Авторcтво: Яркова Ия Владиславовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №463 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Занятия музейной практикой в нашей 463 школе Выборгского района проводятся уже 20 лет. Это совместная творческая работа учителей-предметников школы и музейных педагогов музея истории города. Музей истории города находится в Петропавловской крепости, располагает несколькими филиалами и предоставляет для занятий музейной практикой как готовые блоки тематических занятий, так и отдельные занятия по просьбе учителей, сотрудничающих с музеем. Пять лет я занимаюсь музейной практикой, накопила определенный опыт, которым хочу поделиться с коллегами.
Музейная практика является бесценным помощником при изучении литературных произведений. Отдаленная от нас эпоха, другой уклад жизни часто препятствуют пониманию литературного произведения во всей полноте. Занятия музейной практикой помогают лучше понять жизнь и творчество поэтов и писателей 18-20 веков, живших и творивших в нашем городе. Увидеть, потрогать и почувствовать атмосферу ушедших веков…
Экспозиция «Улица времени» в музее истории города – одна из самых интересных и любимых, так как она охватывает всю историю нашего города и при желании можно из петровского времени переместиться на космическую станцию. Одно из занятий на «Улице времени» называется «Чиновники 19 века». Оно проводится перед изучением повести Н.В. Гоголя «Шинель». Перед занятием учащиеся перечитывают произведение (читали его летом) и получают бланк, который включает вопросы: (1) Почему Акакий Акакиевич планирует свои расходы на весь год сразу?) (2) Почему каллиграфический почерк высоко ценился?), на которые учащиеся вписывают ответы по ходу занятия. И задание, которое выполняется дома – систематизировать информацию о шинели. (Чем является шинель в повести?) На занятии музейной практикой учащиеся знакомятся с бытом мелких петербургских чиновников и узнают, что жалованье чиновникам выплачивалось один раз в год. Вот почему Акакий Акакиевич заранее и тщательно продумывает свои траты. Сумма жалованья ничего не говорит школьникам, поэтому нас знакомят с ценами того времени: сколько стоили свечи, чай, сахар, услуги прачки, наем комнаты. Затем ученики узнают, в чем заключались служебные обязанности мелкого чиновника. Как выглядели документы в департаменте, почему их нужно было переписывать, какие умения требовались от переписчика. После этого – практическая часть занятия. Всем ученикам предложили перьевые ручки, чернила, бумагу с образцами написания букв. Все с удовольствием и старанием выписывали буквы. Оказалось, что это очень непростое занятие, требующее аккуратности, старания, внимания. Музейный педагог дает домашнее задание к уроку литературы: составить и написать документ каллиграфическим почерком. Вопросы и задания согласовываются мною и музейным педагогом заранее. На вступительном уроке изучения произведения в школе мы обсуждаем ответы на вопросы и выполнение задания, отмечаем, что узнали нового для понимания произведения после занятия музейной практикой.
Тема следующего занятия «Дуэль в жизни русского дворянства 19 века». Мы провели его перед изучением романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Это занятие – самое последнее по времени создания. Учителям литературы не нужно рассказывать, как оно необходимо. Экспозиции, посвященной дуэли, на «Улице времени» еще нет, а вот занятие уже есть. На уроке литературы ученики получили задание: «В каких произведениях русской литературы вы встречали описание дуэли?» С ответов на этот вопрос и начинается занятие. Из лекции музейного педагога школьники узнают о том, что дуэль являлась институтом корпоративной чести дворянства. Дуэлянтами были Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Знакомятся с правилами вызова на дуэль, с ролью секундантов, с выбором оружия, выработкой условий дуэли. Эмоциональным центром занятия является чтение каждым учеником условий дуэли Пушкина и Дантеса. Школьники делают вывод о том, что условия этой дуэли были самые жесткие. Музейный педагог дает задание к уроку литературы: «Соответствие дуэли Онегина и Ленского дуэльным правилам». На последующих уроках литературы происходит бурное обсуждение домашнего задания, и ученики делают вывод о роли Зарецкого в дуэли, о несоответствии повода условиям дуэли. Во время изучения повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» школьники внимательно анализируют подготовку к дуэли, возмущаются драгунским капитаном, надеются на совесть Грушницкого, восхищаются мужеством Печорина. А впереди у нас изучение романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и Мир», где мы снова встретимся с темой дуэли.
Следующее занятие музейной практики называется «Быт дворянства 18 века» Эта музейная тема состоит из нескольких занятий: посещение дворцов (Шереметьевского, Юсуповского, Елагина-Островского), музея печати, доходного дома. Ученики знакомятся с бытом, укладом жизни дворянских семей. Итоговым занятием является занятие «Бал в культуре дворянства 19 века». Предварительное домашнее задание: вспомнить как можно больше произведений русской литературы, где упоминается бал. Цель занятия – дать представление о бале, как важнейшей части жизни дворянства 19 века. Узнаем о том, как часто устраивались балы, как выглядела бальная зала, порядок съезда гостей. Школьники не только получают информацию, но и как всегда во время музейной практики, получают практические навыки – они становятся гостями бала. А бал – это в первую очередь танцы. Следовательно, нужно знать, какие танцы, как и в каком порядке исполнялись. Здесь проверяется второе домашнее задание: «Какие танцы танцуют литературные герои?». Все помнят мазурку из рассказа Л.Н. Толстого «После бала», Евгения Онегина, приехавшего на бал в разгар мазурки, кружащихся в вальсе гостей Фамусова и т.д. Ребята узнают об особенностях исполнения мазурки, танца сложного, требующего не только умения хорошо танцевать, но и внимания; знакомятся с самым шаловливым, непринужденным танцем, заключающем бал, котильоном. А потом звучит вальс, и происходит чудесное превращение школьников 21 века в барышень и кавалеров 19 века. После танцев каждый ученик выполняет задание музейной практики – заполняет бальную книжку. Конечно же, это занятие запоминается школьникам навсегда. И при знакомстве с романом Л. Н. Толстого «Война и Мир» волнение Наташи Ростовой перед первым в ее жизни балом не оставит учеников равнодушными, а вызовет интерес, сопереживание. Что является одной из важнейших задач литературы.
Поделиться: