Поиск по сайту

Внеурочное занятие в 1 классе «Мне и окружающим комфортно в школе»


Авторcтво: Миронова Людмила Дмитриевна, классный руководитель 1 класса ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга


        В последние годы в психолого-педагогических разработках замечено снижение количество работ, занимающихся проблемами  становления и развития детского коллектива, это говорит о том, что уменьшается интерес к данному вопросу. Но в  образовательных учреждениях  реальная «картина» показывает, что без коллективной составляющей невозможно дальнейшее позитивное развитие ни общества, ни личности.  Именно с помощью классного коллектива дети развиваются как личности, познают необходимые ценности и нормы общества, учатся позитивно взаимодействовать. 

       Процессы, происходящие в детском коллективе должны направлять учеников на совместную деятельность, учить их избегать конфликтных ситуаций,  развивать умение уважительно взаимодействовать,  отношения к высказываниям другого,  формировать желание помогать окружающим. Нужно отметить, что необходимо уделять внимание созданию благоприятного для всех и каждого ребенка микроклимата в детском сообществе, что и будет способствовать в дальнейшем созданию коллектива. Потому что сплоченность это одна из важных психологических характеристик деятельности коллектива. В становлении коллектива важная роль отводится общей деятельности, которая определяется как ведущий фактор, способствующий  сплочению коллектива и становлению в нем коллективистских отношений, основанных на дружеских, благожелательных личностных отношениях.

       Одним из педагогических приемов выстраивания таких доброжелательных отношений является разработка правил поведения в классе и общественных местах школы с использованием техники "мозгового штурма". Совместная, целенаправленная, дружная работа, сама по себе, становится камертоном подобного рода событий и впредь.  

Цель занятия: создание условий для составления первоклассниками свода правил поведения в начальной школе, исполнение которых позволит им получать знания и общаться друг с другом в психологически комфортной обстановке.

Задачи: создание условий для близкого знакомства и общения выпускников и первоклассников с целью обмена опытом; совместное составление правил поведения и обучения в начальной школе; демонстрация отрывков из мультфильмов в качестве наглядных примеров к создаваемым правилам; демонстрация личного опыта и мнения выпускников и учителя.

Оформление: видеоматериалы, памятка о правилах поведения и обучения (создаётся в течение занятия).

Эпиграф: «Комфортно мне и тем, кто рядом со мной».

Форма проведения: внеурочное занятие с преобладанием фронтальной работы.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Учащиеся первого класса занимают свои места, учащиеся пятого класса — места около учителя. На пятиклассниках надеты бейджики.

2. Вступительное слово

- Ребята, хочу представить вам моих выпускников, которые сегодня присутствуют здесь не только в качестве гостей, но и в качестве моих помощников: Смирнов Святослав, Илья Юханов, Игорь Крикунов, Василиса Кононенко, Полина Лалетина, Валентина Салеева, Полина Хачатурова.

3. Определение темы занятия, постановка цели. Проводит учитель.

Если учащиеся затрудняются отвечать — учитель задаёт дополнительные наводящие вопросы.

Речь учителя

Предполагаемая речь первоклассников

- Скажите, пожалуйста, время, которое вы проводите в школе, состоит только из уроков и выполнения заданий?

- Нет, есть перемены, на которых мы играем и общаемся друг с другом.

- Я, как любой учитель, учит вас — читать, писать, считать. Для русского языка, математики и других предметов есть правила. А нужны ли правила для поведения? Почему?

- Да, потому что если каждый будет вести себя так, как хочет — хорошие отношения в классе не сложатся.

- Мы с вами с первого сентября достаточно много говорим о поведении и его правилах — и для уроков, и для перемен. Есть ли среди вас те, кто помнит их все?

Вряд ли.

- Я предлагаю вам вместе с моими выпускниками создать красивый плакат с правилами поведения, чтобы потом повесить его на стенд в качестве напоминания. (Учитель демонстрирует приготовленный макет.)

Соглашаются.

- Скажите, пожалуйста, а для чего создаются правила поведения?

- Для комфорта (удобства) — моего, и тех, кто находится рядом.  

- Давайте назовём плакат так:

«Комфортно мне и тем, кто рядом»

Полина клеит приготовленное название на верхнюю часть плаката.

- Мы составим правила или условия, выполняя которые мы почувствуем, что учиться в школе — удобно. Давайте сразу прикрепим слова «Если я...» ниже названия.

Валя клеит следующую надпись на плакат.

 

2. Составление правил

Первые два правила касаются обучения, остальные — отношений с окружающими (учитель обозначает данное отличие). После третьего правила делаем перерыв на разминку. После совместной формулировки каждого правила кто-то из учащихся оформляет часть плаката.

№ правила

Формулировка правила

Формулировка правила на плакате после слов «Если я...»

Материал для демонстрации ситуации, в которой выполнение этого правила необходимо

Разбор увиденной ситуации

1

Надо уметь думать о других, не только о себе.

Думаю не только о себе.

Короткометражный мультфильм о командной работе

Валя Салеева

2

Нельзя сдаваться.

Не сдаюсь, пока всё не получится.

Короткометражный мультфильм о ростке

Игорь Крикунов

3

Следить я могу только за собой.

Слежу за собой, а не за другими.

Отрывок из мультфильма «Новое Простоквашино: музыкальная уборка»

Василиса Кононенко

4

 

 

Я должен признавать свою вину, если виноват.

 

Признаю свои ошибки и исправляю их.

Нарезка моментов с мультфильма «Братец медвежонок»

Святослав Смирнов

5

С другими надо обращаться так, как бы тебе хотелось, чтобы поступали с собой.

Веду себя со всеми так, как хотел бы, чтобы они вели себя со мной.

Короткометражный мультфильм о добром поступке, который через время вернулся к человеку

Илья Юханов

6

Всех сотрудников школы надо уважать независимо от должности.

Уважаю всех работников школы.

Shorts о юристе, который заступился за уборщицу перед её начальником, грамотно используя аргументы

Учитель

7

За себя надо уметь постоять, но помнить - на оскорбления переходят те, у кого нет аргументов.

Защищаю себя, не обижая других.

Полина Лалетина

 

3. Подведение итогов

- Подумайте и скажите, какое правило вам кажется самым сложным? Можно ли его убрать из списка, раз оно кажется кому-то непростым?

- У нас не получится проводить время не только с пользой, но с удобством, если мы не будем выполнять эти правила. Поначалу будет сложно, но потом они войдут в привычку.

- Те, из вас, кому это занятие показалось интересным и полезным, покажите «пальчик вверх». Давайте поблагодарим выпускников за участие, а мы поблагодарим вас за ваше старание.

- Давайте повесим плакат на стенд. 

Учитель с пятиклассниками оформляет стенд.

 


Поделиться: