Поиск по сайту

Пословицы и поговорки в начальной школе: на уроках и во внеклассной работе.


Авторcтво: Телегина Наталья Алексеевна, учитель начальных классов ГОУ СОШ № 106 Приморского района Санкт-Петербурга


Величайшее богатство народа — его язык!

Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Необходимо воспитывать у детей уважение к живому народному языку — сокровищнице народной мудрости.

Пословицы дошли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. В них всегда можно было найти небесполезный совет, как поступить в том или ином случае жизни, ведь они охватывают все стороны жизни народа, отражают народные представления о природе, о Родине, о труде, о семье, о нравственности, об уме и глупости, о добре и зле.

Но многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи?

Сегодня старинные пословицы ещё живут в нашем языке: и в разговоре, и в книгах. Пословицы ещё украшают нашу речь, делают её живой, остроумной. Но уже всё чаще мы слышим язык шаблонный, сухой, где много иноязычных слов.

Нам всё чаще приходится задумываться о том, какой вклад мы можем внести в сохранение и развитие русского языка?

Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ведь в пословицах остаётся много свежего, волнующего своей значительностью.

Изучение пословиц и поговорок может сыграть важную роль в интеллектуальном и нравственном развитие младших школьников, поможет пополнить словарный запас учеников, сохранить богатство русского языка, как величайшее наследие наших предков. Если наши дети будут владеть знаниями пословиц и поговорок, то они смогут чаще употреблять их в своей разговорной речи, делая этим её образной и яркой.

Варианты применения пословиц и поговорок на различных уроках в начальной школе очень разнообразны. В процессе обучения очень часто возникают педагогические ситуации, в ходе которых пословица может настроить на работу, способствовать активизации познавательной деятельности ребятишек.

У каждого учителя есть свои наработки в данной области. Я же хочу поделиться своим опытом работы с пословицами. Надеюсь, что он будет полезен для Вас. Предлагаю вам следующие варианты применения пословиц и поговорок в процессе обучения.
1. Чтение Благодаря обобщенному характеру пословиц и поговорок, на уроках чтения их можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания,

иллюстрировать свою мысль и обобщать ее в краткой форме, формировать понятие подтекста, развивать устную речь, воображение.

Виды работ с пословицей на уроках чтения:

· выбор пословицы, наиболее близкой к основной мысли произведения;

· подбор пословиц, наиболее точно характеризующих того или иного героя;

· составление плана произведения;

· упражнения в постановке логического ударения;

· дидактическая игра «Собери пословицу»:

Цель: развитие литературного вкуса и логического мышления.

Берётся достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей – восстановить исходное предложение.

Найти исходный вариант и обсудить с ребятами, почему именно этот вариант остался в памяти народной?

Такая работа помогает понять детям, почувствовать, как изменяется суть целого от перемены мест отдельных частей.

· Дидактическая игра «Крокодил с головой петуха»

Цель: развитие литературного вкуса, логического мышления, памяти.

В условии даны пословицы, имеющие чужой «хвост», то есть соединены начало одной и конец другой. Надо найти соответствие между «головой» и «хвостом».

Пример: Хозяин весел – при матери добро.

Ехал бы в гости, а на сердце – лёд.

На языке – мёд – и гости радостны.

При солнышке тепло, да никто не зовёт.

( Хозяин весел, и гости радостны. Ехал бы в гости, да никто не зовёт. На языке – мёд, а на сердце – лёд. При солнышке - тепло, при матери – добро.)

2.Русский язык. На уроках русского языка диапазон применения пословиц и поговорок очень широк. Пословицы и поговорки – это благодатный материал для обучения тому, как одну и ту же мысль можно выразить разными словами. Они незаменимы в обучении русскому языку. Они делают речь живой, красочной. Знание русских пословиц и поговорок приобщает к народной мудрости, обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память, логическое мышление, творческое воображение. От урока к уроку растет запас выученных пословиц и поговорок, которые ученики могут записывать в специальный словарик.

Виды работ с пословицей на уроках русского языка

(развитие речи):

· подбор пословицы как эпиграфа к сочинениям;

· творческая работа «Картинка+рассказ+пословица»:

Цель: развитие творческого воображения, развитие связной устной речи.

Каждому ученику даётся сюжетная картинка и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил данную пословицу.

Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные.

Пример: Однажды сидела птичка на пне. Мимо шли две кошки. Они увидели птичку и одновременно прыгнули на неё. Птичка улетела, а кошки столкнулись лбами.

( Поспешишь – людей насмешишь.)

Пример: Мальчик хотел стать укротителем. Увидел – сидит лев. Стал его дрессировать. Лев зарычал. Мальчик испугался и убежал. А это была его собачка в маске льва. (У страха глаза велики.)

· Дидактическая игра «Антипословицы»:

Цель: закрепление знаний слов-антонимов, расширение словарного запаса учащихся.

Научившись понимать смысл пословиц, можно попробовать составлять пословицы с противоположным значением.

Пример: Пришла беда – отворяй ворота.

Находим антонимы: пришла-ушла (улетела); беда – счастье; отворяй – закрывай. Разобрав это, можно получить антипословицу:

Улетело счастье закрывай окна.

Конечно, проще по уже данным антипословицам угадывать исходные:

Мужик на телегу – коню тяжелее. – Баба с возу – кобыле легче.

Коротка ночь до зари, коли много работы. – Долог день до вечера, коли делать нечего.

· Дидактическая игра «Найди пару»:

Цель: понимание смысла пословицы, развитие логического мышления, расширение словарного запаса.

Пословицы даются под номерами. Нужно указать номера пословиц, которые имеют схожий смысл.

Пример: 1.Кто грамоте обучен, тому не пропасть.

2.Руби дерево по себе.

3. Знания никому не в тягость.

4. Без корня и полынь не растёт.

5. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

6. По Сеньке и шапка.

Правильные ответы будут 1-3; 2-6; 4-5.

· Упражнение «Найди лишнюю пословицу»:

Детям предлагается выбрать одну лишнюю пословицу из четырёх, объяснив своё решение.

Хвастать – не косить, спина не болит.

Не спеши языком – торопись делом.

Язык до Киева доведёт.

От слова до дела сто перегонов.

При поверхностном рассмотрении первую пословицу можно посчитать лишней, так как в последующих трёх речь о языке, слове, а в первой об этом сказано не явно. При более подробном рассмотрении оказывается, что суть первой, второй и четвёртой пословиц сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно, лишней является третья пословица.

Использование пословиц

при изучении слов с непроверяемым написанием:

Виды работ с пословицей:

· зрительный диктант;

· письмо по памяти;

· объяснение подтекста, скрытого в пословице;

· нахождение рифмы.

Предлагаю вам подборку пословиц, которые можно использовать при введении новых словарных слов.

Родина

Человек без родины, что соловей без песни.

Человек и общество

На вкус и цвет товарища нет.

У коллектива – большая сила.

Герой за славой не гонится.

Человек без родины, что соловей без песни.

Русский солдат не знает преград.

Сам погибай, а товарища выручай.

Работа

Рукам работа – душе праздник.

Каждая работа хороша, когда работаешь с желанием.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Одежда

Не одежда красит человека, а добрые дела.

На чужой роток не накинешь платок.

Обувь

По размеру ноги выбирай сапоги.

Инструменты.

Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.

Без топора – не плотник, без лопаты – не огородник.

Транспорт

Тяп да ляп не выйдет корабль.

Даже большой корабль может затонуть от маленькой течи.

Машина любит ласку, чистоту и ласку.

Не трактор пашет, а тракторист.

Обед

Худ обед, когда хлеба нет.

Не будет молока, коли у коровы тощи бока.

Время

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

Летний день месяц кормит.

Природные явления

Зимний ветер морозу помощник.

Город

Смелость города берёт.

Что в деревне ни родится, то в городе пригодится.

Всякая дорога вдвоём веселей.

На своей улице смела и курица.

Школа

Плохой карандаш лучше плохой памяти.

Покажи свои тетрадки, и я скажу, кто ты.

Урожай.

Пшеница – среди хлебов царица.

Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.

Огород

Без капусты щи не густы.

Картофель – хлебу подспорье.

Всякому овощу своё время.

Зелен помидор не вкусен, млад человек не искусен.

Растения

Растение – земли украшение.

Спустя лето по малину не ходят.

Яблоко от яблони недалеко катится.

Птицы

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Соловей месяц поёт, а ворона весь год каркает.

Сорока на хвосте весть принесла.

Животные

Старую лисицу хитростям не учат.

Два медведя в одной берлоге живут.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Коровки с поля – и пастуху воля.

Кто боится медведя, тот боится и его следов

Посуда

Посуда любит чистоту.

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются

различные орфограммы русского языка,

способствует совершенствованию навыка грамотного письма,

развитию орфографии ческой зоркости.

Гласные после шипящих

Сочетания ча, ща.

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Яйца курицу не учат.

Сам погибай, а товарища выручай.

На вкус и цвет товарища нет.

Чай пить – не дрова рубить.

Январь – году начало, зиме – середина.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Сочетания жи, ши.

В чужие сани не садись.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Конь бежит, земля дрожит.

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

Шила в мешке не утаишь.

Чужим богат не будешь.

Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Век живи – век учись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Знания – дело наживное.

Сочетания чу, щу.

Чужим богат не будешь.

Всякому овощу своё время.

Чужая душа – потёмки.

На чужой роток не накинешь платок.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Ложка дёгтя в бочку мёда.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Старый друг лучше новых двух.

Имена собственные

Москва – мать городов русских.

Ехал в Казань, заехал в Рязань.

У лодыря Егорки, всегда отговорки.

Куда Макар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до Киева доведёт.

Правописание слов с ь – показателем мягкости

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Осень – перемен восемь.

Больному всё горько.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Отец и мать – священные слова.

Разделительный мягкий знак

Картофель – хлебу подспорье.

Бьётся, как рыба об лёд.

Здоровью цены нет.

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Осенью у воробья пир.

Ученье – путь к уменью.

Апрельские ручьи землю будят.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прольётся.

Где хотенье – там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Откладывай безделье, не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счастья.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Разделительный твёрдый знак

Лето собирает, а зима съедает.

Ветер снег съедает.

Съел бы пирог, да в печи сжёг.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь и ядра.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

Золотые руки не знают скуки.

Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

Красота приглядится, а ум пригодится.

У страха глаза велики.

За старой головой, как за каменной стеной.

Слезами горю не поможешь.

Конь узнаётся при горе, а друг при беде.

Звал гостей, а накупил костей.

Большой говорун – плохой работник.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играю.

Утро вечера мудренее.

Беда ум родит.

За худой головой и ногам не покой.

У страха глаза велики.

Не на пользу читать коли только вершки хватать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие плоды.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

Зерно в колосу, торопись сжать полосу.

Всякому мила своя сторона.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Береги нос в большой мороз.

Не бросай слов на ветер.

Кошка клубком – на мороз.

В зимний холод всякий молод.

Кошка на порог, а мышка в уголок.

Старый друг лучше новых двух.

Кто любит труд, того люди чтут.

Терпенье и труд всё перетрут.

Сорвать прут не большой труд.

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду режь.

Бровь да глаз рядом живут.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

Мёд есть – в улей лезть.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хрен редьки не слаще.

Мал золотник, да дорог.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок - год хорош.

Парные звонкие и глухие согласные перед согласными

Красна ягодка, да на вкус горька.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Ложка дёгтя в бочку мёда.

Сладким портят, а горьким лечат.

Легко сказать, да тяжело сделать.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

По Сеньке шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Сядем рядком да поговорим ладком.

На мышку и кошка зверь.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Хвост голове не указка.

Непроизносимые согласные

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

Счастливым и красивым делает человека работа.

И на нашей улице будет праздник.

Лодырь да бездельник – им праздник и в понедельник.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Народ любит смелых и честных.

Учиться никогда не поздно.

Двойные согласные

Думай медленно, работай быстро.

Москва – мать городов русских.

Ссора до добра не доводит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

У коллектива – большая сила.

Истинную цену розе знает лишь соловей.

Весенний день год кормит.

Ленивому каждый день суббота.

Отец и мать – священные слова.

Предлоги и приставки

Скромность всякому к лицу.

Совесть без зубов, а гложет.

Сорока на хвосте принесла.

Без труда нет плода.

День на минуту, болтовни на час.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Замолчал, как воды в рот набрал.

Легко сказать, да тяжело сделать.

Снегирь под окном чирикает, к оттепели.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Это ещё вилами на воде написано.

Одна пчела не много мёда натаскает.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Белый свет не клином сошёлся.

Ум за разум зашёл.

Подал ручку, да подставил ножку.

Легко чужими руками жар загребать.

Нашла коса на камень.

Правописание существительных с шипящими на конце

Белый лебедь серому не товарищ.

Сытый голодному не товарищ.

Будет день – будет и ночь.

Всякая вещь хороша на своём месте.

Здоровому врач не нужен.

Как в мае дождь – так и будет рожь.

Даст небо дождь, а земля рожь.

Ложь человека не красит.

Летом свет во всю ночь.

Правописание не с глаголами

На чужой роток не накинешь платок.

Спустя лето по малину не ходят.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

С огнём не шути и воде не верь.

По снегу грибы не ищи.

Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.

Где не бывал, о том не сказывай.

Не хвастай силой, не хвались умом.

Семеро одного не ждут.

Старую лисицу хитростям не учат.

Безударные падежные окончания имён существительных

Капля по капле и камень долбит.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

При солнышке тепло, при матери добро.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Не грози щуке морем.

Чему научишься в молодости, пригодится в старости.

Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.

Друг познаётся в опасности.

Безударные окончания имён прилагательных

Горькая правда лучше сладкой лжи.

Держись старого друга.

Старый друг лучше новых двух.

Малое слово большую работу творит.

Чёрная земля золотую рожь родит.

Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождливое лето хуже осени.

Зима снежная – лето дождливое.

Маленькое дело лучше безделья.

На трусливого человека всегда собак много.

Хорошие речи приятно слушать.

Глаголы на – тся, ться

Что в деревне ни родится, то в городе пригодится.

Грамоте учиться - всегда пригодится.

Учиться никогда не поздно.

С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.

Волков бояться – в лес не ходить.

Где тонко, там и рвётся.

Слухами земля полнится.

Пуганая ворона куста боится.

В тихом омуте черти водятся.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Безударные личные окончания глаголов

Мир строит, а война разрушает.

Доброе слово само себя хвалит.

Смелый побеждает, а трус погибает.

Правда глаза колет.

Совесть без зубов, а гложет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Своя ноша не тянет.

Кто не сеет, тот не жнёт.

Улитка едет, когда-то будет.

Сытый голодного не разумеет.

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

И сила уму уступает.

Много видит, да мало слышит.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Перо пишет, а ум водит.

Одним ухом спит, другим слышит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Сладким портят, а горьким лечат.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Глаголы 2 лица единственного числа

В каком народе живёшь, такого обычая и держишься.

Баснями сыт не будешь.

Без беды друга не узнаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Напишешь пером, не вырубишь топором.

Тише едешь, дальше будешь.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Близок локоть, да не укусишь.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Слезами горю не поможешь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Кашу маслом не испортишь.

За чужим погонишься, своё потеряешь.

Слышал звон, да не знаешь где он.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Упустишь время – потеряешь час.

В решете воду не удержишь.

Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь.

Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Тише едешь - дальше будешь.

Поспешишь - людей насмешишь.

Однородные члены предложения

Правда в огне не горит и в водене тонет.

Всякому нужен и обед, и ужин.

Без нитки да иголки шубу не сшить.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Кто встал пораньше, ушёл подальше.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Правописание местоимений

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.

У него на вербе груши растут.

Друг тот, кто в беде с тобой.

В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.

Кто любит труд, того люди чтут.

3. Окружающий мир. На уроках окружающего мира пословицы и поговорки можно использовать при изучении сезонных изменений в природе.

Виды работ с пословицей на уроках окружающего мира:

· объяснить смысл пословицы или поговорки;

· подобрать пословицы, приметы, поговорки, характеризующие то или иное время года.

Пример: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

Январь – году начало, зиме – середина.

Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.

Осень – перемен восемь.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Спустя лето по малину не ходят.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Апрель с водою, а май с травою.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Много снегу – много хлеба, много воды – много травы.

В году двенадцать месяцев, и в каждом - свои ягоды.

4. Математика.   Нашим народом было придумано много пословиц, в которых встречаются числа.  

Пример: Семь раз примерь, один отрежь.

Старый друг лучше новых двух.

Ум хорошо, а два лучше.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Руки поборют одного, знанье - тысячу.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Хвастуну цена - три копейки.

Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

Семеро с ложкой - один с плошкой.

Одним махом семерых убивахом.

Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

У храбреца десять доблестей: одна - отвага, девять – ловкость.

Использование таких пословиц и поговорок

на уроках математики

на начальном этапе обучения –

один из эффективных приемов обеспечения познавательного интереса у детей к учению.

Позднее знание пословиц учащимися можно использовать во время проведения предметной недели по математике.

5.Технология. Русским народом придумано очень много пословиц о труде и лени, о работе и умении.

Эти пословицы вполне подходят

· в качестве девиза урока;

· настраивают детей на работу;

· воспитывают такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.

Пример: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд всё перетрут.

Каков мастер, такова и работа.

У работающего в руках дело горит.

Многого захочешь – последнее потеряешь.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

Лень и за работой потягивается.

Без дела жить – только небо коптить.

Где работают, там густо, а в ленивом доме пусто.

Готовь сани летом, а телегу – зимой.

6. Изобразительное искусство

На данных урокахможнопроводить дидактическую игру «Нарисуй пословицу».

Цель: развитие творческого воображения.

У каждого ребёнка своя пословица, к которой ему необходимо сделать рисунок. Показывая рисунок, он называет пословицу. Остальные дети её запоминают. На следующем занятии педагог показывает рисунки, а ребята стараются вспомнить пословицы к ним. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

7.Внеклассная деятельность

Чтобы в дальнейшем ученики не забывали выученные пословицы и поговорки, можно устроить специальный «праздник», посвятив им целое занятие.

 К этому уроку должны подготовиться все:  
дети повторяют все, что учили, а учителя составляют интересную викторину. 
 
 Вот какие задания можно предложить детям:  
·        Учитель начинает произносить одну пословицу, дети хором  её завершают. 
·        Игра, которая называется «Салат из пословиц и поговорок».  
Учащимся даются вперемежку слова из известных уже пословиц и предлагается объединить их в группы, расположить в правильном порядке и дополнить недостающими словами. 
·        Один из учащихся «играет» пословицу, используя мимику, жесты и просит 
других назвать пословицу, о которой идет речь. 
·        Игра «Пантомима» 
Пословицу показывает ребёнок, остальные её отгадывают. Можно разделить ребят на две-три группы и устроить соревнование между ними. Это упражнение  позволяет не только запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними. 
·        Ученикам предлагается из данных слов составить знакомую пословицу или 
поговорку. 
·        Учащиеся отгадывают пословицу по одному названному учителем слову. 
·        Детям показывается один за другим рисунки, иллюстрирующие пословицы. 
 Увидев рисунок, ученики должны произнести ту пословицу, иллюстрацией к которой 
он является. Можно раздать рисунки детям, которые они нарисовали на прежних 
уроках при работе над каждой пословицей. 
 
 
   Итак,  как мы убедились, очень важным обучающим и мотивационным фактором является работа с пословицами и поговорками. Она  может проводиться как на уроках, так и использоваться в виде различных заданий во внеклассной деятельности, на конкурсах, викторинах. 
     Приобщение к культуре  родной страны  через элементы фольклора дает учащимся  ощущение сопричастности к своему народу. 
 
Источники: 
Русские народные загадки, пословицы, поговорки./Составитель Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.    
Даль В.И. Пословицы русского народа. М., Русская книга. 1993. 
Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., Советская 
энциклопедия. 1966. 
Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М., Издательство Академия 
Наук СССР. 1961. 

Лихачёв Д.С. Письма о добром.


Поделиться: