Авторcтво: Миронова Людмила Дмитриевна, классный руководитель 1 класса ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга |
В последние годы в психолого-педагогических разработках замечено снижение количество работ, занимающихся проблемами становления и развития детского коллектива, это говорит о том, что уменьшается интерес к данному вопросу. Но в образовательных учреждениях реальная «картина» показывает, что без коллективной составляющей невозможно дальнейшее позитивное развитие ни общества, ни личности. Именно с помощью классного коллектива дети развиваются как личности, познают необходимые ценности и нормы общества, учатся позитивно взаимодействовать.
Процессы, происходящие в детском коллективе должны направлять учеников на совместную деятельность, учить их избегать конфликтных ситуаций, развивать умение уважительно взаимодействовать, отношения к высказываниям другого, формировать желание помогать окружающим. Нужно отметить, что необходимо уделять внимание созданию благоприятного для всех и каждого ребенка микроклимата в детском сообществе, что и будет способствовать в дальнейшем созданию коллектива. Потому что сплоченность это одна из важных психологических характеристик деятельности коллектива. В становлении коллектива важная роль отводится общей деятельности, которая определяется как ведущий фактор, способствующий сплочению коллектива и становлению в нем коллективистских отношений, основанных на дружеских, благожелательных личностных отношениях.
Одним из педагогических приемов выстраивания таких доброжелательных отношений является разработка правил поведения в классе и общественных местах школы с использованием техники "мозгового штурма". Совместная, целенаправленная, дружная работа, сама по себе, становится камертоном подобного рода событий и впредь.
Цель занятия: создание условий для составления первоклассниками свода правил поведения в начальной школе, исполнение которых позволит им получать знания и общаться друг с другом в психологически комфортной обстановке.
Задачи: создание условий для близкого знакомства и общения выпускников и первоклассников с целью обмена опытом; совместное составление правил поведения и обучения в начальной школе; демонстрация отрывков из мультфильмов в качестве наглядных примеров к создаваемым правилам; демонстрация личного опыта и мнения выпускников и учителя.
Оформление: видеоматериалы, памятка о правилах поведения и обучения (создаётся в течение занятия).
Эпиграф: «Комфортно мне и тем, кто рядом со мной».
Форма проведения: внеурочное занятие с преобладанием фронтальной работы.
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Учащиеся первого класса занимают свои места, учащиеся пятого класса — места около учителя. На пятиклассниках надеты бейджики.
2. Вступительное слово
- Ребята, хочу представить вам моих выпускников, которые сегодня присутствуют здесь не только в качестве гостей, но и в качестве моих помощников: Смирнов Святослав, Илья Юханов, Игорь Крикунов, Василиса Кононенко, Полина Лалетина, Валентина Салеева, Полина Хачатурова.
3. Определение темы занятия, постановка цели. Проводит учитель.
Если учащиеся затрудняются отвечать — учитель задаёт дополнительные наводящие вопросы.
Речь учителя
|
Предполагаемая речь первоклассников
|
- Скажите, пожалуйста, время, которое вы проводите в школе, состоит только из уроков и выполнения заданий?
|
- Нет, есть перемены, на которых мы играем и общаемся друг с другом.
|
- Я, как любой учитель, учит вас — читать, писать, считать. Для русского языка, математики и других предметов есть правила. А нужны ли правила для поведения? Почему?
|
- Да, потому что если каждый будет вести себя так, как хочет — хорошие отношения в классе не сложатся.
|
- Мы с вами с первого сентября достаточно много говорим о поведении и его правилах — и для уроков, и для перемен. Есть ли среди вас те, кто помнит их все?
|
Вряд ли.
|
- Я предлагаю вам вместе с моими выпускниками создать красивый плакат с правилами поведения, чтобы потом повесить его на стенд в качестве напоминания. (Учитель демонстрирует приготовленный макет.)
|
Соглашаются.
|
- Скажите, пожалуйста, а для чего создаются правила поведения?
|
- Для комфорта (удобства) — моего, и тех, кто находится рядом.
|
- Давайте назовём плакат так:
«Комфортно мне и тем, кто рядом»
|
Полина клеит приготовленное название на верхнюю часть плаката.
|
- Мы составим правила или условия, выполняя которые мы почувствуем, что учиться в школе — удобно. Давайте сразу прикрепим слова «Если я...» ниже названия.
|
Валя клеит следующую надпись на плакат.
|
2. Составление правил
Первые два правила касаются обучения, остальные — отношений с окружающими (учитель обозначает данное отличие). После третьего правила делаем перерыв на разминку. После совместной формулировки каждого правила кто-то из учащихся оформляет часть плаката.
№ правила
|
Формулировка правила
|
Формулировка правила на плакате после слов «Если я...»
|
Материал для демонстрации ситуации, в которой выполнение этого правила необходимо
|
Разбор увиденной ситуации
|
1
|
Надо уметь думать о других, не только о себе.
|
Думаю не только о себе.
|
Короткометражный мультфильм о командной работе
|
Валя Салеева
|
2
|
Нельзя сдаваться.
|
Не сдаюсь, пока всё не получится.
|
Короткометражный мультфильм о ростке
|
Игорь Крикунов
|
3
|
Следить я могу только за собой.
|
Слежу за собой, а не за другими.
|
Отрывок из мультфильма «Новое Простоквашино: музыкальная уборка»
|
Василиса Кононенко
|
4
|
Я должен признавать свою вину, если виноват.
|
Признаю свои ошибки и исправляю их.
|
Нарезка моментов с мультфильма «Братец медвежонок»
|
Святослав Смирнов
|
5
|
С другими надо обращаться так, как бы тебе хотелось, чтобы поступали с собой.
|
Веду себя со всеми так, как хотел бы, чтобы они вели себя со мной.
|
Короткометражный мультфильм о добром поступке, который через время вернулся к человеку
|
Илья Юханов
|
6
|
Всех сотрудников школы надо уважать независимо от должности.
|
Уважаю всех работников школы.
|
Shorts о юристе, который заступился за уборщицу перед её начальником, грамотно используя аргументы
|
Учитель
|
7
|
За себя надо уметь постоять, но помнить - на оскорбления переходят те, у кого нет аргументов.
|
Защищаю себя, не обижая других.
|
Полина Лалетина
|
3. Подведение итогов
- Подумайте и скажите, какое правило вам кажется самым сложным? Можно ли его убрать из списка, раз оно кажется кому-то непростым?
- У нас не получится проводить время не только с пользой, но с удобством, если мы не будем выполнять эти правила. Поначалу будет сложно, но потом они войдут в привычку.
- Те, из вас, кому это занятие показалось интересным и полезным, покажите «пальчик вверх». Давайте поблагодарим выпускников за участие, а мы поблагодарим вас за ваше старание.
- Давайте повесим плакат на стенд.
Учитель с пятиклассниками оформляет стенд.
Поделиться: