Авторcтво: Касаткина Наталья Валерьевна, старший преподаватель кафедры общественно-научного культурологического образования СПб АППО; методист ИМЦ, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района Санкт-Петербурга |
Проблема формирования духовно-нравственной культуры у детей и молодежи всегда остается актуальной. Во все века люди высоко ценили духовность в человеке, его нравственный облик и воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, которое несомненно связано с духовно-нравственным возрождением ее народа и, в первую очередь, молодежи. Уже не первое десятилетие идет процесс размывания традиционных ценностей, разрыва поколенческих связей, нарушение преемственности между ними, привитие чуждых нашему народу ценностей, обусловленных западной идеологией.
Как помочь ребенку не превратиться в равнодушного, безнравственного индивида? Что для этого необходимо делать? Как делать? Заметным и важным инструментом в этой сложнейшей работе стало введение в содержание школьного образования новой образовательной области и новых учебных дисциплин – Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), (4 класс), и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс). В рамках реализации целей и задач, сформулированных в нормативных документах, в Санкт-Петербурге была создана система информационно-методической поддержки методистов и педагогов по предметам духовно-нравственной направленности.
В 17 районах города работают творческие группы педагогов по духовно-нравственному направлению. Во всех районах города, с различным графиком работы, проходят заседания районных методических объединений (РМО) для педагогов ОРКСЭ, ОДНКНР.
Информационной основой методической поддержки учителей города по учебным курсам ОРКСЭ, ОДНКНР являются интернет-платформы с тематическими информразделами - нормативными документами, методическими рекомендациями и лучшими примерами практической работы педагогов районов. В районах и городе специалисты имеют возможность повысить уровень своей квалификации в том числе на курсах переподготовки.
Для качественного и эффективного преподавания предметов духовно-нравственного цикла (ДНЦ), городское методическое объединение и районные методисты оказывают методическую поддержку и сопровождение учителей ОРКСЭ, ОДНКНР.
Она заключается в следующем:
1. Районные методисты организуют и проводят заседания РМО, индивидуальные и тематические консультации по проблемным вопросам преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР, осуществляют информационные рассылки, проводят консультация педагогов – участников конкурсов педагогического мастерства, экспертизу, участие в жюри, аналитические совещания РМО по итогам фестивалей и конкурсов, мониторинги по готовности ведения уроков ДНЦ, мониторинги по выбору модулей ОРКСЭ, круглые столы по составлению рабочих программ.
2. Во многих районах организуются и реализуются экскурсионные программы, проводятся районные конкурсы, фестивали, районные проекты, организуются встречи с авторами учебно-методических комплексов (УМК), работу в педагогических сообществах, творческих группах, районные фестивали открытых уроков, проводят организационные встречи перед родительскими собраниями по выбору модулей, организуют сотрудничество с религиозными организациями, духовно-просветительскими центрами, сотрудничество с благочиниями районов, посещение музеев, объектов культуры.
3. Составляют и выпускают электронную и печатную продукции районных сборников.
Только в 2022 году были изданы: «Сборник материалов о проведении в школах Василеостровского района праздника Масленица», «Сборник лучших работ районного конкурса эссе учителей ОРКСЭ и ОДНКНР «Моя педагогическая философия», «Сборник по итогам Рождественских чтений 2021».
Практически в каждом районе города формируется подборка лучших практик района – методическая копилка.
4. Районные методисты организуют и участвуют в подготовке открытых уроков, мастер-классов, круглых столов, инициируют просмотр и обсуждение вебинаров, научных конференций, способствуют организации наставничества, самообразования педагогов, выступают перед администрацией образовательных учреждений (ОУ) по ведению предметов ДНЦ.
5. В ряде районов города начата работа по систематизации, адаптации, тиражированию материалов лучших практик, баз методических ресурсов, электронной школы (Телешкола), критически анализируются интернет-ресурсы с материалами для учащихся и педагогов, материалы конкурсов педагогического мастерства.
В районах города организованы и представлены успешные практики преподавания предметов ОРКСЭ, ОДНКНР.
Очень популярен метод «образовательного путешествия». В рамках «образовательного путешествия» обучение происходит в форме сотрудничества между учениками, а также между учениками и учителем, что развивает навыки коммуникативной культуры, создаёт условия для социальной активности обучающихся, способствует формированию ключевых метапредметных умений. «Образовательное путешествие» в качестве педагогической технологии интересно детям, так как даёт им определённую свободу действий и мысли, возможность погрузиться в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почувствовать себя первооткрывателями и исследователями.
Методисты и педагоги не только сами участвуют в конкурсах и мероприятиях, а также активно привлекают к участию учащихся образовательных учреждений.
Работа педагога учебных курсов ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР строится таким образом, что ядром содержания каждого занятия становится понятие «общечеловеческие ценности». Их освоение помогает школьникам усвоить идеи, которые объединяют, а не разъединяют людей независимо от их религиозных, национальных и культурных взглядов. Главная цель: формирование позитивного отношения к общечеловеческим ценностям.
Хотелось бы привести слова из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания детей и подростков. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог сам не является примером нравственного и гражданского личностного поведения для своих учеников.
Невозможно решить проблемы, связанные с нравственным кризисом, только государственными средствами. Необходима консолидация интеллектуальных ресурсов для преодоления негативных тенденций, концентрация усилий на решение социальных проблем, активная позиция гражданского общества. Возрождение самобытной цивилизации на традиционных ценностях культуры различных народов является для России наиболее оптимальным путем выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере.
Поделиться: