Поиск по сайту

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РДШ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Авторcтво: Головлева Елена Сергеевна, учитель информатики, Пименова Наталья Викторовна, учитель английского языка ГБОУ СОШ №360 им. А.В. Германа Санкт-Петербурга


Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одной из приоритетных задач современной школы является развитие высоконравственной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности. Экологическое воспитание - одно из приоритетных направлений системы воспитания в современном мире, особенно на уровне начального общего образования. Экологическое воспитание предполагает: развитие у детей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ «формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях».

Актуальность экологического воспитания обусловлена обострением экологических проблем в стране и в мире.

Экологическая ситуация в регионах ухудшается и требует к себе особого внимания.

Анализ экологической ситуации позволяет выделить следующие основные экологические проблемы, существующие в нашем регионе:

§     загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления;

§     загрязнение атмосферного воздуха крупных городов;

§     загрязнение акватории токсичными веществами;

§     загрязнение почв наиболее опасными канцерогенами;

§     неудовлетворительная охрана лесных угодий и болот;

§     неудовлетворительная охрана животного мира и поддержание биоразнообразия;

§     несанкционированные свалки мусора.

Обществу необходимо постепенно пересматривать потребительское отношение к окружающей среде, что возможно только при наличии экологического воспитания высокого уровня, сформированного экологического мировоззрения. Для достижения такого необходимо начинать обращать внимание на экологию с возраста младшей школы.

Одной из приоритетных задач экологического воспитания младшего школьника является содействие выработке в нём экологических привычек, которые он сможет перенести из образовательной деятельности в свою повседневную жизнь. С этой точки зрения продуктивными средствами воспитания являются долгосрочные экологические проекты, а не разовые акции.

Именно такой проект в 2021/22 учебном году был предложен районным отделением российского движения школьников Фрунзенского района Санкт-Петербурга: марафон "ЭКО-маршрут" среди обучающихся 1 - 6 классов образовательных учреждений Фрунзенского района.

Цель Марафона – вовлечение обучающихся учебных учреждений в экологическое движение, направленное на содействие формирования экологического образа жизни, воспитание бережного отношения к природе, а также выявление и поддержка лучших социальных (волонтерских) инициатив во Фрунзенском районе.

Задачи Марафона:

§     расширение общего кругозора обучающихся, создание условий для развития творческих способностей;

§     формирование представления о личном вкладе в развитие общества, социальной инициативы;

§     создание условий для воспитания потребности активного участия в природоохранной и экологической деятельности;

§     формирование представления о глобальной и локальной экосистемах и ключевых экологических проблемах современности;

§     вовлечение обучающихся образовательных организаций района в решение локальных экологических проблем;

§     развитие детской социальной инициативы в районе;

§     выявление талантливой молодежи;

§     формирование бережного отношения к окружающей среде;

§     формирование навыка коллективной деятельности у обучающихся образовательных учреждений.

В рамках проведения марафона каждый месяц экологическим отрядам школ предлагается чек-лист с обязательными и дополнительными заданиями на календарный месяц. Задания представляются интересными для детей, т.к. предполагают различные форматы реализации: экологические акции, интеллектуальные квизы, творческие задания, практические эксперименты, выезды эко-десанта. Участие в марафоне носит соревновательный характер, ежемесячно команды-участницы заполняют формы отчётов, на основе которых составляется общерайонный  экран достижений в каждой отдельной возрастной группе. Построение рейтинга повышает мотивацию детей к их экологической активности, что также представляется явным плюсом марафона.

Таким образом, по мнению авторов, долгосрочные экологические проекты, с качественно продуманным содержанием, содействуют системному экологическому воспитанию детей.

Поделиться: