Поиск по сайту

Музейная педагогика в духовно-нравственном развитии школьников. Традиционные и современные подходы


Авторcтво: Лукьянова Ольга Юрьевна, учитель истории, руководитель школьного музея ГОУ № 534 Выборгского района Санкт-Петербурга


Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и других ценностей. Таким образом, духовно-нравственное развитие школьников есть задача современного воспитания первостепенной важности, государственный заказ для общеобразовательной школы.

/Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html /

Какой смысл вкладывается в понятия духовность и нравственность?

Духовность – это состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. (Стр.339, Ожегов С.И. Словарь русского языка.)

Какие же ценности лежат в основе этих правил поведения, какие качества должны определять самосознание отдельного человека, и какие из них необходимы обществу?

В концепции ДНР школьников они перечислены: вечные и базовые национальные ценности – это свобода и справедливость, межнациональный мир и единство русской нации, семейные традиции и вера в Россию. Мы, как члены общества, должны руководствоваться ими в повседневной жизни. Мы, как граждане, должны развивать и защищать их. Мы, как воспитатели, должны прививать их нашим детям.

Для себя я выстроила понятийный ряд духовно-нравственного развития личности. Он получился следующим: Отчизна, Родина, гражданин, патриот, дом, семья, народность, дух, душа, духовность, любовь, верность.

Большинство этих слов, казалось бы, таких близких и понятных каждому с детства, с недавнего времени подвергаются девальвации и переоценке. Некоторые из них, такие как Родина и патриот, остаются в центре острых общественных дискуссий. Третьи – дух, душа, духовность – многими только для себя обретаются впервые. Таким образом, перед нами стоит задача, наполнить эти понятия живым содержанием. Заставить их зазвучать искренно и чисто, без фальшивых нот и лишнего пафоса. А учитывая то, что несколько слов из этого ряда имеют сокровенный характер, истинность понимания и чувствование подлинного смысла можно сохранить только тем, чтобы не произносить их, что называется, всуе, не отнимать «аромат у живого цветка».

В ДНР школьников большую роль может сыграть музейная педагогика. Ведь музейная педагогика – это инструмент, позволяющий музейному педагогу, научному сотруднику с помощью различных форм и методов музейной коммуникации обеспечить органическую связь между посетителями, экспонатом, исторической эпохой и внешним миром. Иными словами, она дает возможность школьнику соприкасаться с живой историей, а, как известно, история – наука, способная закладывать основы нравственности.

Моя работа как учителя истории, краеведения и руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания ученика без формализма, через активизацию его мыслительной деятельности и развитие эмоциональной сферы. К таким формам работы относятся: музейный урок и музейная игра, исследовательская работа и музейное занятие. Формы могут быть различными, главное чтобы они превращали ученика из пассивного созерцателя-экскурсанта в активного участника творческого познавательного процесса. Я определила для себя следующие цели работы по музейной педагогике, способные влиять на ДНР:

- формировать историческое сознание у школьника;

- воспитывать личностное отношение к культурно-историческому наследию России, ее народам;

- способствовать развитию любви и благодарности своей малой Родине, своей школе и семье;

- прививать вкус к общению с музейными ценностями;

- обучать навыкам «извлечения» знаний из исторических источников;

Достижению поставленных целей способствуют две наши школьные музейные экспозиции – музей Ученика и выставки Материальная культура горожан 20 века, существующих с 2003 и 2006 года соответственно.

На примере работы музея Ученика можно посмотреть насколько эффективными могут быть традиционные формы работы. Основное знакомство с материалами музея идет через традиционную экскурсию, которую проводят ученики – члены Музейного совета школы.

История школы, ее выпускников и учителей представлена в фотографиях, наградах, пионерской атрибутике, кратких рассказах-воспоминаниях.

Особое место в экспозиции занимают материалы, посвященные выпускнику школы Герою России Тимуру Сиразетдинову. Он – капитан отряда спецназа «Тайфун» - погиб 10 марта 2000 года, у поселка Комсомольский, в Чечне, при выполнении боевого задания по защите Родины. В последнее мгновение жизни Тимур закрыл собой своего командира. Это была его шестая боевая командировка. Он имел тяжелые ранения и мог бы больше не воевать. За предыдущие командировки – награжден высокими наградами: двумя орденами Мужества, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». В музее экспонируются личные вещи Тимура: берет, ремень, фляга и другие. Созданы презентации, имеются видеозаписи телепрограмм о Тимуре.

Текст экскурсии мы регулярно изменяем, дополняем новыми воспоминаниями, подыскиваем для описания жизни Героя новые «незатертые» слова.

Однополчане Тимура регулярно бывают в школе, в музее, участвуют в школьных мероприятиях. Крепка связь школы с матерью Тимура – Галиной Якубовной. Ребята Музейного совета ходят к ней в гости. А она сама непременно принимает участие в наших школьных делах. Несколько раз в году классы посещают могилу Тимура на Серафимовском кладбище.

Вот названия разделов экспозиции:

- Наша родословная;

- Счастлив тот, у кого за Родину сердце бьется (о том, чего достигли в жизни наши выпускники);

- Герой России;

- Край родной, навек любимый (о Выборгском районе);

- Учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле;

Отзывы учеников, родителей, посетителей нашего музея показывают, что материалы экскурсии оставляют след в душе, заставляют задумываться:

Музей – это гордость школы. Это наше прошлое. И мы не должны про это забывать. (Есина Наташа, 7 класс)

Музей должен быть потому, что мы, ученики, должны знать и чтить историю гибели ученика нашей школы Тимура Сиразетдинова. И вообще, в каждой школе должен быть музей, чтобы ученики знали историю своей школы. (Петрова Аня, 7 класс)

Мы должны знать наших предшественников, их заслуги, победы. Это полезно для примера. Тем более музей – это интересно, а особенно про судьбы людей. (без подписи)

Думаю, такой музей нужен каждой школе. Людям нужен символ. Куда идти, чему следовать. Без этого сложно двигаться вперед. Так или иначе, в жизни мы конкурируем друг с другом. И всякий мечтает, хоть в чем-то приблизиться или превзойти кумира. Смотря на героя, мы ставим себе цель и стремимся к ней. Мне кажется, что такие музеи немного способствуют прогрессу. (Задоя Настя, 11 класс)

Музей хранит память об учениках, выпускниках, учителях… Память, воспоминания – это важно. Тимур… С младших классов я уже слышала это имя. Он - Герой. Герой с большой буквы. Хотела бы я, чтобы обо мне со временем рассказывали в музее? Наверное, я пока не достойна такой чести. Но это мне сильно льстит. Было бы приятно… А вдруг я «зазвездюсь»?

(Нгуен Ле, 11 класс)

Два последних отзыва показывают, какое воздействие способна оказывать работа музея, последовательная и систематическая работа всей школы над именем Героя. Человек, совершивший подвиг, в честь которого поставлены памятники, не чужой и непостижимый, а почти свой, знакомый с детства. Вот учителя, которые его учили, говорят, что он не был отличником, но при этом очень старался. Вот друзья, которые ценят его за надежность и честность. Вот его мама, которая помнит его шалости и озорство, но всегда могла на него положиться. Чем-то он похож на тебя, твоего одноклассника. Характеристики. Дипломы. Благодарности. Награды. Образ Героя не принижается, но становится понятным, а его пример отношения к жизни заменяет сотни бесед о морали и нравственности.

Позже в школе появилась музейная выставка «Материальная культура горожан», куда вошли некоторые предметы и вещи за последние 100 лет, собранные учителями, школьниками и жителями микрорайона школы. Среди экспонатов: извещение о смерти бойца, погибшего в апреле 1945 года, письма и продуктовые карточки жителей блокадного города, предметы быта, радиотехнические приборы, редкие газеты, уникальные фотографии.

На основе экспонатов музейной выставки проводятся уроки, игры, развивающие занятия, то есть те самые инновационные формы музейной педагогики.

Урок-праздник «Игры и игрушки петербургских детей». Этот урок прошел уже пятилетнюю проверку и с каждым годом становится только ярче. С разработкой этого урока я приняла участие в районном конкурсе «Урок с использованием ИКТ» и заняла второе место. Он проходит для первых классов и воспитанников детского сада перед Новым годом и Рождеством под волшебную музыку П.И.Чайковского в нарядно украшенном зале. Традиционно мы проводим его совместно с учителем музыки Смирновой Н.М.

Задачи урока:

1.Приобщить учащихся к миру материальной культуры горожан, показать изменения во времени традиционных игр и игрушек;

2.Развивать музыкально-эстетические чувства учащихся;

3.Воспитывать уважительное отношение к окружающим бытовым предметам, петербургским семейным традициям;

Герои урока – игрушки: и из музейной выставки – старенькие, неяркие и позабытые, и новые современные, которые дети приносят с собой. На уроке они узнают, какие метаморфозы происходили с их любимыми игрушками в течение столетия. Занятие построено таким образом, что у ребят просыпаются не только любознательность и уважение к игрушкам и их создателям, но и сострадание. Этому во многом способствует «Детский альбом» Чайковского («Болезнь куклы», «Похороны куклы»). В этом году музыка звучала в исполнении профессионального струнного квартета с флейтой.

Отзывы об этом уроке всегда только положительные. Ведь дети не только зрители, они и участники. Девочки танцуют как куклы, мальчики маршируют как деревянные солдатики, и все вместе они отгадывают старинные загадки и, конечно, поют. Дом, семья, любовь, верность, забота, духовность – на этих понятиях построен весь урок.

Урок «Русская изба». За годы своего существования выставка пополнилась предметами деревенского быта: сундук, прялка, ухват, лапти, коромысло и другими. Появилась возможность создать урок, посвященный русским народным традициям. Этот урок проводится пятиклассниками,

детьми первого года обучения в кружке «Необыкновенная история обыкновенных вещей». Это их своеобразная зачетная работа. Уроки проходят с первого по пятый класс. Рассказ ребят о предметах быта и ремеслах сопровождается видеорядом, русскими народными песнями. В зависимости от того в каком классе, на каком предметном уроке проходит это занятие, можно решать и разные задачи. Например, проводя урок в пятом классе совместно с учителем литературы Е.А. Нечитаевой, мы дополнили содержание урока формами устного народного творчества: частушками, прибаутками, пословицами, скороговорками. И ведущие, и зрители активно «втянуты» в урок – выполняют шутливые задания, получают призы: пряники, сушки, баранки. Так не навязчиво, в живой увлекательной форме дети узнают то, что, к сожалению, в настоящее время многими забыто, но что является основой знаний о русских истоках. Разработка этого урока получила Диплом 3 степени на районном конкурсе 2010-2011 учебного года «Мой лучший урок».

Для старшеклассников познавательным и воспитывающим уважение к школьным традициям стал музейный урок «Дореволюционные школы Санкт-Петербурга». Урок составлен на основе экспонатов Музейной выставки с привлечением интересных видеоматериалов.

Для пробуждения интереса к своей Малой Родине провожу уроки «Улицы Лесного», «Учебные заведения Лесного», «Научные учреждения Лесного», урок-игру «Быт лесновцев 30-х годов». (Смотри приложение) По материалам музейной коллекции и архивным данным старшеклассники пишут исследовательские работы о школах Лесного. Юные исследователи ежегодно занимают призовые места на районных и городских конкурсах.

Но, конечно, совершенно особое место занимает блокадная тема. Из года в год в интерьере блокадной комнаты, который мы воссоздаем по воспоминаниям очевидцев, организуются уроки Мужества и Блокадные уроки, проводятся конференция «Хранители Памяти» и литературно-музыкальная постановка «Ленинградский реквием». О силе воздействия на зрителя «Ленинградского реквиема», поставленного совместно с библиотекарем Л.Ю. Старовойт, можно судить по отзывам:

До глубины души меня затронул этот спектакль! Ребята так вжились в свои роли, что я, словно, попала туда, в блокаду. А чувства, которые переполняли артистов, ложились мне прямо в сердце! (Гуща Д.,6-а)

Я заставлял себя смотреть страшные блокадные слайды. Но, не видя их, нельзя понять, почему мы чтим память тех, кто пережил блокаду. Люди, пережившие блокаду, герои. Вечная им память! (Филин С., 6-а)

После этого спектакля я многое осознал. Умирающий мальчик Юра Рябинкин, корил себя за свой поступок: он съел кусочек хлеба, предназначенный для всей семьи. Как он переживал! Люди нашего времени боятся признаться даже в малейших ошибках! Войдя в зал, я сразу попал в атмосферу тех дней, я, как будто, сам находился в этой квартире! (Соловьев Р.,8-б)

Чувство глубокого уважения вызывает работа авторов и участников проекта «Ленинградский реквием». С первых минут сцена погружает в атмосферу того ужасного времени. Игра актеров – школьников удивляет своей проникновенностью. На протяжении всего спектакля трудно сдержать слезы. Сидя рядом с сыном и его одноклассниками, думаю, что им трудно понять чувства детей, оказавшихся в блокадном плену. Чуть оглянувшись, вижу грустные лица школьников, глаза наполнены слезами – они понимают… Именно такие проекты помогают им это понять.

p.s. Мир начинается в семье. Мама ученика 4-б класса Н.В. Львова

Каждый год к блокадным дням я разрабатываю новый сценарий занятия. В этом году для учеников пятых классов был разработан и проведен урок «Дети блокадного города». В основу сценария были положены воспоминания детей – блокадников Детского дома № 9 в Лесном. Мне было важно, чтобы пятиклассники соприкоснулись с болью и страданиями своих сверстников, на долю которых выпала война. Классный руководитель 5-ш класса О.А. Чоп провела урок по моему сценарию силами самих ребят. В ответах на мои вопросы дети написали следующее:

Я старался как можно лучше рассказать свою часть текста. Мне было очень жалко блокадников.

Я рассказывала, сколько было жертв, про дистрофию. Я испытала большую благодарность к тем, кто умер, спасая наш город. Я поняла, что пережили эти люди.

Я думал об умерших от голода, чуть не плакал, мне хотелось попасть в блокадный Ленинград и всем помочь.

Я считаю, что ленинградцам было очень тяжело взять себя в руки, не умереть, пережить утрату родственников. Я чувствовала, что я уже повзрослела.

Единственные уроки, которые я традиционно провожу сама – это уроки Мужества, допускаю детей только на выполнение определенных ролей. Это объясняется тем, что на подобном уроке не может быть случайностей, все моменты, слова, паузы должны быть продуманы и точно выполнены. Очень важны интонации, исходящие из подлинных чувств и переживаний, которые дети не всегда могут испытать и передать. Не может быть и зазубренных текстов, слово должно быть доверительное, огромное значение имеет и мимика. Как видно из отзывов, пятиклассники поняли, прочувствовали материал и старались передать содержание, как можно лучше.

Для старших классов я подготовила урок «Адреса Памяти в Лесном». По ходу урока учащиеся узнавали, где был хлебозавод, где отоваривали хлебные карточки, куда в блокадную зиму жители Лесного ходили за водой, куда отвозили умерших. Отклики я получила горячие, неравнодушные и заставляющие задуматься. Из 106 человек 8 – 11 классов, участвующих в анкетировании, с уроков Памяти узнают о блокаде 78 человек, из рассказов родственников – 65, из учебников – 42, из СМИ – 37. На вопрос: «Как в вашей семье вспоминают о подвиге ленинградцев», половина (54 человека) ответили – за праздничным столом, 47 человек – «относим цветы к памятникам», 37 – «зажигаем поминальную свечу». 8 человек ответили, что никак не вспоминают («Мы приезжие», «У нас никто в блокаду не жил» и так далее). Только в 10 анкетах – «разговариваем с родителями, обсуждаем», в 18-ти – «помогаем ветеранам», в 12-ти – «поздравляем бабушек и дедушек». Подобная ситуация налагает на организаторов Блокадных уроков огромную ответственность. И то, что мне написали школьники о своих впечатлениях: «испытал(а) чувства гордости (17 человек) и скорби (30 человек)», «после Урока я задумался» (32 человека), «не хотелось говорить на веселые темы, улыбаться» (5 человек), «долго не мог забыть» (10 человек), «испытал чувство потрясения» (5 человек), «не смогла сдержать слезы» (4 человека), наверное, говорит об успешности Урока. Но мне бы хотелось, чтобы Урок у большинства участников вызывал побуждение к действию, как у тех, кто написал: «после урока искал(а) новую информацию, расспросил близких», «захотелось сходить на кладбище», «решила обязательно подарить цветы бабушке» и даже «размышлял о смысле жизни».

С момента открытия музея прошло уже восемь лет. За эти годы сложилась определенная система работы с Музейным советом, экскурсоводами, юными исследователями, появились музейные традиции (Смотри приложение). Работа с активом начинается с музейного кружка «Необыкновенная история обыкновенных вещей». Обычно в этот кружок записываются пятиклассники, начинающие изучать историю как предмет. В течение года на еженедельных занятиях они знакомятся с историей происхождения и изменения во времени окружающих вещей. Исследуя экспонат, они учатся «считывать» с него информацию: где, когда и как он был создан, из какого материала, как служил людям и как люди относились к нему. Они составляют небольшие рассказы о происхождении вещей. Так появляются фрагменты будущей экскурсии по теме «Экспонат рассказывает» или «Русская изба». С этими уроками или экскурсиями они выступают перед своими одноклассниками, учащимися младших классов. Занятия в кружке в течение года помогают детям определить, насколько серьезно их увлечение, готовы ли они в дальнейшем работать в Музейном совете, проводить экскурсии. Так пополняется Музейный совет.

В настоящее время действует уже третий состав Совета. Между Советами разных составов существует преемственность, ведь с уходом выпускников остается следующее поколение. Заседания Совета проходят один раз в месяц. На них составляются планы работы на ближайшее время, обсуждаются проведенные дела. Для создания коллектива, для лучшего взаимопонимания Музейный совет и кружок проходят за чашкой чая. Ко всему прочему, благодаря чайному столу мы не теряем времени на столовую, быстрее собираемся.

Все экскурсии и большинство музейных уроков проводят учащиеся. Вместе мы отрабатываем текст, согласуем его с видеорядом, с музыкой. Некоторые экскурсии составляются на основе исследовательских работ, проведенных детьми. Так темы: «Блокадные письма», «Дневник смолянки», «Дневник Владимира Рому», «Школы Лесного» стали основой музейных занятий, музейных уроков и экскурсий.

Бывают для экскурсоводов и особые дни, когда перед ними проходят все классы – с первого по одиннадцатый. Это дни памяти Тимура Сиразетдинова: 20 января – День рождения и 10 марта – День гибели. Для каждого класса перед Минутой молчания – краткий прочувствованный монолог ведущего. Для экскурсоводов это сложное и ответственное испытание.

Не менее ответственным являются экскурсии для жителей микрорайона. Подобные встречи бывают перед Днем Победы, когда на праздник приходят ветераны, блокадники. Открыты наши музеи и в дни Выборов для всех жителей микрорайона, и в Дни Открытых дверей для родителей.

А самым радостным для многих экскурсоводов днем считается День первоклассника. Проходит он для самых младших в школе в конце первой учебной четверти. Мы знакомим детей с музеем, и для некоторых из них – это первый музей в их жизни.


Поделиться: