Авторcтво: Мигунова Ирина Николаевна, заведующая ГБДОУ детский сад № 133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
С принятием Федеральных законов от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) мы стоим перед фактом реформирования учреждений социальной сферы и изменения их правового положения путём введения трёх типов государственного или муниципального учреждения (автономного, бюджетного, казённого).
Как мы уже поняли, образовательным учреждениям казёнными стать не суждено. Остаётся выбор между бюджетным и автономным.
Согласно Закону № 83-ФЗ бюджетное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».
Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) и практически повторяет вышеназванное определение, уточняя лишь полномочия органов власти «…в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами».
При переходе учреждений в статус автономного или бюджетного его финансовое обеспечение будет осуществляться в форме субсидии на выполнение государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), соответствующих основным видам деятельности образовательного учреждения, предусмотренным его учредительными документами. То есть будет осуществляться переход от финансирования учреждения к финансированию оказываемой им государственной услуги.
Иными словами, образовательные учреждения смогут получить бюджетные средства только на реализацию государственного заказа.
Государственный заказ формируется главными распорядителями бюджетных средств (в нашем случае субъектом РФ) на один финансовый год (или на три года при среднесрочном планировании) для каждого подведомственного учреждения по каждой оказываемой данным учреждением услуге из числа включённых в перечень государственных услуг.
Порядок формирования государственных заданий в нашем городе установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 № 63 «О порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядок финансового обеспечения выполнения государственных заданий».
Основой для выполнения объёмов финансового обеспечения выполнения государственного заказы должны служить расчётно-нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) и расчётно-нормативные затраты на содержание имущества учреждения за счёт средств регионального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Порядок определения указанных затрат в Санкт-Петербурге установлен распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 03.02.2011 № 84-р «Об утверждении Методических рекомендаций по расчёту нормативов финансовых затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) автономными и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга».
При финансовом обеспечении выполнения государственного задания учитываются расходы:
· на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закреплённых за бюджетным или автономным учреждением учредителем или приобретённых учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
· уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признаётся соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Для расчёта нормативных затрат автономных и бюджетных учреждений Санкт-Петербурга на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли утвердил распоряжением от 08.02.2011 № 98-р Методические рекомендации.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2011 № 207 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2008 № 911» установлено, что виды особо ценного движимого имущества автономного учреждения и государственного бюджетного учреждения определяются Комитетом по управлению городским имуществом по представлению исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится, либо будет находиться государственное учреждение.
Следует отметить, что бюджетные и автономные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного задания, так определено в статьях 6 и 23 Закона № 83-ФЗ. Тем самым создаётся гарантия учредителю в том, что учреждения будут фактически реализовывать функции, ради которых они созданы.
Для учреждений гарантией можно рассматривать положение ст. 6 Закона № 83-ФЗ, которое устанавливает, что уменьшение объёма субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания. Это значит, что если субсидия была рассчитана и доведена до учреждения, учредитель не сможет сократить размер финансирования, оставив то же самое задание.
Субсидия выделяется единой суммой. Учреждение будет самостоятельно распоряжаться данными средствами. Если государственное задание будет выполнено при меньшем объёме расходов, учреждение сможет свободно распоряжаться остатками средств: увеличивать заработную плату, приобретать необходимые материалы и т.д. Но для этого надо уметь оценить правильно потребности и внутренние резервы учреждения, используя систему внутреннего мониторинга. При оценке эффективности бюджетных расходов, как правило, речь идёт о минимизации затрат при неизменном результате.
Однако нельзя забывать о качественной характеристике уровня соответствующего образования, поскольку образовательное учреждение оказывает услуги в соответствии со стандартами, которые устанавливают минимальные затраты на их реализацию.
Закон № 83-ФЗ снял многие различия между образовательными бюджетными и автономными учреждениями, уровняв руководителей обоих типов учреждений в дополнительных обязательствах по публичной отчётности, личной имущественной ответственности, ответственности по долгам учреждения без участия и помощи учредителя, самостоятельного содержания приобретённого или полученного в дар имущества, а также в способе финансирования основной уставной деятельности по государственному заданию.
Но одно очень важное отличие осталось – автономное учреждение, в отличие от бюджетного, может вести свою финансово-хозяйственную деятельность за пределами казначейской системы, открыв расчётный счёт в кредитном учреждении (банке), как это делают все коммерческие и некоммерческие организации.
Есть ещё одно отличие, пугающее руководителей образовательных учреждений. Согласно Закону № 174-ФЗ в каждом автономном образовательном учреждении должен быть наблюдательный совет.
Однако в любом государственном образовательном учреждении сегодня есть закреплённый в уставе орган общественного управления, решения которого носят императивный характер, т.е. обязательный для исполнения руководителем и работниками учреждения.
Уважаемые коллеги, разумного Вам выбора и хороших результатов!
Поделиться: