|
Программа «Зеленый мир» как эффективный метод обучения детей с глубоким нарушением интеллекта
Авторcтво: Грищенко Валентин Сергеевич, учитель технологии, дефектолог, ГБ С(К) ОУ № 487 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Экспериментальная программа «Зеленый мир» была разработана мной на основе опыта работы коллег в Санкт-Петербурге, а также в результате участия в выездном семинаре в г. Псков (Центр лечебной педагогики). Данная программа позволяет качественно выполнять коррекционную работу на уроках трудового обучения детей с глубоким нарушением интеллекта.
Факультатив ставит целью ознакомление детей с элементарными законами живой и неживой природы, свойствами предметов. Весь период обучения проходит в непосредственном контакте с природой путем проведения экскурсий, прогулок, наблюдений и практических опытов. Благодаря предметно-практической деятельности происходит познание ребенком окружающего мира, изменение его самооценки и поведения, развитие личностных качеств и коррекция умений общения в коллективе. Таким образом, программа объединяет социальную, практическую и эколого-биологическую направленность и предполагает коррекционно-развивающую работу детей непосредственно с растениями. Значимость данного вида деятельности для детей с глубокими нарушениями интеллекта неоценима, так как работа с растениями позволяет снимать негативную энергетику, видеть плоды своего труда, дает возможность приобретения первичных навыков ухода за комнатными и садовыми растениями.
Дан методический и практический материал по овладению следующими навыками:
- Работа с природным (посадочным) материалом, приготовление почвы, уход за растениями;
- Подготовка, изготовление и работа с сельскохозяйственным инвентарем;
- Развитие гигиенических навыков, воспитание положительного отношения к различным видам работ, проводимых в школьной оранжерее.
Я апробирую данную программу второй год и могу сделать уверенный вывод, что подобная работа с детьми целесообразна и успешна. Она дает конкретный положительный результат по обучению, воспитанию, социализации и коррекции учащихся вспомогательных школ.
Зеленый мир
№
|
Тема
|
Количество часов
|
I
|
Вводное занятие
|
1
|
II
|
Мир вокруг нас
|
7
|
III
|
Сельскохозяйственный инвентарь
|
6
|
IV
|
Уличные растения
|
18
|
V
|
Комнатные растения
|
18
|
VI
|
Практическое повторение. Огородные растения.
|
18
|
VII
|
Самостоятельная диагностическая работа
|
4
|
Дата
|
№
|
Тема
|
Количество часов
|
|
I
|
Вводное занятие.
Цели и задачи обучения в триместре. Школьный зимний сад. Правила поведения. Техника безопасности.
|
|
|
II
|
Мир вокруг нас
- Земля, вода, воздух, небо, солнце, звезды, луна.
- Земля: суша, горы, равнины, пустыни.
- Овраги. Канавы, лес, тайга.
- Вода: пруды, реки, водопады.
- Озера, моря, океан.
- Фауна – животный мир.
- Флора – растения. Мир растений для человека.
|
|
|
III
|
Сельскохозяйственный инвентарь.
- Перечень сельскохозяйственного инвентаря: лопата, вилы, грабли, тяпка, мотыга, ведро, лейка, пила, секатор, шланг, лом, топор
- Использование, техника безопасности.
- Хранение, складирование.
- Правильные приемы работы.
- Содержание, чистка, заточка, ремонт, дезинфекция.
- Изготовление черенка, замен, насадка черенка на лопату.
|
|
|
IV
|
Уличные растения.
- Перечень уличных растений: трава, цветы, кусты, деревья. Лесное хозяйство.
- Сельскохозяйственные культуры, огородные растения, злаки, зерновые, плодовые культуры, кустарники, деревья.
- Использование растений человеком. Растения для человека. Обогащение воздуха кислородом.
- Еда (пища), топливо, одежда.
- Строительные материалы, лекарства, инструменты.
- Плодовые деревья и кустарники.
- Дрова: получение, использование.
- Лекарственные растения, ткани.
- Экскурсия в лесопарк. Правила поведения учащихся в общественных местах.
- Деревья. Строение (корни, ствол, крона, ветка, листья, иголки).
- Строительные материалы. Лесоматериалы.
- Пиломатериалы, брус. Доска.
- Копка земли. Лопата, вилы, грабли. Правильные, безопасные приемы работы.
- Изготовление клумбы: копка, рыхление. Посадка нарциссов.
- Посадка пионов в грунт (клумбу).
- Посадка тюльпанов в грунт (клумбу).
- Посадка флоксов в грунт (клумбу).
- Самостоятельная работа: рисование сельскохозяйственного инвентаря.
|
|
|
V
|
Комнатные растения.
- Перечень комнатных растений.
- Комнатные растения для человека. Необходимость, целесообразность.
- Размещение (условия выращивания): полки, подоконники, стеллажи, кронштейны, кашпо.
- Инструменты, приспособления, инвентарь для выращивания комнатных растений.
- Инструменты: тяпки, лопатки, леечка, опрыскиватель, ножницы.
- Приспособления: освещение, мини стеллажи на подоконник, кашпо.
- Инвентарь: горшки, вазоны, поддоны, ящики, короба, канистры для воды, опрыскиватели.
- Заготовка почвы. Торф, чернозем, песок.
- Смешивание чернозема с песком.
- Насыпание почвы в горшки. Керамзит (дренаж), мох, перегной, почва.
- Посадка фиалок. Полив.
- Заготовка почвы (смешивание).
- Наполнение ящиков почвой.
- Посадка тюльпанов. Полив.
- Заготовка почвы.
- Наполнение горшков (дренаж, перегной, почва).
- Посадка герани. Полив.
- Самостоятельная работа: рисование комнатных растений.
|
|
|
VI
|
Практическое повторение. Огородные растения (лук, петрушка).
- Овощи в дикой природе. Что такое огород?
- Перечень огородных растений. Овощи.
- Огородные растения для человека.
- Огород на подоконнике (зимой)
- Хранение овощей, складирование.
- Использование (сырые, свежие), приготовление (варка, сушка, засолка, консервирование).
- Выращивание лука, приготовление почвы.
- Заполнение ящиков почвой.
- Посадка луковиц, полив.
- Уход, выращивание, контроль, наблюдение.
- Выращивание петрушки, приготовление почвы.
- Изготовление посадочного ящика. Разметка, пиление досок.
- Сборка на гвоздях и шурупах.
- Изготовление донышка, сверление сквозных отверстий.
- Сборка стенок и донышка.
- Заполнение ящика почвой.
- Посадка корнеплодов петрушки.
- Самостоятельная работа. Рисование огородных растений.
|
|
|
VII
|
Самостоятельная диагностическая работа.
- Заготовка почвы смешиванием песка и торфа.
- Заполнение горшка почвой.
- Пропитка водой (опрыскивание). Посадка луковиц.
- Полив. Анализ выполненной работы. Устный рассказ о проделанной работе и рисованный отчет.
|
|
Поделиться:
|
|