Поиск по сайту

Государственно-общественное управление школой с полиэтническим составом учащихся


Авторcтво: Челак Евгения Николаевна, директор ГОУ № 124 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга, к.п.н.


В последние годы Правительством РФ делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, описанный в Законе РФ "Об образовании": "Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения".

Государственно-общественное управление образованием – особый тип управления, характерной чертой которого является постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием субъектов и их органов, с одной стороны, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования, с другой стороны, выражающих интересы гражданского общества, населения.

Основными признаками государственно-общественного управления являются:

· совместная управленческая деятельность государственных и негосударственных структур по руководству образовательными проектами;

· процедура принятия решения государственным (муниципальным) органом управления образованием, предусматривающая обязательное согласование проекта решения с представителями общественности;

· делегирование части властных полномочий органов управления образованием структурам, представляющим интересы определенных групп общественности: планирование, контроль, оценка результата деятельности (общественная экспертиза, аттестация).

В последнее время в области общего образования наблюдаются процессы создания коллегиальных органов и структур, в соответствии с которыми осуществляется управление школой.

Направления развития государственно-общественного управления:

· создание органов государственно-общественного управления в школах;

· развитие школьного самоуправления;

□ деятельность органов педагогического самоуправления;

□ деятельность органов ученического самоуправления;

□ деятельность органов родительского самоуправления.

· участие общественных экспертов и общественных наблюдателей в оценке качества образовательных услуг:

□ в профессиональных конкурсных отборах;

□ распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;

□ аккредитации учреждения;

□ итоговой аттестации учащихся;

□ аттестации кадров.

· повышение открытости системы образования:

□ публичная отчётность;

□ работа Интернет-сайтов;

□ взаимодействие со СМИ;

· расширение социального партнёрства в сфере образования:

□ социальное проектирование;

□ шефская помощь;

□ реализация модели «Общественно-активная школа»;

□ обучение и подготовка кадров.

Привлечение представителей всех категорий участников образовательного процесса (родителей, педагогов, учащихся), а также представителей общественности к управлению деятельностью образовательных учреждений позволит обеспечить:

· повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

· повышение гражданской позиции взрослого населения страны;

· воспитание гражданского сознания в среде нового молодого подрастающего поколения;

· развитие солидарной ответственности всех субъектов образовательного процесса.

В управлении образованием на современном этапе предполагается гибкое сочетание усилий педагогического сообщества, коллектива учебных заведений, родителей, общественных объединений учащихся. В образовательном учреждении могут функционировать различные органы государственно-общественного управления.

Совет школы

Одним из коллективных органов управления является совет школы. Не является самостоятельным юридическим лицом. Управленческие полномочия регламентируются Уставом школы, который составляется на основе Типового положения. В совет школы входит не менее 8 человек. Совет избирается сроком на 1 год. Общешкольный совет в полном составе собирается один-два раза в год и решает стратегические вопросы: основные направления развития, пути повышения качества учебно-воспитательного процесса, определяют язык обучения и т.п. В течение года основную работу ведут комиссии, создаваемые советом школы.

Среди комиссий, входящих в состав совета школы, действует комиссия, занимающаяся вопросами, связанными с полиэтническим составом учащихся школы. Приоритетным направлением деятельности комиссии является предотвращение напряженности на национальной основе. Это связано с особенностями состава учащихся школы.

учащиеся

%

Россия

89,2%

Вьетнам

2,3

Армения

1,7

Таджикистан

1,7

остальные страны

каждая менее 1%

Комиссия выстраивает свою работу в рамках реализации программы Толерантность и с учетом участия школы в международном проекте по оценке качества образования.

Комиссии собираются раз в четверть, заслушивают ответственных за определенный участок деятельности, намечают пути реализации принятых решений. Оперативное руководство школой ведет президиум совета, в который входят руководители комиссий и члены администрации. Такая организация деятельности совета школы превращает его в действенный институт управления.

К компетенции Совета школы относится решение следующих вопросов:

- разработка Устава школы, внесение в него изменений и дополнений;

- разработка Правил внутреннего трудового распорядка школы;

- обсуждение проектов и утверждение локальных актов школы;

- рассмотрение и обсуждение вопросов материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса;

- контроль своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством РФ и иными нормативными актами;

- контроль работы подразделения общественного питания и медицинских работников в целях охраны здоровья детей и работников школы.

Попечительский совет

Неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. В состав Попечительского совета входит не менее пяти членов. В период между заседаниями руководство Попечительским советом осуществляет председатель.

В компетенции Попечительского совета:

- содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий школы;

- содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы;

- содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству его помещений и территории;

- заслушивает отчеты администрации и Педагогического совета школы по вопросам их деятельности;

- рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского совета Педагогическим советом.

В состав Попечительского совета входят представители родительского комитета школы. Для создания действенного государственно-общественного управления школой необходимо предоставить родителям учащихся реальные права и возможность влиять на школьную жизнь, почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.

Привлечение родительской общественности к управлению образовательным учреждением обеспечивает:

· осознание родителями равной с учителями ответственности за воспитание детей;

· использование в работе основ семейного воспитания;

· повышение педагогической культуры родителей;

· достижение взаимопонимания между детьми и взрослыми, изменение характера взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

С января 2011 года в школе работает отделение дополнительного образования детей Школьный спортивный клуб. Самоуправление школьного спортивного клуба осуществляет Совет ШСК, состоящий из представителей объединений обучающихся, родителей, педагогического коллектива и представителей социальных партнёров ШСК, избираемый ежегодно на собрании представителей классов. В состав Совета ШСК входят 7 человек. Заседания Совета ШСК проводятся не реже одного раза в четверть. Совет ШСК:

- принимает решение о названии ШСК;

- утверждает символику ШСК;

- избирает Президента ШСК;

- утверждает план работы на год и ежегодный отчёт о работе ШСК;

- принимает решения о приёме и исключении членов ШСК;

- организует проведение общешкольных спортивных мероприятий;

- отвечает за выполнение плана работы ШСК, заслушивает отчёты членов ШСК о выполнении запланированных мероприятий;

- обеспечивает систематическое информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о деятельности ШСК;

- обобщает накопленный опыт работы и обеспечивает развитие лучших традиций деятельности ШСК;

- готовит предложения руководителю ОУ о поощрении членов ШСК, обеспечивающих высокие результаты в организационной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе.

В школе действует еще один орган с участием учащихся детское общественное объединение Союз творческой молодежи. Самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе, по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей. Это объединение курирует взрослый. Приоритетным направлением объединения является культурно-массовая деятельность.

Участие детей в управлении школой позволяет им

· получить навыки коммуникации, взаимодействия в коллективе;

· развить лидерские качества, свои творческие способности;

· включиться в культурологическую деятельность.

Кроме перечисленных органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях могут действовать и другие:

ñ Управляющий совет;

ñ Инновационный совет;

ñ Экспертный совет;

ñ Научно-методический совет;

ñ Совет лицеистов;

ñ Совет гимназистов;

ñ Школьный парламент и др.

Состав этих органов в разных образовательных учреждениях неодинаков и масштаб их деятельности, а также степень участия членов и органов образовательного учреждения. К целям органов общественного самоуправления можно отнести реализацию образовательных потребностей и интересов учащихся, их родителей и педагогов.

Очевидно, государственно- общественное управление не должно вбирать в себя или подменять собою все структуры управления образованием, составлять их арифметическую сумму.

Целью государственно-общественного управления образованием в этом случае будет оптимальное сочетание государственных и общественных начал в интересах человека, социума и властей.

В числе основных назовем следующие его задачи:

· реализация законодательно определенных прав педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательными учреждениями; демократизация государственного управления образованием;

· удовлетворение потребностей и интересов участников образовательного процесса; развитие согласительных механизмов разрешения противоречий и конфликтов между всеми субъектами.

Литература

1. Журнал "Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах" №7 2011 год

2. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011). Пп. 2, 2.1 ст. 35, 52, п. 1 ст. 55

3. Зверева В.И. Как сделать управление школой успешным? – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

4. Лизинский В.М. Педагогическое, родительское и ученическое самоуправление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2005.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Уч. пос. / под ред. Смирнова С.А. - М.: Академия, 1998.

6. Сергеева В.П., Грицаева С.В. Основы управления педагогическими системами. Программно-методическое пособие. - М., 1999. Татур Ю.Г. Образовательная система в России: Высшая школа. Монография. - М., 1999.


Поделиться: