Поиск по сайту

Школьный врач: некоторые аспекты работы


Авторcтво: Титарева Е.П., школьный врач


«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А. Шопенгауэр

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро.  Ученые бьют тревогу: по статистике сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины учащихся отмечаются функциональные отклонения.

Эта статистика мне,  школьному врачу,  хорошо знакома. На диспансерном учете в нашей школе в 2009 году стояли 30 % учащихся, в 2010- 27%.

Ведущими формами хронической патологии являются:

-болезни органов дыхания

- болезни костно-мышечной системы

- больные глаза и его придатки

У многих детей заболевания протекают в хронической форме, так, детей с больным и ослабленным зрением – 15% от общего их числа , с заболеваниями нервной системы и психическими  расстройствами -13%, болезнями органов дыхания- 19%, болезнями костно-мышечной системы (в том числе сколиоза)– 17%.

При анализе хронической заболеваемости % детей, стоящих на «Д» учете также значителен:

год

всего

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Общая заболеваемость

2007

34%

20%

52%

28%

457,2

2008

33,2%

24%

55%

21%

512,3

2009

30,4%

26,3%

65,7%

14%

565,6

Распределение детей по группам здоровья:

год

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

всего

78 (11%)

484(66%)

161(22%)

11(1%)

1-4 классы

33

256

35

2

5-9 классы

41

206

107

3

10-11 классы

4

22

19

-

Малоподвижный образ жизни становится нормой как для  взрослых  так и для  детей, телевидение и компьютерные игры, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия, сменяющаяся агрессивностью;  уличный шум, громкая музыка, сотовые телефоны – все это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонений в здоровье уже в школьном возрасте. Ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем,  у него появляются трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания, усвоения учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи.

На школу возлагаются обязательства как учебные, воспитательные, так и по охране здоровья детей. Именно школа с 1-го класса способствует воспитанию у детей привычек, а затем и потребности  здорового образа жизни. В этой работе необходимы усилия всех. Вместе с учителями мы, медики,стараемся вносить существенный вклад в охрану, поддержание здоровья учащихся.
В рамках здоровьесберегающей деятельности школы со стороны нас, специалистов - медиков, проводятся:

- диспансеризация;
- профилактические прививки;

- профилактические осмотры;

- беседы о здоровье с учащимися;
- беседы о здоровье с родителями;

- проведение текущего медицинского обслуживания учащихся всех классов: диагностика и терапия острых заболеваний, оказание помощи при травмах;

- оповещение родителей о проведении прививок по необходимости;
- выдача медицинских справок для отдельных детей;
Совместные действия администрации, педагогического коллектива, родительской общественности и медиков дают свои результаты. Организуемая в разных формах спортивно-оздоровительная работа с детьми и подростками, организация и качество школьного питания, выполнение норм санитарии и гигиены в школьной жизни, - все эти и многие другие вопросы решаются совместно. Особое внимание уделяется просветительской и профилактической работе со всеми участниками образовательного процесса. Так в 2009-10 учебном году мною, школьным врачом, было подготовлено и прочитано учащимся школы разных возрастов 4 лекции по правилам гигиены, правильного питания, о вреде курения. Дважды  я выступала на родительских собраниях, неоднократно на совещаниях при директоре по разным направлениям здравоохранительной работы в школе. С учащимися классов проведено 52 беседы, в том числе, о профилактике гриппа, правилам поведения во время карантина, о необходимости прививок. Со старшеклассниками в рамках Всероссийского дня здоровья проведены беседы о вреде курения, наркомании. С помощью санитарного актива учеников оформлены санитарные листки о социально-опасных заболеваниях

Практика показывает, что школьный врач, сам по себе, мало что может сделать, и эффективность его работы  в образовательном учреждении, в значительной мере, зависит от совместных усилий и педагогов, и родителей, и учащихся при грамотном управлении  школьной администрации, сознающей задачи, стоящие перед современной школой.


Поделиться: