Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ «НЕФОРМАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Ключевыми идеями системы образования являются создание условий для вовлечения детско-юношеского сообщества в естественнонаучную, техно предпринимательскую и инженерную деятельность, освоение цифровых технологий. Реализация проектов, исследований, погружение в мир проб и открытий позволяет ребятам реализовать выбранный ими образовательный, профориентационный маршрут, формировать ключевые, метапредметные компетентности, навыки 21 века. В настоящее время продолжает быть актуальной и значимой стратегия образования для устойчивого развития, стержневой линией которой является экологическое воспитание, формирующие бережное отношение населения к природе. Необходимость формирования экологической культуры диктуется современными экологическими проблемами. Экологическое образование призвано: - развивать когнитивную и конвергентную деятельность учащихся, реализуя системно-деятельностный, практико-ориентированный и конвергентный подходы, через деятельностный пробы экологической направленности; - в соответствии с концепцией устойчивого развития, помочь обучающимся осознать и в дальнейшем следовать пониманию, что должно быть равновесие между удовлетворением потребностей сегодняшнего времени и возможными последствиями в будущем; - помочь обучающимся реализовать принципы устойчивого развития. Например, «Думай глобально, действуй локально»; - создание новой экологически ориентированной модели поведения в решении экологических проблем, сохранении здоровья жителей планеты Земля и самой планеты Земля. Несмотря на значимость формирования экологического мировоззрения и культуры формальное экологическое образование в школе не позволяет решить ряд задач. На помощь приходит неформальное экологическое образование (НЭО), которое позволяет компенсировать недоработки в формальном экологическом образовании. По поводу неформального образования есть ряд точек зрения. Мы присоединяемся к точке зрения, что НЭО можно рассматривать и как дополнительное, и как неотделимое от школьного формального образования. Реализуется в детских сообществах, объединениях (клубы, кружки, секции, мастерские и др.). При этом оно не сопровождается получением документа государственного образца. В ГБОУ лицей 179 реализуется как формальное, так и неформальное экологическое образование, которое выходит за рамки учебных программ лицея и является продолжением и дополнением, позитивной альтернативой формальному. Мы знакомимся с работой в режиме форсайт-проекта и реализуем «Неформальное экологическое образование». Форсайт-проект, инновационный инструмент моделирования будущего. Участники форсайт-проекта не только оценивают риски тех или иных экологических проблем, но и проектируют деятельность на снижение риска. Результатами форсайт-проекта является карта будущего, когда обсуждаются различные экологические проблемы и, главное, пути их решения. НЭО проходит в рамках клубов: «Клуб старшеклассников» (секции биотестирования и биоиндикации, химического анализа, физического анализа), клуба «Высокие технологии и экология», «Нанотехнологии». Деятельность клубов проводится как в стенах лицея, так и на базе социальных партнеров. Реализуются задачи: - стимулировать формирование общественно-экологического сознания, повышение экологической культуры обучающихся, населения; - опора на личный опыт участников деятельности в решении экологических проблем; - формирование когнитивной и конвергентной мыслительной деятельности, ключевых компетентностей, функциональной грамотности через экологическую проектную и исследовательскую деятельность, моделирование, прогноз экологического состояния окружающей среды; - продвижение экогуманитарной парадигмы и модели образования – образования для устойчивого развития; - формирование экологического сознания, мировоззрения с высоким уровнем социальной активности. На протяжении ряда лет проводим мониторинг воды, почвы, атмосферного воздуха Санкт-Петербурга и Ленинградской области, определяем радиационный фон в городе и области, наличие радона в подвалах и на разных этажах многоквартирных домов; шумовую нагрузку города. Исследуем свойства биоразлагаемых пакетов и водонепроницаемой ткани, полученные результаты представляем на олимпиадах и конференциях разного уровня, проводим форсайт-сессии. Форсайт-сессию мы рассматриваем как аналитическую и переговорную платформу для поддержки принятия решений, обсуждаем проектные идеи и сценарные версии воплощения теории на практике. Проектная и исследовательская деятельность учащихся представлена на конференциях и олимпиадах разного уровня. Статьи учащихся публикуются в сборниках конференций. Проведению форсайт-проекта, форсайт-сессии помогает сотрудничество и сетевое взаимодействие с социальными партнерами. Взаимодополняемость формального и неформального экологического образования способствует формированию у обучающихся метапредметных навыков, навыков XXI века, soft-skills и частично hard skills. 7 укрупнённых гибких навыков (soft skills): 1. Учиться учиться (самопознание + обучение в деятельности + широкий кругозор) 2. Исследовать (системное мышление+ интеллектуальная гибкость + научный поиск и экспериментирование) 3. Проектировать и создавать новое (творчество + дивергентное мышление + инженерное мышление) 4. Читать и писать в цифровую эпоху (информационная и медиа-грамотность + цифровая безопасность) 5. Работать в команде (умение вдохновлять других + cозидательная жизненная позиция + сотрудничество + проактивность) 6. Организовывать деятельность (свою и чужую) (Личная эффективность + инициативность + лидерство +тайм-менеджмент) 7. Общаться (умение понимать и быть понятым)
Выяснение учащимися причинно-следственных связей в происходящих экологических процессах, аналитическая деятельность, самоанализ, самообразование, работа в группах способствуют достижению 4K: критическое мышление, креативность, коммуникация и координация; развивает их личностные качества (ответственность, самостоятельность, самооценка, целеустремленность, инициативность). Участие ребят в волонтерской деятельности (сообщество волонтеров), проведение биологических, химических исследований развивает естественнонаучную и социальную коммуникативную грамотность. Таким образом, система формального и неформального экологического образования мотивирует, активизирует формирование у обучающихся экологического мировоззрения и культуры. Литература 1. Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 N 286 URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395449 2. Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 N 287 URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=395813 3. Неформальное образование: современный контекст. А.М. Макарский, А.М. Макарский. Журнал “Про_ДОД”. 2019. URL: https://prodod.moscow/archives/11172
Поделиться: |