Поиск по сайту

Создание экспозиций в предметном пространстве образовательного учреждения


Авторcтво: Цыганкова С.В.


Цыганкова С.В.,
воспитатель ГДОУ №8

Что только не хранится в «закромах» наших детей. Они собирают камешки, фантики, киндер-сюрприза, пуговицы, тряпочки, крышечки, вкладыши и так далее. Для каждого ребенка это самое настоящее богатство, это самое ценное и дорогое, что у него есть, к этому следует относится бережно, с пониманием, помогать ребенку систематизировать материал, обогащать пытливый ум ребенка знаниями и представлениями об окружающем мире коллекционируемых предметов.

Если взрослый способен понять увлечения ребенка, то бессмысленное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное занятие – коллекционирование. Желание помочь ребенку в умении собирать и систематизировать материал, самостоятельно находить интересную информацию о коллекционируемых предметах и лежит в основе данной методической разработки.

Методическая разработка на тему ««Создание экспозиций в предметном пространстве образовательного учреждения» адресована родителям, воспитателям детских садов, педагогам начальных классов, педагогам – воспитателям групп продленного дня, руководителям кружков, организаторам внешкольной работы с детьми, учителям - логопедам и т.д. Представленные материалы могут использоваться на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на классных часах, при организации досуговой деятельности детей, а также при коррекционной работе с детьми.

Целью нашего проекта является создание оптимальных условий для успешного развития познавательных способностей детей путем решения следующих задач:

  • Развитие познавательной сферы деятельности детей;

  • Развитие логического мышления, внимания, памяти;

  • Формирование речевой культуры общения;

  • Сотрудничество взрослого и ребенка в совместной деятельности.

Для решения этих задач используются разнообразные методы и формы работы:

словесные (рассказ, беседа, чтение, сочинительство, составление описательных рассказов), наглядные (рассматривание иллюстраций, детских энциклопедий, коллекционных материалов, просмотр научно-популярных передач), практические (творческие задания, мастер-класс, рисование по теме экспозиций). Работа может быть организованна как совместно- индивидуальная деятельность (взрослый и ребенок), совместно-подгрупповая (педагог и подгруппа детей), совместно-групповая (педагог и коллектив детей), творческая мастерская (педагог, родители и дети), самостоятельная деятельность (творческая самореализация ребенка)

Выставочная экспозиция оформляется с учетом научной достоверности подбираемых материалов, их наглядности и доступности, соответствия познавательным интересам и полоролевой социализации детей, техники безопасности, эстетики оформления.

Использование в практической работе данной методической разработки позволяет расширить кругозор ребенка, помогает детям овладеть общественно - историческим опытом предыдущих поколений, через знакомство с историей вещей и предметов, активизировать детскую деятельность, актуализировать словарный запас, формировать умение красиво выражать свои мысли и чувства, развивать умение анализировать полученную информацию, воспитывать межличностные отношения,

Работа по созданию экспозиций начинается с проблемной или игровой ситуации, например: Где живут лягушки? Почему на нашей планете не водятся динозавры? Из чего сделаны камни? Что наденет кукла? Почему гвозди заржавели? Спасем нашу планету; Юный дизайнер;

Следующий этап работы - это моделирование: оформление выставки или коллекционных материалов, трансформирование предметного пространства, составление алгоритма описательного рассказа, экскурсии.

Для наглядности приведем примеры разработанных и созданных экспозиций.

Вечные игрушки всех мальчишек - это солдатики. Прекрасная возможность для ребенка пережить себя в разных ипостасях. Игра в солдатики помогает снимать внутреннее напряжение. В тоже время такая игра предполагает огромное поле для воображения, структурирует мышление детей и предполагает развитие определенных волевых качеств, если игра идет вдвоем.

Для создания коллекции «Солдатики» был подобран материал: фигурки солдатиков из пластмассы, металла, иллюстрации, стихи, рассказы, рисунки детей.

Дети знакомятся с родами войск, с видами солдат в различные эпохи, в различных странах, детям предлагалось узнать о свойствах и качестве различных материалов, из которых изготавливают игрушечных солдатиков. В коллекции представлены творческие работы детей: рисунки, рассказы, высказывания.

Цель создания коллекции - развитие у детей познавательной сферы деятельности, воображения, мышления, речи.

Каждая девочка мечтает в детстве о том, чтобы у нее была самая красивая и нарядная кукла. Ее можно причесать, одеть, выдумать интересную историю, придумать наряд, сделать своими руками украшения...

Коллекция «Барби» помогает детям расширить представления о стиле, дизайне, помогает сплотить коллектив детей и их родителей, ведь создателями коллекции являются дети, их родители и педагоги.

Выставка на тему «Мир лягушек» Позволяет сформировать у детей представления о среде обитания, повадках, о разнообразном внешнем виде лягушек.

Дети знакомятся с удивительной жизнью лягушек, народным фольклором, с произведениями Г.Х. Андерсена, В.М Гаршина, японскими народными сказками, сказками поселенцев Северной Америки, русскими народными сказками; в материалах представлены игры, головоломки, стихи, загадки, творческие рассказы детей.

Экспозиции могут быть разнообразными по тематике и содержанию, по наполняемости и объему материала, времени и месту проведения. Инициатива по созданию экспозиции может исходить как от взрослого, так и от ребенка, отражая его увлечения, познавательное развитие, полоролевую социализацию.

Итогом данной работы является формирование у детей знаний об окружающем мире предметов, вещей; расширение представлений о свойствах и качествах материалов, длине, ширине, высоте предметов, их весе, объеме; совершенствование умения обобщать и классифицировать предметы; систематизация свойств объектов; развитие речи, умения составлять описательный рассказ о предметах, вещах или явлениях; развитие умения находить способ оценки и выявления свойств и отношений в процессе решения творческих задач; навык проведения экспериментов по выявлению свойств предметов; совершенствование способности самостоятельно выбирать игры, создавать игровые ситуации, подбирать сюжеты ролевых игр, использовать в бытовых и учебных ситуациях накопленный опыт.


Поделиться: