Поиск по сайту

Развитие исследовательского поведения дошкольников


Авторcтво: Березницкая Татьяна Андреевна, воспитатель ГДОУ №11 Калининского района Санкт-Петербурга


«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Китайская пословица

В современном постиндустриальном обществе потребность в людях обладающих критическим, творческим мышлением, решающих разнообразные проблемы и умеющих думать самостоятельно, очень велика. Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому исследовательское поведение рассматривается как стиль жизни современного человека. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска является важной задачей современных ДОУ и семьи.

Как же воспитать человека, отвечающего этими требованиям? Когда начинать обучение? Эти вопросы давно стоят перед родителями и педагогами. Одно из направлений решения этой проблемы – развитие исследовательского поведения у дошкольников.

Опыт показывает, что проектно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.

Исследовательское поведение для дошкольника – важнейший источник получения представлений о мире. Чаще обучение строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а преимущественно на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Между тем неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже к психическим заболеваниям.

Уровень развития исследовательских способностей дошкольника обусловлен и генотипом, и средой, в которой живет и развивается малыш. Профессор кафедры психологии МПГУ, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».

Как же разглядеть и поддержать первые ростки детского исследовательского поведения уже в младшем дошкольном возрасте?

В первую очередь это отсутствие искусственных ограничителей детской территории, многочисленных запретов: «туда не ходи», «там не ползай», «руками не трогай», «стой рядом, а то испачкаешься», невнимания к детским вопросам: «не говори глупости», «отстань», «не приставай», пренебрежительного отношения к детским выводам и умозаключениям. Внешнее, насильственное ограничение поисковой активности ребенка приводит к снижению потребности в исследовательском поиске. Во-вторых, это хорошо организованная предметно-развивающая среда в группе, стимулирующая ребенка к исследовательской деятельности. В третьих, работа с родителями, вовлечение их в образовательный процесс по формированию творческого исследовательского поиска.

Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать три элемента:

· развитие у детей исследовательских умений и навыков;

· детскую исследовательскую практику;

· мониторинг исследовательской деятельности дошкольников.

Ребенка необходимо целенаправленно обучать, давать ему знания, развивать и совершенствовать необходимые в исследовательском поиске умения и навыки. В ходе тренинга развития исследовательских способностей дошкольников следует обучать специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательского поиска.

К ним относятся следующие знания, умения и навыки:

· видеть проблемы;

· ставить вопросы;

· выдвигать гипотезы;

· давать определение понятиям;

· классифицировать;

· наблюдать;

· проводить эксперименты;

· делать умозаключения и выводы;

· структурировать материал;

· готовить собственные мини-доклады;

· объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Задачи это трудные, но, будучи адаптированы к возрасту, они на практике решаются успешно. Дети работают с интересом и удовольствием.

Мониторинг исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в специально созданных проблемных ситуациях осуществляется по следующим показателям:

1. Интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы.

2. Самостоятельность, инициативность в поисковых действиях.

3. Способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества).

4. Результативность (результат адекватный цели, частичный результат, отсутствие результата).

5. Настойчивость, вариативность исследовательского поиска.

6. Положительно-эмоциональное отношение к экспериментированию.

Еще одним методом активизации поисковой деятельности дошкольников является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Дети этого возраста характеризуются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

Проект дошкольника неизбежно включает основные элементы: выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования), выработка гипотез; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; обобщение полученных данных; подготовка и защита проекта (сообщение, доклад, создание макета…). Толчком к началу проекта может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Чем больше ребенок задаст вопросов, тем лучше. Эти вопросы помогают собрать как можно больше исходного материала, который потом будет классифицироваться. В дошкольном возрасте дети еще не умеют читать и писать, поэтому необходимо их научить пиктографической «грамотности» - использование значков и картинок. При помощи этих картинок-рисунков дети в дальнейшем смогут воспроизвести некоторый текст. Хорошо, если у каждого ребенка есть специальная «папка исследователя». С этой папкой ребенок передвигается в некотором пространстве проектной деятельности. Если он узнает что-то новое, то в его папке появляется новый рисунок-запись.

Далее ребенок выдвигает гипотезу. Дети постоянно выдвигают различные предположения по поводу того, что они слышат, видят, чувствуют. Умение выдвигать гипотезы ребенком тесно связано с умением ставить вопросы и искать на них ответы разными способами. Здесь педагогам необходимо подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально сможет реализоваться как исследователь.

Сбор материала. Он может происходить из различных источников. В отличие от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предполагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятий акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.

В процессе работы с детьми, для каждого ребенка использовался свой уровень реализации проекта:

· Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстояло найти ребенку

· Педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок искал самостоятельно (на этом уровне допускался коллективный поиск)

· На высшем уровне постановки проблемы, поиск ее методов исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1. постановка цели;

2. поиск формы реализации проекта;

3. разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4. организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5. определение направлений поисковой и практической деятельности;

6. организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7. работа над частями проекта, коррекция;

8. коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности

К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить карту нашего района, альбом «Мой выходной день», афишу к спектаклю, гербарий, фотографии к альбому «Моя семья» и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание. Прежде чем раздать задания, воспитатель должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью», а в случае необходимости воспитатель мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

Последний этап проекта — защита — всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта. Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Список используемой литературы:

1. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших дошкольников. Начальная школа (Первое сентября). -2006.- №10

2. Егорова Т. А. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности. Исследовательская работа школьников. 2004. №2.

3. Короткова Н. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Ребенок в детском саду – 2002. №1.

4. Поддъяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии.-1996. №4.

5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.


Поделиться: