Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Путь «Школьной классики» через искусство к духовной нравственности
«… В самом романе есть фраза, сказанная Базаровым: «в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.» В спектакле Евгений говорил эти слова, засовывая сено себе под пальто… Этот момент меня, как-то, большей всех впечатлил. Символично в спектакли было буквально все. И это просто гениально! Я в восторге. Костюмы героев, реквизит на сцене - все, абсолютно все, имеет скрытый смысл!!...» [https://m.vk.com/@nora_kamnya-spektakl-otcy-i-deti-v-teatre-estrady] Как тонко подмечена актуальная в современной жизни тема пустоты души! Мы не случайно начали статью с цитаты из отзыва юного критика, посетившего Театр Эстрады 5 ноября 2023года. Автор отзыва пишет о спектакле «Отцы и дети» Екатеринбургского театра из репертуара нашего фестиваля «Школьная классика», вызвавшем разные, порой противоречивые, но в целом - яркие эмоции у зрителей. Есть немало школьников со сформированным категориальным аппаратом, способных вот так увидеть замысел режиссёра, прочитать неявно, тонко выраженные смыслы в актёрской подаче образа героя классического произведения, не только не противоречащие идее классика, но высвечивающие её из глубины времени в нашей реальности. Есть также и зрители, отрицающие в постановке любое отступление от оригинала и даже минимальное развитие мыслей классика. Эти противоречия не случайны. Существуют, на наш взгляд, три главных причины для диаметрально противоположных мнений в зале, как и в современном обществе в целом: - нет общего понимания ДОБРА и ЗЛА: отсутствие единого понимания категории духовности, следовательно – размывание нравственных ориентиров, которые и образуют направляющий стержень личности; - отсутствие единого понимания критериев отнесения к классической традиции постановки сцен и режиссёрских решений: от «приемлемых» для восприятия школьной аудиторией до абсолютно «не приемлемых»; - в хаосе картин мира, в отсутствии единого мировосприятия в среде тысяч российских зрителей, где на разный образовательный уровень, разное социальное положение, а так же - разное отношение к мировой ситуации и ситуации в стране накладывается печальная тенденция пустоты. Пустота (смысловых безобразий или бессмысленных образов) - последствие и реальность влияния «не читающих поколений» на уровень культуры общества в целом и на наличие собственной позиции. Грань между тем, что называется цинизмом и тем, что именуется снобизмом, сегодня крайне размыта в обществе. По этой причине «попасть в душу» подростка (остро воспринимающего всё, категоричного по определению) - высший пилотаж, как для учителя, так и для родителя, тем более - для актёра. Это уровень, достичь которого сегодня удаётся крайне редко, ведь апеллировать к общим идеалам в отсутствии единой идеологии – почти донкихотство, а напрямую обращаться к религиозным чувствам публики, не будучи религиозными служителями, безнравственно и неправильно. Таким образом, у нас остаётся только язык настоящего – образцового искусства, где почву массовых театральных зрелищ мы засеваем образами национальной литературной классики. Формирование репертуара нашего фестиваля – дело нелёгкое и очень ответственное, ведь спектакль должен быть и воспитывающим, и понятным, и современным. Ещё в 2016 году автор, вдохновитель и продюсер фестиваля «Школьная классика» Денис Новосельцев сказал в одном из интервью: «При просмотре спектакля ключевыми для нас являются следующие условия: полное соответствие авторскому тексту, в плане творческой составляющей (в том числе режиссуры) отсутствие осовременивания мизансцен, введения модных деталей, не соответствующих замыслу автора, эпохе и т.д. В настоящее время чрезвычайно популярны попытки слишком «по-современному» обыгрывать взаимоотношения мужчин и женщин (в том числе телесные), этого тоже не должно быть. Одним словом, мы за классический театр!» Спустя почти десятилетие, эта концепция «Школьной классики» не изменилась. И, как показывают проекты наших зрителей – школьников и волонтёров – студентов ГИТИСа [https://youtu.be/n_7147kmfz8?si=pUfi1JgH5BRAbOiy], в деле своём мы обрели ценный опыт и делаем его качественно, а значит - не зря. Мы, подобно искателям жемчуга, перебирая большое количество постановок национальной классики, выбираем из них максимально сохраняющие и несущие в мир философскую основу произведения. При этом мы осознаём, что на непонятный, неинтересный спектакль молодой зритель не придёт. Выбирая спектакли региональных театров при создании репертуара фестиваля, в их постановках по классическим произведениям программы школы по литературе мы ищем режиссёрские и актёрские решения, приближающие современного зрителя к пониманию и впитыванию этой основы. Именно этот сложный путь мы, как и десять лет назад, считаем единственно возможным инструментом формирования духовных ценностей. Путь сеяния их в молодые души как традиционное национальное понимание о добре и зле, закодированное в классических литературных образах как в семенах сюжетов. Понимание традиционных национальных кодов, которое оживляет талантливая игра актёров. Путь взращивания нравственности поколения в национальном понятии совести, посредством диалога на языке искусства, а не беспутье -метание между полным безобразием хаоса и вдалбливанием идеологем в эйфории массового психоза. Театр напитывает высшим, ВОСпитывая в юном зрителе духовность как истинную человеческую свободу - понятие, впервые привнесённое в мир христианством, далее закрепившееся в православии, разделяемое всеми традиционными религиями: человек может быть рабом только Бога, своей совести и более ничьим. Таким образом, искусство, неся со сцены свет классических литературных образов, формирует основу нравственности зрителя: стержня личности, личностной позиции, поведения и поступков. Отзыв одного из зрителей спектаклей фестиваля смело можно отнести к профессиональной пробе театрального критика. Фрагменты, которые мы приводим в статье, свидетельствуют о том, что идея фестиваля не просто жива, а приобретает всё большую актуальность. Так, в начале отзыва читаем: «Поход с классом на фестиваль школьной классики прошел 5 ноября! Разбор «Отцов и детей» от екатеринбургского театра на гастролях…», «Фестиваль школьной классики, в состав которого входил спектакль «Отцы и дети»…привел в театр огромные толпы детей 9-11 классов. Я не могу вспомнить ни одного театра, в который я ходила за последние полтора года, где были НАСТОЛЬКО огромные очереди и толкотня». Наши встречи зрителей с режиссёром и актёрами после спектакля приобретают всё большую популярность, привлекают внимание молодёжи, родителей и педагогов. Встречи – обсуждения спектаклей фестиваля «Школьная классика» - это место, где говорят о действительно важном сегодня. Здесь зрители и труппа ведут откровенный диалог, обращаясь к классическим образам Добра и Зла. [https://www.youtube.com/supported_browsers?next_url=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DuEy0...; https://drive.google.com/file/d/1_KxcWIhy0xSh3pXh6uZeJ3Z_cQ-qLrta/view; https://drive.google.com/file/d/1_23yAHZq-rRT3Ohop-64GSd6cb_Zfz58/view; https://vk.com/wall-172712532_5846?access_key=4ec90632da94413b4e; ] Благодаря мастерской работе труппы, образы, преподнесённые со сцены средствами театрального искусства, отзываются в сердцах нового поколения остро, в сопоставлении в их реальной жизнью в современном мире. Классика становится современной и удерживает мир от разрушения виртуально насаждаемого хаоса. Это подтверждает и Ленинградское региональное отделение «Лиги юных журналистов», которое присоединилось к нашему фестивалю «Школьная классика» [ https://edu.lenobl.ru/ru/about/news/67376/]. Наряду с достижениями фестиваля и актуальностью темы, существуют сложности выстраивания процессов взаимодействия в ходе обсуждений спектаклей между зрителем и труппой. Так, практически с первых обсуждений, мы поняли, что к этому серьёзному диалогу следует готовить как труппу, не имеющую в большинстве случаев педагогической подготовки, так и педагогов с группами школьников, как выяснилось, не обладающих не только опытом культурных дискуссий, а порой и общекультурным уровнем поведения в театре. При этом, и театр нуждается в зрителе, и зритель – школьник – в классических театральных постановках, которых сегодня совсем не много на театральной сцене. Нередко на обсуждении мы сталкиваемся с необходимостью работать над расширением словарного запаса и специальными знаниями школьников для их возможности выражения своей мысли на родном языке, то, что ФГОС трактует как метапредметные результаты в гуманитарном спектре предметов. Эта проблема по мере роста нашей аудитории ежегодно растёт и требует совместного решения, поэтому мы активно приглашаем к сотрудничеству педагогов школ и методистов по ОРКСЭ, ОДНКР, по литературе и по МХК. На фоне разных запросов от школьных педагогов на проектное взаимодействие в рамках фестиваля «Школьная классика», подготовка обсуждений актуализировала необходимость выработки механизмов взаимодействия между школами и организаторами нашего фестиваля – командой проекта. Сегодня это направление «Школьная классика» развивает, инициируя и проводя встречи с представителями системы образования и в частности, Министерства просвещения, Комитетов по образованию, с представителями РДДМ «Движение первых», а также – тесно взаимодействуя с театральными педагогами и другими деятелями культуры и искусства.
Поделиться: |