и литературы не становится больше. А это значит, что задача развития памяти, а значит, и мышления в значительной степени переносится из урочного 2.jpgвремени на часы дополнительных внеурочных занятий.
Работает здесь целый комплекс внеклассных мероприятий, организатором которых становится школьная библиотека. Традиционными для школы стали конкурсы чтецов, общешкольные конкурсы у нас проводятся ежегодно, их тематика определяется методическим объединением учителей словесности. Хочется отметить, что не только ученики начальной школы, но и старшеклассники охотно участвуют в таких мероприятиях: с помощью учителей литературы и библиотекаря подбирают стихи, оттачивают интонации, интересуются приемами актерского мастерства.
Выступать на таких конкурсах престижно, победители отбираются на районные состязания. Совместная творческая работа библиотеки, МО словесности и МО учителей начальных классов только в 2010-2011 году принесла 9 участникам районных конкурсов чтецов призовые места. («Эхо войны», «Стихами говорит Нева», «Что растет на елке», конкурс в рамках недели детской книги; конкурс стихов о блокаде).
Общественного признания, оценки своих, даже небольших достижений, хочется всем, поэтому особой популярностью среди ребят пользуются разнообразные викторины. Информационные возможности самой библиотеки здесь огромны. Из когда-то разрозненных мероприятий, проходящих в отчетах библиотеки по разделу «массовая работа», сформировалась целая система совместной с педагогами деятельности, направленной на раскрытие творческого потенциала детей. Выстраиваться эта работа начала с организации викторин по литературной тематике, которые проводились между классами; лучшие школьники принимали участие в многочисленных районных конкурсах. Побеждать очень хотелось и детям и взрослым, естественно, потребовалась дополнительная подготовка и занятия после уроков. Так возник библиотечный кружок «В мире книг». Затем начальная школа вошла в программу развития информационной культуры, организованную Центральной детской библиотекой нашего района. Потом работа кружка стала включать уже подготовку общешкольных мероприятий. Так, в прошлом учебном году это были литературно-музыкальная композиция «Среди святых воспоминаний» (200-летие Лицея), урок памяти «Блокада Ленинграда», прошедший в 14 классах.
Оказалось, что и успеваемость в классе, на основе которого был создан библиотечный кружок, лучше:
• качество знаний по окончании начальной школы на 8% выше средних показателей по школе за последние 5 лет,
• при переходе в следующий класс потеря в качестве ниже, чем это обычно происходит.
• выше на 12% средний уровень обученности по литературе, лучше сформированность навыков чтения
Нынешние семиклассники библиотечный кружок уже не посещают, но они остались верными читателями библиотеки и еще стали ее помощниками. Школа получила уже готовых ведущих разнообразных праздников, конкурсов и концертов, свободно владеющих речью, комфортно чувствующих себя на сцене, обладающих поставленной дикцией, обширным словарным запасом и имеющих представление о хороших манерах.
Со временем массовая работа перешла в новое качество. Отличным способом самовыражения для ребят стал театр. Спектакли и театрализованные фестивали у нас – событие действительно массовое, долгожданное, регулярное и праздничное.

«Я – веселый Чипполино», «Со сказками не расставайтесь» (к Юбилею Г.Х.Андерсона), «Новогодние чудеса», «С детства каждому знакомая Агния Барто» - это праздники, подготовленные в прошлом учебном году. И даже те из них, которые предназначены для самых маленьких, готовятся талантами старшей школы и усилиями заведующей библиотеки с помощью классных руководителей.3.jpg

Но школьная библиотека – это еще и серьезная исследовательская работа. Библиотечные уроки и тематические выставки, освоение культурного пространства своего народа, обзоры литературы и поиск необходимых материалов. От умения найти нужную книгу до информационной компетентности. От знакомства с научно-популярной и справочной литературой до формирования навыка взаимодействия с информационной средой. До воспитания мировоззренческой идеи, в которой позиция «образование на всю жизнь» постепенно заменяется у выпускника потребностью «образование в течение всей жизни». Это кропотливая работа с современными старшеклассниками, которых часто отличает
клиповое мышление в сочетании с «девичьей памятью» и «юношеским нигилизмом» на фоне неконтролируемого обилия источников информации. У библиотеки есть реальная возможность собрать в сознании ученика единый мир, разделенный в школе на отдельные учебные дисциплины и в спокойной остановке поработать с каждым ребенком индивидуально.
Нельзя не отметить, что воспитывает наша библиотека не только учащихся, но и учителей. Подбор материалов периодической печати, рекомендации для чтения, обзор интересных новинок – это то, что притягивает в библиотеку взрослых. И снова учет индивидуальных интересов, внимание к каждому, спокойная атмосфера и грамотно подобранный фонд.

Основой для ежедневной кропотливой работы библиотекаря служат и его собственная исследовательская практика, и свободное владение соответствующими информационными технологиями, и превращение компьютера в привычный рабочий инструмент, и организованный доступ к электронным ресурсам Интернета, и использование разнообразных инновационных библиотечных методик. Современной школе нужна современная библиотека. Компьютерное рабочее место библиотекаря у нас есть уже давно, а в этом году оно было подключено к Интернету. Правда, моральное старение компьютеров происходит значительно быстрее их физического износа, а о ксероксе в помещении библиотеки удается только помечтать. Но это уже планы на будущее.

В последнее время в школу поступает все больше мультимедийных приложений к учебным курсам и дисциплинам, электронные энциклопедии, словари, обучающие программы; в этом году впервые появились комплекты для первоклассников, состоящие из учебника и мультимедийного приложения на диске. Вопрос использования компьютерной техники для работы с электронными носителями и создания медиацентра для нашей школы встал давно. Совмещать ли традиционную библиотеку и медиацентр в одном структурном подразделении? Возлагать ли на библиотечного работника еще и функции медиаспециалиста, устанавливающего программы, обслуживающего компьютеры, обеспечивающего работоспособность своего сегмента сети, обучающего школьников работе с электронными носителями? На эти вопросы мы для себя ответили отрицательно. Медиакабинет в школе создан отдельно, специалист его обслуживающий имеет библиотечное образование, но он более информатик, чем библиотекарь. Для школьников оборудованы рабочие места, оснащенные компьютерной техникой, можно посмотреть видео, выйти в Интернет, накоплено более 500 дисков, около 200 видеокассет. Здесь же можно провести школьные уроки. Сюда приходит библиотекарь для реализации своих задач, здесь он имеет возможность продолжить разговор с читателями о книгах, тысячелетиями хранящих духовные богатства мира.

4.jpgМожно ли представить себе школу без библиотеки? Видимо да, ведь представить можно все, но это будет другая школа в значительной степени лишенная духовности, праздника и частички атмосферы человеческой культуры. Такая школа вряд ли будет интересна детям, родителям, учителям и государству. Небольшое структурное подразделение, на первый взгляд, не включенное непосредственно в процесс обучения, в действительности влияет на все компоненты образовательного процесса, активно работает на общий результат. Школьная библиотека сегодня – это особое, прежде всего, педагогическое структурное подразделение школы, способствующее формированию единой информационной образовательной среды учебного заведения, направленной на развитие личности учащегося и повышение качества его образования.

P.S. Каждый раз, когда в этой статье я употребляла словосочетание «школьная библиотека», я отдавала себе отчет в том, что за ним стоит один человек, на которого возложены не только все перечисленные, но еще и очень многие другие функции. Например, такие важные, как обеспечение учебниками каждого из детей. Считаю, что нашей школе очень повезло в том, что такой человек есть, и у администрации складывается описанное выше впечатление о его работе.





Поделиться: