Поиск по сайту

ФЗ – 83. Размышления вслух


Авторcтво: Селезнева Татьяна Вадимовна, директор НОУ "Мастер-класс", Санкт-Петербург


Я директор НОУ и меня мало касается то, что сегодня происходит в ГОУ и МОУ. Но, тем не менее, негосударственные образовательные учреждения являются немаловажной составляющей в отечественном образовании, поэтому, конечно, стараешься быть в курсе изменений, происходящих в нашей отрасли. Кроме того, часто приходится общаться с руководителями государственных учреждений, которые крайне взволнованы переменами и не знают, куда податься. А если и знают (хотят на автономию), то боятся, так как, опять-таки, не знают, чем это может для них закончиться.

Одним словом, страшно! Страшно все неизвестное и новое; страшно и то, как повернется к тебе фортуна, каких каверз ожидать от местных органов управления образованием.

А бояться есть чего: В этом году я была одним из организаторов III-го Международного педагогического Форума и занималась подготовкой резолюции Форума. В частности, принимала и обрабатывала письма руководителей школ из различных регионов (в том числе и по поводу различных организационно-финансовых форм существования ОУ). И знаете, к какому выводу пришла: Не законодательная база плоха, и не неразумные действия руководителей на местах (хотя есть и такое). Из того, что пишут руководители, вопросов, которые должны решаться на Федеральном уровне, с гулькин нос. Основные проблемы возникает на региональном уровне.

Печально, но как в советские времена в райкомах, так и сейчас в региональных органах все прогрессивные нововведения сверху и все адекватные реальным ситуациям в школах инициативы снизу, как в подушке, вязнут в бездействии или даже нарушениях законодательства, местничестве и коррупции. Не везде, конечно. Во многих регионах честно пытаются вывести образование из той глубокой «родины», в которой оно находится сейчас, делают уверенные попытки реализовать национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».

Я могла бы привести примеры, но эта статья, собственно, совсем о другом. Она – размышления о том, какую форму существования ОУ выбрать бедному директору школы, мечущемуся в поисках счастливого будущего своего ОУ.

Для того чтобы сделать правильный выбор, прежде всего, нужно понимать, в чем же основные отличия этих трех типов учреждений. Я не юрист и не экономист, и не могу сказать, что мое понимание и прочтение закона – истина в последней инстанции. Но все же я поделюсь с вами своими выводами об отличии существования этих 3-х форм:

Параметр

Казенное

Бюджетное

Автономное

1

Право распоряжения имуществом, кроме недвижимого и превышающего 10% балансовой стоимости

Не имеет права

Согласовывается с учредителем

Самостоятельно

2

Доходы от финансовой деятельности

Не распоряжается

Распоряжается самостоятельно

3

Участие в хозяйственных обществах, организациях

Не разрешается

С согласия учредителя

Имеет право

4

Учреждение организаций

Не имеет права

С согласия учредителя

Имеет право

5

Брать кредиты и вкладывать деньги (для роста)

Не имеет права

Имеет право

6

Остатки средств по статьям

Подлежат возврату

Могут быть использованы на ту же статью в следующем году

Самостоятельно планирует бюджет

7

Дефицит бюджета

Компенсируется из бюджета учредителя

Компенсируют самостоятельно, за счет собственных средств

8

Заключать договоры

С организациями, выигравшими тендер

С любыми организациями

Итак, выводы, которые можно сделать из вышеизложенного – не сложны.

Самый элементарный – это то, что:

Ø автономному учреждению предоставляется бОльшая свобода, но и отвечаешь практически за все;

Ø у казенного - никакой свободы, зато соломки подстелют, ежели что,

Ø ну а бюджетное – это нечто среднее, не туда и не сюда :о))

А если говорить о вопросе выбора формы существования ОУ, то, я уверена, любой мало-мальски уважающий себя и стремящийся сделать свою школу лучше руководитель не сомневается в том, что нужно выходить на автономию.

Другое дело, что:

· ответственность большая – раз,

· нужно уже сейчас понимать, что школа способна стать конкурентоспособной и не только выдержать конкуренцию, продержаться на плаву, но и развиваться – два,

· быть, в хорошем смысле этого слова, рискейтером и не боятся собственного хвоста – три,

· быть готовым отвоевывать свое право на самостоятельность, готовым сражаться за свободу – четыре,

· иметь хотя бы маломальские экономические знания – пять…

Список можно продолжать до бесконечности…

Думаю, первое, что должен сделать директор школы, который решил перейти на автономию, это напроситься на стажировку в негосударственное образовательное учреждение. История осуществления частного образования в нашем городе насчитывает уже более 20 лет, и уж кто-кто, а частники собаку съели в этом плане. Успели за эти годы поднатареть, знают узкие места, да и соломку уже везде, где только можно, подстелили. Имеется в виду и юридические и экономические вопросы.

А трудностей, с которыми придется столкнуться директору такого учреждения – много, так как наше Государство одной рукой свободу дает, а другой отнимает. Поэтому нужно еще и быть готовыми отстаивать свои права и попросту доказывать, что ты – не верблюд, извините уж за не публицистический язык :о))

Но, только вкусив, хотя бы даже такую кастрированную свободу, вы уже никогда не захотите вернуться в прокрустово ложе казенного учреждения.

В форме казенных учреждений лучше остаться тем, кто мечтает спокойно дожить до пенсии, понимает, что его учреждение, в силу различных причин, не выдержит конкуренции других ОУ, тому, кто не чувствует в себе сил бороться и строить, кого устраивает, что хозяин кормит, хоть и плохо…

Ну а тем, кто и в условиях казенки уже задыхается, но еще боится стать свободным (хотя и в условиях автономии свобода относительная), лучше выбрать форму бюджетного ОУ. С одной стороны, дышать чуть полегче, чем в казенке, с другой - ответственности все же поменьше, чем в автономке.

Коллеги!

То, что сказано выше, понятно даже ребенку. Стоит ли вообще говорит об этом? Нужно думать о другом: о том, как же сделать так, чтобы школа стала конкурентоспособной; чтобы в условиях капкана подушевого финансирования с одной стороны и новых санитарных норм наполняемости классов с другой, сделать так, чтобы школа была не только не убыточным учреждением, но и стала тем местом, где престижно работать и учиться. А вот это уже вопросы педагогического характера.

Коллеги!

Нужно понимать, что прошли времена, когда мы могли работать «по методичке 1905 года» (конспекту, написанному нами на заре нашей педагогической юности)!

Нужно понимать, что реалии сегодняшнего образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности. Функции учителя расширяются, и сейчас мы должны стать, прежде всего, руководителями и организаторами ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО (а не учебного!) процесса КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО УЧЕНИКА (а не класса!!!!) консультантами, проектировщиками, исследователями. Учитель становится менеджером образования. И сегодня как никогда верна формула ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ = РУКОВОДИТЕЛЬ!!!

Эта формула верна и в обратном порядке: ХОРОШИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ = УЧИТЕЛЬ! Поэтому, если Вы выбрали автономию, будьте готовы к инновационной деятельности, будьте готовы к тому, что нужно будет находиться в постоянном поиске, собственном самосовершенствовании: непрерывном самообразовании, самовоспитании, саморазвитии, ведь прежде, чем что-то нести в массы и формировать (например, тот же образ человека будущего), нужно самому достичь определенных уровней внутреннего совершенства.

Требования современного общества, сама ЖИЗНЬ, а не Министерство образования, ставит перед нами вышеперечисленные задачи.

Мы уже поставлены в условия, когда уважение к учителю и школе не является данностью, не впитывается с молоком матери – его нужно заслужить. Нужно ДОКАЗАТЬ, что ты ДОСТОИН уважения,

· не потому что ты носишь звание учитель, а потому, что ты Человек с большой буквы,

· не потому что ты знаешь по своему предмету больше, чем твой ученик (что еще тоже требуется доказать), а потому, ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ РАСКРЫТЬ ПЕРЕД СВОИМ УЧЕНИКОМ все грани этого мира, показать ему пути, которым он может продвигаться по нему.

· не потому, что между тобой и учеником огромная пропасть, и он ОБЯЗАН тебя уважать как старшего, а потому, что ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЕШЬСЯ (а не притворяешься) его другом и наставником.

Ученик НЕ ДОЛЖЕН учить и знать все то, чему ты его учишь, ТЫ ДОЛЖЕН заинтересовать его и помочь сориентироваться в огромном потоке информации.

Ибо сегодня УЧИТЕЛЬ – уже не является единственным толкователем информации, как это было еще буквально 30-40 лет тому назад. Если мы сегодня останемся на уровне ретранслятора знаний, то, как это не прискорбно осознавать некоторым из нас, нас вполне может заменить компьютер.

Но никакой компьютер не заменит человека, который поможет ребенку составить целостное представление об этом мире, сориентироваться в огромном потоке информации, отделить зерна от плевел.

Да, мы живем с вами в трудное переломное время. И от нас, и только от нас зависит судьба завтрашней системы образования.

Нам не помогают, а зачастую мешают органы управления образованием, засыпая нас никому не нужными отчетами, вводя системы аттестации, которые не учитывают главное в труде учителя, а толкают нас на то, чтобы все силы бросить на устройство парадных фейерверков.

Почему это им удается? Да только потому, что мы, воспитанные СТАРОЙ школой, послушно исполняем все указания сверху, даже если считаем их верхом маразма. Это происходит потому, что мы боимся:

Ø Потерять свое место;

Ø потерять в зарплате;

Ø попасть в опалу к руководству…

Не пора ли набраться гражданского мужества и начать строить. Начать хотя бы с того, что взять на себя ответственность за переход на финансовую автономию. А перейдя на нее начать строить Новую школу. Ибо пора признать, что старая изжила себя. А вот как ее строить?... Давайте будем думать вместе! Давайте будем думать о том, какая школа нужна сегодня НАШИМ детям. И если вы готовы к этому, присоединяйтесь к группе питерских учителей, которые объединились для того, чтобы строить Новую школу (заходите на сайт www.novaya-shkola.su)

А тот, кто устал, не хочет или не может, кто понимает, что это не его, кто боится, пусть честно признается себе в этом и освободит место тем, кто может и хочет, не боится и готов. До тех пор, пока каждая школа не будет в равных условиях и не начнет зарабатывать сама, многие будут находиться в стагнации, спать сном мертвой царевны до тех пор, пока не придет прекрасный принц.


Поделиться: