Поиск по сайту

Достижение метапредметных результатов образования в процессе изучения биологии в школе


Авторcтво: Ивашедкина Ольга Анатольевна, учитель биологии ГОУ лицей №281 Адмиралтейского района Санкт-Петербург


Приоритетом современного общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи и результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, умение разработать и проверить гипотезу, умение работать в группе, да еще в проектном режиме, проявить инициативу в принятии решений и т.п. Эти способности становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений [1].

Важное место метапредметным результатам деятельности учащихся уделяется в «Концепции федеральных образовательных стандартов общего образования». Здесь под метапредметными результатами понимаются «…освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях» [1]. Таким образом, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной и прочих сферах.

Согласно ФГОС, метапредметными результатами освоения выпускниками школы программы по биологии являются [3]:

1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал);

2. умение работать с разными источниками биологической информации;

3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Важная роль в достижении предполагаемых результатов принадлежит учебной исследовательской деятельности. Используя в качестве главного средства учебное исследование, исследовательская деятельность предпо­лагает выполнение учащимися учебных исследовательских за­дач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника или родителя. В процессе решения поставленной задачи, ученик проходит все этапы, характерные для научного исследования. С большой долей самостоятельности отбирает необходимую информацию из различных источников, анализирует, выдвигает гипотезу, ставит цели и задачи исследования. Наконец, проводит и оформляет результаты экспериментальной части, презентует их на защите работы, отстаивая полученные выводы. Все перечисленные умения, несомненно, носят надпредметный характер, и биология предоставляет богатый выбор тем для юных исследователей.

Однако, временные затраты, часто выходящие за рамки урочного времени, пугают не только учеников, но и потенциальных руководителей работ. Поэтому, рассматривая исследовательскую деятельность как образовательную технологию, можно вводить ее элементы на разных этапах урочной и внеурочной деятельности. К таким элементам можно отнести:

· Тренинги – для овладения специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, структурировать материал, доказывать свою точку зрения). Предложите ученикам подобрать аргументы в пользу выбранной ими гипотезы возникновения жизни на Земле или установить причину исчезновения динозавров и первый шаг к исследованию будет сделан.

· Экскурсии – как форма организации учебной деятельности, позволяющая изучать различные объекты в их реальном окружении. Для активизации учащихся во время экскурсии можно предложить им задания на сравнение, анализ увиденного или разработать маршрут – задание самостоятельного путешествия для старших школьников. Часто экскурсия служит стартовой площадкой для детских исследований, дает мощный импульс детскому мышлению, позволяя увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез.

· «Мини-курсы». Суть мини-курса проста: приглашенный специалист или учитель в течение нескольких занятий (по 40-45 минут) читает детям краткий курс по специально разработанной программе. Содержание курса обычно составляет круг его профессиональных интересов и обязанностей, обычно предмет его научных исследований. Это расширяет кругозор детей и создает базу для их собственных изысканий.

· Портфолио. Результатом работы на «мини-курсе», уроке или экскурсии может быть создание портфолио. Небольшое по объему (7 -9 страниц) представление своих знаний и впечатлений по выбранной теме. Использование подобной формы работы позволяет учащимся получить навыки в работе с литературными и электронными источниками, оформлении и структурировании отобранного материала и умении презентовать свою работу.

· Презентация. Ребенок должен знать, что результаты его исследований и творческого проектирования интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения. Во время выступления учащихся очень важно учитывать необходимость создания благоприятной психологической обстановки. Для этого необходимо тщательно подготовить текст выступления, настроить учащихся на корректно-доброжелательное отношение к коллегам.

Таким образом, постепенно осваивая навыки и умения необходимые в исследовательской деятельности, ученики более охотно и осознанно включаются в исследовательскую деятельность.

Рассматривая результаты исследовательской деятельности с точки зрения компетентностного подхода, можно определить их как формирование исследовательской компетентности, включающей в себя [2]:

· совокупность знаний в определенной области,

· наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования),

· способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Итак, можно утверждать, что исследовательская компетентность, формирующаяся в процессе учебной исследовательской деятельности школьников, может быть рассмотрена как один из образовательных результатов метапредметного характера.

Литература:

1. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования. – М., «Просвещение», 2010.

2. Ушакова О.В. Исследовательская компетенция / компетентность, ее место в системе образовательных компетенций //Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика», 2009.- №3.

3. www. standart.edu.ru


Поделиться: